Пятьсот лет рядом

топ 100 блогов ukraine_russia06.06.2012 Во времена возрождения украинской государственности в XVI-XVIII веках шло и бурное развитие украинской культуры. В этот период украинская культура совершила весомый вклад в копилку общеевропейской культурной традиции.

За четыре столетия козачества в Украине были созданы сотни художественных произведений, среди которых попадались очень талантливые и неординарные.

Грамматику Мелетия Смотрицкого (1577-1633) Ломоносов назвал "вратами учености"

"Лексикон" Павмы Беринды (умер 1632) в течении нескольких веков считался эталоном школьного обучения в изучении церковнославянского языка.


После Унии в Украине стала зарождаться талантливая и самобытная полемическая национальная литература: Герасим Смотрицкий, Иван Вышенский, Степан Зизаний, Клирик Острожский, Христофор Филалет, Мелетий Смотрицкий, Петр Могила, Захарий Копыстенский.

Они обращались к временам Руси как "золотой эпохи" в истории Украины и источнику легитимности прав украинского народа.

Процветала панигирическая литература: Себастьян Кленович, Демьян Наливайко, Касьян Сакович, Кирилл Ставровецкий, Лазарь Баранович, Иван Величковский и другие

Домашние библиотеки богатых украинских мещан насчитывали сотни томов книг.

Среди основных украинских летописей тех времен: Густынская летопись, Летописи Самовидца, Григория Грабянки, Самуила Величко.

В 1670-х г.г. игумен Михайловского Златоверхого монастыря, ректор Киево-Могилянской Академии Феодосий Софонович создал "Хронику", в которой отстаивал принадлежность исторического наследия Руси исключительно Украине.

В 1762 козак Стародубского полка Семен Дивович написал произведение "Разговор Великороссии с Малороссией", в которой провозглашал идею государственной самостоятельности Украины.

В 1783 поэт Василий Капнист в "Оде о рабстве" заклеймил закрепощение украинских крестьян российским царизмом.

Культура Украины XVI-XVIII вв. по уровню интеллектуальных и культурных достижений стояла вровень или выше соседних европейских стран.

Особое значение имело существование Острозской академии с 1576г. и Киево-Братский школы (впоследствии академии), где обучалось более двух тысяч студентов

После Переясловского соглашения Украины с Московией, в последную начали отправлять людей для создания образовательной системы в Московии.

В частности, выходец из Киевщины писатель Епифаний Славинецкий (умер 1675) основал в 1653 первую в Московии греко-латинскую школу и был ее первым ректором.

Абсолютное большинство церковных иерархов в отдаленных землях Московского царства составляли украинцы, например, сын козацкого сотника с Киевщины монах Даныло Туптало (1651-1709) был канонизирован как Димитрий Ростовский.

Были популярны такие авторы светской литературы, как Симеон Полоцкий, Григорий Кописький, философ Феофан Прокопович (1681-1736), ректор Киево-Могилянской академии, который всегда подчеркивал, что Киев усилиями Мазепы стал "новым Иерусалимом". В 1716 он переехал в СПб где пытался гуманизировать нравы новосозданной северной страны.

В Украину уже в XV веке началась реконструкция памятников времен Руси и строительство новых каменных храмов. Среди архитекторов здесь следует отметить: Стефан Ковнир, Иван Григорович-Барский, которые создавали украинское барокко. Развивалась иконопись и графика.

Известнейшими художниками Российской Империи были украинцы Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Антон Лосенко

Композиторы украинцы Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артемий Ведель.

Но чем часто заканчивалось для них работа в российской империи? Царизм запретил исполнять произведения М. Березовского, уничтожил многие его рукописи, А. Веделя арестовали за якобы карикатуру на царскую семью…

Вообще отказался сотрудничать с царизмом украинский философ Григорий Сковорода.

Культурное достояние украинцев были реализованны за счет массового образования, достигнутого в козацкие времена. В середине XVIII в. иностранные путешественники писали, что большинство мужчин и часть женщин в Украине была грамотными. Для сравнения - в XIХ в. после российского господства продолжительностью в несколько поколений грамотных было меньше 20% населения.

Первое Пересопницкое Евангелие на украинском языке было напечатанно на Волыни в 1561 году. Только в 1820 Евангелие было напечатанно на болгарском языке, в 1847 – на сербском, 1876 на российском языке.

В то время как уже в первой половине XVII века в Украине выходили сотни наименований книг в год, в Московии печатались единицы. При этом московский царизм не забывал воевать с книгой, которая издавалась в Украине, объявляя её неправильной:

1627 - царь Михаил Романов и его отец и соправитель Патриарх Филарет собрали и уничтожили книги украинской печати. Дикарские костры загорелись на улицах Москвы.

В 1662 царь Алексей приказал сжечь напечатанные в Украине "Учительное Евангелие" Кирилла Ставровецкого.

В 1667 при заключении Андрусовского договора царь поставил условие запрета печати украинских книг на польских территориях.

В 1677 патриарх Иоаким приказал выдирать из украинских книг страницы, отличающиеся от московских.

В 1689 и 1693 пытались запретить печать в Киево-Печерской типографии.

В 1690 в Москве снова жгли костры из книг П. Могилы, К. Ставровецкого, С. Полоцкого, Л.Барановича, А. Радзивиловського, И. Гизеля и других богословов и ученых.

В 1693 Московский патриархат запретил ввоз украинских книг в Москву.

Перепись 1740-1748рр. свидетельствовала, что в Украине было более тысячи школ. Впоследствии все было ликвидировано. В 1759 запретили печатать украинский букварь. В Киево-Печерской Лавре и Киево-Могилянский академии в XVIII веке случилась череда поджогов, где было уничтожены документы о правах Украины и украинской Церкви.

В начале XIХ века Павел I запретил строить в Украине Церкви в стиле козацкого барокко, в частности типичные для козацкой архитектуры трибаневые церкви, вместо них начали возводить нетипичные для Украины церкви московско-казанского образца в так называемом синодальном стиле.

В 1817 в Европе даже в маленьких городах открывались университеты, в Украине закрыли Киево-Могилянскую академию, которая существовала до этого уже два столетия и открыли Киевский университет, про какой Уваров сказал - это мое творение, но я первый его закрою, если здесь не будут пропагандировать имперскую идею.

В 1831 в Украине отменили Магдебурское право.

В 1833 российские солдаты в мечетях Крыма конфисковывали и сжигали печатные документы, книги, манускрипты на татарском, турецком и арабском языках, где было много сведений и по истории Руси_Украины.

В 1862 в Украине было закрыты частные и воскресные школы для взрослых

В 1863 издан Валуевский циркуляр

В 1874 Эмский указ

В 1888 Александр III издал указ о запрете крещения украинскими именами

В 1889 в Киеве на археологическом съезде разрешали читать доклады на всех языках, кроме украинского

В начале 1900 гг. цензуре было предписано во всех книгах изымать из текстов такие слова как "козак", "Украина", "Украинский", "Сечь", "Запорожье" и другие, имеющие украинский национально-символическое содержание.

В 1908 г., через четыре года после признания Российской академией наук украинского языка "языком", а не "наречием", Сенат объявил украиноязычную культурную и образовательную деятельность вредной для империи. В 1910 по приказу Столыпина были закрыты все украинские культурные сообщества, издательства, запретили читать лекции на украинской языке…

Вот такая вот трехсотлетняя «дружба» между соседними нациями с диаметрально противоположными целями и ментальностью.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Была про него статья , но вот нашел еще пару фото: крупным планом, видно как досталось триплексам и в "боевом окрасе" ...
...
Вчера вечером по Эхо Москвы Александр Пикуленко рассказывал очень смачно про то, как ездил в Штаты в Детройт и нахваливал производство Шевролетов разных, которые на ГАЗе будут собирать, и какие это мол клёвые машины....а вы как считаете? См ...
про национальный вопрос много букв и мало относящейся к актуальной жизни схоластики, на любителей (вроде меня) Ув. тов. autoritaire дал мне ссылку на выступление профессора М.В.Попова, которое, хотя оно и не короткое, я внимательно выслушал. По национальному вопросу море ...
Самого орденоносного маршала в истории России покорила бутылочка с темной игристой и манящей жидкостью, которую он попробовал во время встречи с одним из своих самых известных противников. Георгий Жуков впервые поднес этот напиток ко рту, когда встречался с Дуайтом Эйзенхауэром, впоследс ...