Работа в СССР , середина 80-х
олег кондратьев — 29.05.2011Сейчас много пишут о том ,как плохо работали во времена СССР.
Вспоминается такой случай:
Я работал на реке. Весной в паводок большой подъем
воды, свыше 8 м.. К паводку готовились. Ажиотажа не припоминаю.
Были мероприятия, которые неуклонно выполнялись. Для решения
возникающих проблем создавались районные, городские, областные
паводковые комиссии. Председателями комиссий были заместители
председателя соответствующих исполкомов.
В состав комиссий входили транспортники, дорожники,
милиция, гражданская оборона, синоптики и др. Для решения
возникающих проблем могло привлекаться любое предприятие.
Работа комиссий начиналась зимой, заседания проводились по мере
необходимости. Сначала выслушивали синоптиков. Первый вопрос,
который задавал ему председатель комиссии (зампред.
Облисполкома):
-Большой ли будет паводок?
Синоптик обычно говорил, что если весна будет дружная, то паводок
будет большой, а если весна будет затяжной, то паводок будет
небольшой. Это повторялось из года в год и ответ синоптика вызывал
хохот у членов комиссии и злость у ее председателя. Затем синоптик
пускался в пустопорожние рассуждения о циклонах и антициклонах.
Недавно точно такое же рассуждение синоптика о паводках увидел по
ТВ.
Нам речникам, кроме решения каких то локальных задач,
поручалась организация двух паромных переправ.. Две молочные
фермы с небольшими деревушками становились островами во
время паводка. Расстояние между переправами было около 200 км.
Паромы обеспечивали жизнедеятельность этих ферм и деревень,
перевозку людей, техники.
Для нас самым неприятным было то, что переправы
организовывались сразу после прохождения ледохода, т. е. на пике
паводка. Река превращалась в море-океан, а судоходная обстановка не
выставлена…Но на этот риск ( обсушить паром) приходилось идти.
Капитанами паромов назначались самые опытные судоводители,
которые реку знали, как свои пять пальцев. Всегда проходило
все нормально.
Как то , в середине 80-х, ушли два парома. Была
пятница. Все нехорошие дела на флоте происходят в ночь с пятницы на
субботу. В два часа ночи звонок. Диспетчер докладывает, что один
паром сел, началось падение воды. Даю команду диспетчеру перегнать
четыре ближайших буксира поближе к парому в известную точку, где
можно будет сесть на них. Дежурной машине собрать нужных людей
(состав этих людей был определен заранее) и в 7-00 заехать за
мной.
Подъехали, сели на теплоходы. Через полчаса видим
картину:-река-море-океан, остров. На острове на ровном киле паром и
на корме гордо реет флаг СССР. Высаживаемся, ставим вешку. Парому
до воды метров 30, до русла 800 м.. Вешка показывает -вода падает.
Что делать ? Быстро землеройную технику не доставишь, быстрой
замены парому нет…Вызывает диспетчер:
-
Облисполком спрашивает, как дела ?
Ничего не остается, кроме попытаться сдернуть паром,
но что получится не верится. Назначаю единоначальником операции
опытнейшего капитана-наставника. За собой оставляю соблюдение
техники безопасности. Работа предстоит весьма опасная. Усилившийся
ветер, течение осложняет заводку тросов и выстраивание буксиров в
кильватер. Часа через три удалось выстроить буксиры. Двигатели
работают на всю мощность, но паром стоит. Даю команду, чтобы все
отошли в безопасное место от буксирных тросов. Буксиры сбавляют
обороты. Троса ослабевают. По команде резко выводят двигатели на
полные обороты. Троса выдержали. Паром по склизкой траве прошел
около 15 м. Ветер и течение сваливают суда, но все кричат
«Ура».
Во второй раз в кильватер выстроились часа за
два. Дернули и паром на воде. Тут же паром запустил двигатель.
Капитан докладывает, что готов идти. Желаю капитану быть
осторожнее. Докладываю в облисполком о происшедшем. Зампред
облисполкома говорит, что паром ожидает колонна молоковозов.
Благодарит.
Идем назад. Врубаем через громкоговорящую установку
музыку. Над рекой несется:- «Завтра будет лучше, чем вчера…»
Мы усталые и довольные.
|
</> |