Пятый лебедь в шестом ряду.
m_petra — 07.01.2010 Для начала для тех, кто не в теме:то, что вы подразумеваете под словом ВеликийРусскийБалет на самом деле – несколько столичных театров (и учебных заведений). Причём, одно воротит нос от другого, а уж от остальных и вовсе.
То, что вы видите с детства по ТВ – это лучшее из лучших, это – Олимп и окрестности.
И те западные балетные (как правило, провинциальные) компании, о которых с таким снобизмом отзываются наши балетные, по сути мало чем отличаются от наших родных провинциальных. Т.е., говоря коротко – ВРБ (Великий Русский Балет) – это миф, вершина огромного айсберга.
Для желающих развести дискуссию о вкладе ВРБ и лично тов.Вагановой в сокровищницу мировой культуры, отмечу – этого никто не оспаривает и не это тема нашего сегодняшнего разговора. Мы о том, что происходит сейчас, сегодня, конкретно в нынешний четверг, например. А главное, мы вообще не о вершине айсберга, именем которого названо огромное ремесло, а как раз о его середине и ниже.
Чтобы стать самым затрапезным ремесленником профессии “балет” – начинать надо с детства, посвятив всё своё время и затратить нечеловеческие силы для подготовки своего тела-инструмента. Т.е. ЛЮБУЮ профессию можно получить, проучившись 3-5 лет после школы (ну кроме музыкантов), в балете же на алтарь кладётся жизнь, и не факт, что балериной при этом станешь. Т.е. Инженер, надумав бросить своё занятие и пойти в балет, уже не затанцует, а балерина, при желании в любой момент может бросить сцену и выучиться на инженера, ну или на кого ей там хочется.
Но закончив хореогр. училище, юные танцоры мечтают только об одном – о сцене.
Поэтому они радостно хватаются за любое предложения, и дрожат от одной мысли, что их выгонят.
И вводим ещё такое слово в наш лексикон – “чёс”. Это когда сбивается сезонная, иногда более постоянная группа (точнее, постоянное – начальство и некоторые солисты, остальное – на потоке) и едет по городам и весям со своими спектаклями. (У музыкантов похожее называется “халтура”).
Так вот, я об этом самом чёсе и хочу рассказать, только не по российской глубинке, а по американской.
Всё сказанное не будет относиться е гастролям Большого и Мариинского Театров, это вам не “русский балет”, это ВРБ, мы сейчас не о нём, и вообще не о театрах, а о коллективах, набирающихся для поездок.
Остановлюсь я на примере “Московского Балета”, который ежегодно приезжает со своим Щелкунчиком в наш мегаполис.
Конторе этой 16 лет, хозяин до сих пор удивлён, что его не схватили за хвост. Я тоже.
На самом деле, если кто-нибудь занялся этим деятелем, то денег с него отсудили бы немало.
Итак, что он придумал (собирался ненадолго, но бизнес пошёл):
он продаёт… ИМЯ.
Все знают такое слово ВРБ, но мало кто его видел. И Акива стал анонсировать гастроли Русского Балета. Но русский балет для американцев – это Москва, вот он и явил миру балетную труппу под названием “Московский балет”. На словах горячо уверяют, что это второй театр после Большого .
Ход два:
танцоры, хоть и не люди, но платить им надо по той причине, что иначе их не ввезёшь в страну легально. Поэтому труппы небольшие, и гастроли проходят по тем городам, где есть балетные школы – детки из этих школ дополняют массовку, разбавляя основных танцоров. Выглядит – массово, как в балете. К тому же вся родня в обязательном порядке идёт смотреть. Итого, убиваем второго зайца – реализация билетов.
Балетные же школы почитают за счастие потанцевать на одной сцене с ВРБ.
Основной ход:
как правило, в труппы под названием “Московский балет” набираются молодые танцоры. И чем дольше существует контора, тем дальше от Москвы берут балетных (москвич уже за эти деньги даже разговаривать не будет). Т.е. звёзды московского балета преимущественно из Молдавии, Чувашии, Казани итд, что с точки зрения ВРБ вообще не балет.
Платить танцорам можно по-разному – за спектакли и суточные на еду, либо деньги за питание уже высчитывать, тк продюсер берёт на себя хлопоты по кормёжке артистов. Поэтому вы не найдёте гастролей, где в контракте не было бы обеспечено питание. Правильно, тогда труппа обходится дешевле, потому что её… не кормят. Иногда ВООБЩЕ.
Вы спросите – а почему же танцоры не потребуют? Не подадут в суд? Отвечу – они боятся. Не было в истории гастролирующего РБ случаев, когда балетные подали бы голос, требуя положенного. Причём, если труппу вывозит американец, то он хоть как-то боится, наши же, не боятся ничего – американский закон им не указ, а свой не писан, точнее со своими танцорами у них разговор короткий: “-Пошла вон, на твоё место у меня 10 девок в очередь”.
Варианты с кормёжкой такие:
иногда не кормят сразу;
иногда поначалу кормят, потом прекращают до того момента, как зреет возмущение в труппе, тогда начинают прикармливать,
иногда кормят только перед спектаклем.
На законное недоумение “Попросите контракт! Там написано!”, балетные БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ испуганно хлопают глазами. Они боятся потерять место. Или просто – БОЯТСЯ. Кабы хуже не было. Им легче потерпеть. Потому что с детства вбили главное качество – терпеть. Коронная мантра русских педагогов, которую они произносят девочкам младших классов на каждом уроке”: “Вы – ничто. Вы ничего не умеете. То, что вас взяли – это аванс. Вам всему нужно научиться. А сейчас вы – никто”.
Почему-то во взрослом состоянии это у них не проходит. Лишь бы не выгнали…
Хотела разделить чёс, когда наших вывозят иностранцы, а когда свои-родные. Но ладно, свалю в кучу, разница небольшая, а трупп а-ля “Московский балет” развелось много, главное, в название вставить слово Русский, Московский, Имперский тоже хорошо или Корона какого-нить (на выбор) балета, главное, чтобы ассоциаци были однозначные.
Вот, например, чёсовая труппа “Театр классического балета” (нанимает в основном, немосквичей, снимает им жильё, где они вповалку спят всем колхозом).
На гастролях в Мексике танцоров кормили только завтраками, и мальчики ловили в океане что могли и варили это в номерах.
Потом их в отеле лишили даже завтраков, тк они уносили с собой колбаску, сыр, яблоки. Им перестали это давать, оставив только напитки. Потом им отключили электричество в номерах, тк они постоянно варили в чайниках и кипятильниках какую-то живность, выловленную в океане...
В случае с “Московским балетом” дают пиццу. Пиццу балетным нельзя. Поэтому девочки долго терпят, но мальчики не могут, им все-таки девочек таскать. Под конец гастролей вся труппа уминает пиццу, поэтому возвращаются домой поджиревшие. А куда деваться?
Из Китая возвращаются ещё толще – там сплошные булки.
В даный момент в часе езды от нас расположился “Русский национальный балет”. В принципе, о руководителе раньше нельзя было услышать ничего плохого, к нему относились вполне нежно, и возил по России своих людей очень достойно. И в автобусах в ночных переездах у него люди не спали.
А в нынешний сезон в Италии кормили только завтраками, первые два дня никуда не вывозили, купить ничего было невозможно. Потом куда-то разок свозили.
Перелёт в три пересадки, в воздухе провели 25 часов, добрались в Америку, дали два дня на отдых (что сказочные условия, и кормить стали), но поселили в неотапливаемый летний отель (напомню, у нас зима), вместо стены стекло, так что замёрзли продукты. Йогурт за ночь заморозился.
Но тут есть один важный плюс. Когда балерина сожгла обе ладони о софиты, её тут же повезли в больницу, мазали и кололи, сделали всё.
И коли речь зашла о больнице, то многие не возят никогда, у них танцуют с любой температурой, а одна девочка из "Театра классического балета" танцевала с почечной коликой и температурой 40. Радченко, как говорят, в таком состоянии на сцену не загонит.
Про условия проживания понятно, что это будет что подешевле, но дешевле дешевого отеля – это отсутствие его. Поэтому часто спят в автобусах при переездах, убивая тем самым двух зайцев – и времени на дорогу не тратят, и денег на ночлег. Т.е. характерная картина – после спектакля танцоры погружаются в автобус и едут всю ночь. Спят следующим образом: на полу в проходе места для элиты - прима-танцоров, и это понятно, потому что на них основная нагрузка, и нужно отдохнуть, вытянувщись во весь рост. А свернувшись калачиком на креслах едут остальные.
Иногда бывают “двойники”, это когда в день 2 спектакля. Очень редко, но бывают и “тройники” (но, конечно, не в день переезда).
Еще производят впечатления рассказы о музыкальном сопровождении, т.к. не всегда танцуют под фанеру, а бывают "оркестры". Это когда два человека играют на живых инструментах, а один сидит с синтезатором, изображая ВЕСЬ оркестр. Девочки из “Театра Классического Балета” рассказывали, что маленькие лебеди не могли вступить в начало после трёх попыток. Понять - ЧТО ИГРАЮТ музыканты было невозможно.
На своей памяти помню, как с положенным Щелкунчиком приезжал оркестр из театра Сац. Очень прилично. Но и цены на билеты ощутимо скакнули вверх.
Вернусь к местному Акиве, который возит “Московский Балет”. На нынешний день у него 4 труппы, 2 тут и 2 катаются по Канаде. Умный продюсер разгадал главный секрет успеха – как сделать так, чтобы люди работали, вложений это ему стоило бы меньше, а риск сводился к нулю: чем хуже с танцорами, тем проще и безопасней. Когда видишь, как он общается с ними, глаза лезут на лоб.
Кстати, есть ещё такая статья дохода: открытые уроки. Когда девочки, владеющие языком, выдаются за “московских” балерин и дают Открытые уроки.
Детей на такие мероприятия налетают тучи, и платят деньги немалые, лишь бы “Ах!” поучиться мастерству. Уроки, к слову сказать, дают хорошие, без халтуры. Девочкам за это перепадает, но ушлый товарищ не применёт обмануть и тут при каждом удобном и неудобном случае. Ну не может он дать столько, на сколько договорились. Если выразить неудовольствие, то понимате, что в следующий раз давать урок будет уже другая.
Вы скажете, что всё равно РБ самый великий в мире, иначе не было бы спроса. Но возят не поэтому, а потому, что это очень дёшево, а публика реагирует на имя, покупая билеты на “почтиБольшой театр”. Для сравнения - за СПЕКТАКЛЬ артист кордебалета получает чуть меньше, чем местный концертмейстер за двухчасовой класс. Абориген будет стоить дороже. У солистов деньги, понятно, другие, но и они несравнимы с местными ценами.
Нужно сказать, что второй раз мало кто приезжает погастролировать к Акиве. Солисты ещё как-то, но корда нет. Только те, кто поставили себе твёрдую цель – остаться здесь. Поэтому и ездят, пока не зацепятся.
Кстати, в российских труппах, которые живут чёсом, ветераны тоже редкость. И коронная фишка у тех и других – повесить на сайте какого-нибудь танцора, который сплясал разок, но будет теперь висеть здесь до скончания века, украшать сайт своими регалиями и наградами.
Как танцуют? Да по разному. Бывает совсем ужасно, стыдно смотреть, бывает хорошо. Солисты, особенно если немолодые, бывают интересные, уж артистичные во всяком случае. Тут пресса и реклама делают полдела – Восхитительные! Блистательные! Все звёзды Русского балета! Лучшие в мире!...
Приятельница, работающая в Канаде, в Академии балета, рассказывала, как к ним первый раз приехал “Московский балет” (это один из клонов). Школа закупила коллективные билеты, заказали автобусы, поехали и дети и преподаватели, ждали как великого события, ещё бы! Русский балет собственной персоной! ВРБ, фетиш и икона, идеальная вершина, к которой стремились все, а педагоги поминали при каждом случае. Как рассказывала приятельница – готова была провалиться сквозь землю, у них местный театр на порядок лучше. Дети рты пооткрывали от недоумения.
У нас таких не было. А может, мне их просто очень жалко, и я не подхожу к ним со строгой меркой, да ни с какой не подхожу – лишь бы были счастливы и радовались своему творчеству. Вообще, этот пост собиралась писать совсем не так, больше о байках, связанных с этими гастролёрами, но свернуло совсем в другую сторону, и что-то не шутится мне, я в следующий раз байки выложу. И не воспринимайте мой пост как ругательный. Ничего плохого о балеринках среднего звена я не сказала, а писала исключительно об условиях проживания.
Как-то разговаривала с ними, как раз об условиях и отношении худруков, и на моё горькое недоумение одна дала убийственный ответ:
- Но мы зато танцуем.