Р.-О. Шультце. Диктатура
4toblog — 02.01.2022R.-O. SCHULTZE DIKTATUR
Диктатура — господство личности, группы, партии или класса, монополизировавших власть в государстве и осуществляющих ее без всяких ограничений.
Исторически конкретные формы проявления диктатуры чрезвычайно многообразны; их трудно выделить среди других форм авторитаризма. Их диапазон простирается от восточной деспотии, греческой тирании, римской диктатуры, диктатуры в средневековых городах и диктатуры властителей эпохи Возрождения, до диктатур, возникших как результат и реакция на буржуазную революцию (диктатуры Кромвеля, Робеспьера, Наполеона), социалистическую революцию (диктатура пролетариата) и деколонизацию (например, однопартийные режимы Африки и Азии, начиная с 60-х годов). Диктатура имеет различный характер: от временно ограниченного кризисного и чрезвычайного правления (например, римская диктатура вплоть до правления Суллы, диктатура Веймарской республики, цезаризм, бонапартизм) вплоть до тоталитарной диктатуры фашизма и сталинизма.
В противоположность либеральному конституционному государству Нового времени современная диктатура характеризуется прежде всего следующими структурными признаками: 1) монополизация государственной власти и тем самым устранение горизонтального и вертикального федерального разделения властей, то есть — диффузии власти, 2) устранение оппозиции, полная или широкомасштабная ликвидация общественного и политического плюрализма, свободы печати и, следовательно, контроля над политической властью, 3) замена правового государства полицейским государством и, следовательно, ликвидация независимого суда. Наряду с этими тремя характеристиками современных диктатур, тип "тоталитарной диктатуры", который выделил Ф.Нойманн (1967 г), отталкиваясь от практики господства национал-социализма, отмечен следующими признаками: 1) существование монополистической государственной партии, 2) переход к тоталитарному контролю, осуществляемый, в частности, следующими способами: а) авторитарный принцип, б) уравниловка, в) создание "ступенчатых" элит для обеспечения "контроля за массами изнутри и сокрытия манипуляций извне", а также дуализм партийной и государственной бюрократии, г) атомизация и изоляция отдельного индивидуума, д) превращение культуры в пропаганду, з) террор в форме "применения не поддающегося исчислению насилия как перманентной угрозы в отношении каждого человека" (Нойманн, 1967).
Вопрос о социальных причинах современных диктатур позволяет различать диктатуры, которые ставят своей целью сохранение социально-экономического статус-кво или господствующих общественных сил, и диктатуры, которые нацелены на структурные изменения общества, на инновацию и развитие.
Баррингтон-Мур (1969 г.) видел социальные корни диктатуры и демократии в различной реакции владеющих землею высших классов и крестьян на требование вести коммерческое, нацеленное на рыночное производство сельское хозяйство. В соответствии с реакцией владельцев земли Мур выделяет три пути выхода из доиндустриального мира в современный: первый проходил через буржуазные революции и объединение крупных земельных собственников и ремесленной и промышленной буржуазии городов в рамках капиталистической демократии (Великобритания, Франция, США). Второй путь — через "революцию сверху" в правой фашистской диктатуре (Германия, Япония),третий — через крестьянскую революцию снизу и установление коммунистических диктатур (СССР, Китай).
Согласно другим интерпретациям, диктатура имеет целью в кризисных условиях защищать частную собственность и сохранять власть классов, которым угрожает ее потеря. Такая диктатура не имеет, с этой точки зрения, ничего общего с диктатурой, в которой классы, до сих пор бесправные или эксплуатируемые, стремятся к радикальным изменениям и общественной модернизации (диктатура развития), например, путем обобществления средств производства (диктатура пролетариата) и путем политической и социальной активности.
Те же признаки лежат в основе различия между военными режимами: непартиципаторские, так называемые "exclusionary regimes" — для защиты привилегированного верхнего слоя и для осуществления ортодоксального экономического либерализма, и так называемые "inclusionary regimes", когда военные пытаются мобилизовать людей, не обладающих привилегиями, для политики реформ.
"Staat und politik", S. 95-96.
|
</> |