Ракеты и экономика
max_andriyahov — 14.04.2017 "Прибыль - вещь хитрая и загадочная. И весьма коварная. Её можно посчитать тысячью способов, получить миллион разных цифр и, что сука характерно, - все будут правильные!"638 млн. долларов.
А потом первого сентября взорвалась ракета на старте и больше запусков не было. Но для НАСА они ещё разрабатывают пилотируемый корабль и получают бабло за каждый пройденный этап. В 2016 успели:
- проведена защита двигательной системы
- в 4 квартале 2016 г. завершены испытания системы жизнеобеспечения корабля и скафандра
- проведена защита проектов всех систем стартовой площадки для посадки астронавтов в космический корабль
- проведена защита двигателей Merlin первой и второй ступеней ракеты Falcon 9
- продолжаются испытания парашютной системы
На 224 млн. долларов
Это было легко, но как посчитать затраты? С известной долей допущения, но можно.
Персонал
Официальная информация о количестве сотрудников в 2016 году - на начало года 5.000+ на конец года 6.000+. пусть средняя 5.500 человек
Зарплаты в спейсХ (открытые вакансии):
Ведущий инженер–программист: $113 391 — $197 882
Ведущий инженер–механик: $79 767 — $151 449
Инженер–механик: $57 123 — $123 868
Инженер–электрик: $51 374 — $120 347
Инженер–тестировщик: $50 765 — $114 346
Сварщик: $46 443 — $125 099
Оператор станков с ЧПУ: $30 111 — $75 816
По грубой прикидке - в среднем 80.000 баксов в год. Х 5.500 человек = 440 млн. Данные не с точностью "до копейки", конечно. Но не должны сильно отличаться от реальных. Причем тут учтены все работники, и те кто кормит фирму сегодня, и все кто занимается перспективными разработками (Дракон2, Раптор, ИТС и пр.)
Сырьё, материалы, комплектующие и субподрядчики. Спейсы известны тем, что не жалуют услуги сторонних подрядчиков и всё хотят делать сами, от гандона до гвоздя, как говорится.
Поэтому материалы (в основном - алюминиево-литиевый сплав) можно смело брать по цене проката:
9 ракет (8 улетело + 1 взорвалась) Х 32 тонны (примерно) Х 2.200$ = около 0,7 млн. баксов за все. Именно потому, что все основные технологические операции выполняют сами
Причем, порой настолько "по-колхозному", что у других фирм вызывает шок и трепет. Они-то привыкли носиться с ракетной техникой, как с хрустальной туфелькой, а тут такое!!! Самое знаменитое фото:
Чувак разметил синей изолентой лишний кусок сопла второй ступени и через минуту срежет его обычными ножницами по металлу.
Транспортировку ступеней уже разбирали, по 100.000 за каждую ракету максимум. Итого - еще 0,9 млн. баксов.
По хорошему, к цене металла и перевозке 8-ми улетевших и 1-й взорванной ракет надо добавить материалы и услуги на другие проекты, но как видно - эти затраты на два порядка ниже затрат на персонал и особой роли не играют. На уровне погрешности.
Аренда зданий и сооружений, амортизация оборудования:
Кроме завода в Калифорнии у них еще испытательный стенд в Техасе
Флот из двух барж и двух буксиров
Анграры в порту, три стартовых комплекса в аренде
И еще строят свой собственный космодром в Техасе
И вот тут самая сложная часть задачки - сколько это все стоит. И хорошо если аренда - можно получить точную сумму затрат за год. А вот с амортизацией - хрен там плавал, точно посчитать... Но зная привычку спейсов покупать все по цене ржавого металлолома (это не шутка. Вот этот транспортер Шаттлов
в убитом состоянии был выставлен на торги за 6.000 долларов, на чермет. СпейсХ купили его в результате за 31.000 баксов. Поменяли резину, подшаманили, добавили ферму - теперь таскает их ступени:
Из говна и палок, буквально.
Так вот, на всю эту инфраструктуру затраты можно посчитать довольно точно, но мне лень выискивать, сколько стоит в Кали аренда цеха за квадратный фут или аналогичный морской буксир.
Пусть будет, с оооооогромным запасом, 200 млн. на все про все в год.
Итого:
А многоразовость нужна, чтобы увеличив персонал на +1.000 человек довести кооммерческие запуски до 24 в год:
просто за счет того, что новую ступень делать 6-8 месяцев, а перезапустить летавшую от 4х (как SES-10) до 24 часов (как в смелых мечтах спейсХ)
АПД: самые популярные вопросы
Налоги?
Электроэнергия?
Тепловодогазоснабжениеканализация?
Изначально материалов надо больше, чем весу в ракете - часть уходит в стружку и все такое.
Не заметил топливо и прочую химию. Или они сами бензин ослиной мочой разбавляют?
Затраты на патентование или использование патентов?
Ответ:
Смотря какие. С з/п платит сам работник, шерифа не ебут проблемы негров. В Техасе у них налоговый вычет за то что строят космодром, в Кали тоже нехилая льгота
На крыше фотопанели) Да и копейки.
В Кали - теплоснабжение??? мсье знает толк...
Заправка компонентами Ф9 стоит 140.000 баксов
НАСА отдает бесплатно или за смешные деньги.
и в любом случае вот эти "200 млн на все" про все перекрывают любые неучненные затраты с ооогромным запасом
|
</> |