Рабочий дыбр

топ 100 блогов m_petra11.11.2012 Немного о преподавании у малявочек.
В этом году я веду две группы и хочу заметить, что таких замечательных учеников у меня не было давно - отрада души! Чтобы не отдельные ученики, а целая группа - сообразительные, умные, любопытные, воспитанные, внимательные, старательные, откликаются на все моментально, ловят на лету, только давай - мечта. С 4-летками делаем то, что обычно с 6-летками. Я уже отвыкла от такого. Последние годы вообще не хотела браться за преподавание, но в этот раз просто прелесть, что в одной группе, что в другой.

Отметила занятный момент:
в одной группе (в которой 4-летки) у меня из 9 человек 6 китаянок. Стоп! Не надо сразу вопить, что с китайской группой, ясен пень, работать легко и приятно (с) - в другой группе у меня нет ни одной, а группа отличная. Так вот...

на первом занятии я ошалела от того, что ты себе говоришь-объясняешь, а группа сидит и не мигая слушает. Четырех-летки! Не расползаются/разбегаются/отключаются/говорят параллельно с тобой и с мамой, которая за дверью в коридоре или ушла в магазин/, а сидят и слушают (кроме одной очаровательной девочки-шотландки, которая на протяжении нескольких уроков упорно лежала на спине попой наверх, колени к ушам и тихонечко пела. Поднимать оказалось стрёмно - тогда она начинала бегать по кругу и петь громко. В принципе, она нормально делала все, что касалось быстрого движения, правда останавливаться не желала. Назовем ее Бони (это та самая с забытыми тапочками, кстати).

Итак, ощущения непередаваемы - не тратишь бездну энергии на удержание внимания группы, не выделываешь разные фокусы для переключения с одной деятельности на другую, заворачивая одну и ту же задачу в мильон разных фантиков, чтобы группа не переставала работать, и держался на нужном уровне темп и направление урока, хоть лекцию по сопромату читай - они будут внимательно слушать под негромкое мурчание Бони (если ее не беспокоить).

Не подумайте, что главная мечта преподавателя в том, чтобы молчали, вовсе нет, прелесть в другом: такому классу ты можешь ДАТЬ во много раз больше, чем тем, кого нужно приводить в чувство или развлекать танцами на бровях (своё я отпахиваю по-полной, но энергия тратится продуктивно, мы уже выделываем такое, что отродясь не делали 4-летки).

Итак, что я заметила довольно быстро:
добиться от китаянок импровизации, либо просто, чтобы они не следовали за учителем, а танцевали/двигались сами - это огого!!! Они бегают за мной, как утята за уткой, не отодрать. Иногда я работаю со стажеркой - даю задание, они делают, я играю. Наблюдать забавно: группа китаянок бегает за ней плотной цепочкой, повторяя ее движения, когда она пытается от них оторваться или останавливаться, чтобы они попробовали сами - всё рушится, они как горстка мелких ее копий, как магнитные крошки, и только девочки Бони и Рейчел находятся в свободном полете, изображая своих феечек/зайчиков/бабочек самостоятельно. Если же ассистентки нет, а я не танцую с ними - они прилипают к Бони и Рейчел и копируют их. Вариант попросить станцевать/поимпровизировать соло возможен только в слвуче, если им показать\объяснить что именно нужно сделать.

Однажды Бони (самая младшая в классе) заявила, что придумала новую игру "Утята на озере". Показала. Я добавила в игру "своих" задач и встала к инструменту, чтобы изображать в музыке то плавающих, то кушающих, то летящих, то спящих утят. Ассистентки не было. И Бони отлично держала класс минут пять.

Заметив этот мощный стадный эффект, я стала выстраивать занятия так, чтобы дать им почувствовать вкус САМОвыражения, чтобы выталкивали то, что внутри, чтобы давали волю фантазии. Подбирала специальные задания, осторожно выводила каждую в солистки, уводя от стаи, приучала идти без оглядки.
Это было предисловие, а теперь вчерашнее:

делаем упражнение, малявочки импровизируют вовсю, одна китаянка сидит на своем коврике. Зову - не идет. Ладно, сиди.
Стали танцевать, опять не идет.
- Почему?
- Не хочу.
Потом играем в змей-лягушек (выполняем определенное упражнение).
- Давай?
- Не хочу.
- А что хочешь?
- Сидеть.
- Так уже ж сколько сидишь?
- Я люблю сидеть.
В принципе, можно отстать и дать посидеть - зажатым девочкам нужно знать, что их не заставляют, они потом сами встанут, но сейчас ноябрь, а мы начали в сентябре, и время на дать попривыкнуть прошло, и мне вообще-то деньги платят за то, чтобы дитё чем-то занималось, а мать в окошко смотрит, я же не буду ей объяснять, что это такой прием - дать посидеть? Поэтому я уточняю:
- Не хочешь змеёй быть?
- Нет.
- Тогда давай прыгай за мной, будешь лягушкой.
И начинаю прыгать. Девице прыгать неохота, но срабатывает привычка следовать за вожаком (тут главное не спрашивать "хочешь-не хочешь" - дуй за мной и всё). Девочка встает, а потом уже играет со всеми.
Я подумала - ха, вот оно: раскрепостила ребенка и помогла внутреннему выйти наружу. А внутреннее хотело сидеть на попе! И зафигом ей эти танцы и журавли в небе не нужны.
Но это только одна такая, другие расцвели :)
Рабочий дыбр

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Законопроектом предлагается отнести к обязательным элементам обустройства автомобильных дорог и железнодорожных переездов комплексы (приборы) фото- и видеофиксации нарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог, работающих в автоматическом ...
Исполнилось ровно полвека со дня выхода на экраны пятисерийного советского телефильма «Адъютант его превосходительства». Этот очень талантливый фильм был ступенечкой в процессе постепенной реабилитации белых. Он делал ещё один маленький шажочек в направлении эпохи Реставрации, которая ...
Россия сегодня идет в ногу со временем. По данным фонда «Общественное мнение», больше половины россиян (80%), хотя бы раз в день заходят в свои аккаунты в социальных сетях. Учитывая данный факт, вполне логично, что члены Центризбиркома и компании "Яндекс" планируют разработать ...
Захар Прилепин о том, что стоит за символами советского прошлого . В августе 1991 года я последний раз пил газировку из автомата. Автомат — помните такие большие белые «шкафы» на улицах? — был ещё советский, а сам Советский Союз уже исчезал. Дело было в Москве. Мы с сестрою ...
Спасибо Одинокой Волчице (Юлии), которая организовала нас. Юля, Асмела и Green Mouse, ...