Пятый лебедь в шестом ряду.

топ 100 блогов m_petra07.01.2010 Для начала для тех, кто не в теме:
то, что вы подразумеваете под словом ВеликийРусскийБалет на самом деле – несколько столичных театров (и учебных заведений). Причём, одно воротит нос от другого, а уж от остальных и вовсе.
То, что вы видите с детства по ТВ – это лучшее из лучших, это – Олимп и окрестности.
И те западные балетные (как правило, провинциальные) компании, о которых с таким снобизмом отзываются наши балетные, по сути мало чем отличаются от наших родных провинциальных. Т.е., говоря коротко – ВРБ (Великий Русский Балет) – это миф, вершина огромного айсберга.

Для желающих развести дискуссию о вкладе ВРБ и лично тов.Вагановой в сокровищницу мировой культуры, отмечу – этого никто не оспаривает и не это тема нашего сегодняшнего разговора. Мы о том, что происходит сейчас, сегодня, конкретно в нынешний четверг, например. А главное, мы вообще не о вершине айсберга, именем которого названо огромное ремесло, а как раз о его середине и ниже.

Чтобы стать самым затрапезным ремесленником профессии “балет” – начинать надо с детства, посвятив всё своё время и затратить нечеловеческие силы для подготовки своего тела-инструмента. Т.е. ЛЮБУЮ профессию можно получить, проучившись 3-5 лет после школы (ну кроме музыкантов), в балете же на алтарь кладётся жизнь, и не факт, что балериной при этом станешь. Т.е. Инженер, надумав бросить своё занятие и пойти в балет, уже не затанцует, а балерина, при желании в любой момент может бросить сцену и выучиться на инженера, ну или на кого ей там хочется.
Но закончив хореогр. училище, юные танцоры мечтают только об одном – о сцене.
Поэтому они радостно хватаются за любое предложения, и дрожат от одной мысли, что их выгонят.

И вводим ещё такое слово в наш лексикон – “чёс”. Это когда сбивается сезонная, иногда более постоянная группа (точнее, постоянное – начальство и некоторые солисты, остальное – на потоке) и едет по городам и весям со своими спектаклями. (У музыкантов похожее называется “халтура”).

Так вот, я об этом самом чёсе и хочу рассказать, только не по российской глубинке, а по американской.
Всё сказанное не будет относиться е гастролям Большого и Мариинского Театров, это вам не “русский балет”, это ВРБ, мы сейчас не о нём, и вообще не о театрах, а о коллективах, набирающихся для поездок.
Остановлюсь я на примере “Московского Балета”, который ежегодно приезжает со своим Щелкунчиком в наш мегаполис.
Конторе этой 16 лет, хозяин до сих пор удивлён, что его не схватили за хвост. Я тоже.
На самом деле, если кто-нибудь занялся этим деятелем, то денег с него отсудили бы немало.

Итак, что он придумал (собирался ненадолго, но бизнес пошёл):
он продаёт… ИМЯ.
Все знают такое слово ВРБ, но мало кто его видел. И Акива стал анонсировать гастроли Русского Балета. Но русский балет для американцев – это Москва, вот он и явил миру балетную труппу под названием “Московский балет”. На словах горячо уверяют, что это второй театр после Большого .

Ход два:
танцоры, хоть и не люди, но платить им надо по той причине, что иначе их не ввезёшь в страну легально. Поэтому труппы небольшие, и гастроли проходят по тем городам, где есть балетные школы – детки из этих школ дополняют массовку, разбавляя основных танцоров. Выглядит – массово, как в балете. К тому же вся родня в обязательном порядке идёт смотреть. Итого, убиваем второго зайца – реализация билетов.
Балетные же школы почитают за счастие потанцевать на одной сцене с ВРБ.

Основной ход:
как правило, в труппы под названием “Московский балет” набираются молодые танцоры. И чем дольше существует контора, тем дальше от Москвы берут балетных (москвич уже за эти деньги даже разговаривать не будет). Т.е. звёзды московского балета преимущественно из Молдавии, Чувашии, Казани итд, что с точки зрения ВРБ вообще не балет.

Платить танцорам можно по-разному – за спектакли и суточные на еду, либо деньги за питание уже высчитывать, тк продюсер берёт на себя хлопоты по кормёжке артистов. Поэтому вы не найдёте гастролей, где в контракте не было бы обеспечено питание. Правильно, тогда труппа обходится дешевле, потому что её… не кормят. Иногда ВООБЩЕ.
Вы спросите – а почему же танцоры не потребуют? Не подадут в суд? Отвечу – они боятся. Не было в истории гастролирующего РБ случаев, когда балетные подали бы голос, требуя положенного. Причём, если труппу вывозит американец, то он хоть как-то боится, наши же, не боятся ничего – американский закон им не указ, а свой не писан, точнее со своими танцорами у них разговор короткий: “-Пошла вон, на твоё место у меня 10 девок в очередь”.
Варианты с кормёжкой такие:
иногда не кормят сразу;
иногда поначалу кормят, потом прекращают до того момента, как зреет возмущение в труппе, тогда начинают прикармливать,
иногда кормят только перед спектаклем.
На законное недоумение “Попросите контракт! Там написано!”, балетные БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ испуганно хлопают глазами. Они боятся потерять место. Или просто – БОЯТСЯ. Кабы хуже не было. Им легче потерпеть. Потому что с детства вбили главное качество – терпеть. Коронная мантра русских педагогов, которую они произносят девочкам младших классов на каждом уроке”: “Вы – ничто. Вы ничего не умеете. То, что вас взяли – это аванс. Вам всему нужно научиться. А сейчас вы – никто”.
Почему-то во взрослом состоянии это у них не проходит. Лишь бы не выгнали…

Хотела разделить чёс, когда наших вывозят иностранцы, а когда свои-родные. Но ладно, свалю в кучу, разница небольшая, а трупп а-ля “Московский балет” развелось много, главное, в название вставить слово Русский, Московский, Имперский тоже хорошо или Корона какого-нить (на выбор) балета, главное, чтобы ассоциаци были однозначные.
Вот, например, чёсовая труппа “Театр классического балета” (нанимает в основном, немосквичей, снимает им жильё, где они вповалку спят всем колхозом).
На гастролях в Мексике танцоров кормили только завтраками, и мальчики ловили в океане что могли и варили это в номерах.
Потом их в отеле лишили даже завтраков, тк они уносили с собой колбаску, сыр, яблоки. Им перестали это давать, оставив только напитки. Потом им отключили электричество в номерах, тк они постоянно варили в чайниках и кипятильниках какую-то живность, выловленную в океане...

В случае с “Московским балетом” дают пиццу. Пиццу балетным нельзя. Поэтому девочки долго терпят, но мальчики не могут, им все-таки девочек таскать. Под конец гастролей вся труппа уминает пиццу, поэтому возвращаются домой поджиревшие. А куда деваться?
Из Китая возвращаются ещё толще – там сплошные булки.

В даный момент в часе езды от нас расположился “Русский национальный балет”. В принципе, о руководителе раньше нельзя было услышать ничего плохого, к нему относились вполне нежно, и возил по России своих людей очень достойно. И в автобусах в ночных переездах у него люди не спали.
А в нынешний сезон в Италии кормили только завтраками, первые два дня никуда не вывозили, купить ничего было невозможно. Потом куда-то разок свозили.
Перелёт в три пересадки, в воздухе провели 25 часов, добрались в Америку, дали два дня на отдых (что сказочные условия, и кормить стали), но поселили в неотапливаемый летний отель (напомню, у нас зима), вместо стены стекло, так что замёрзли продукты. Йогурт за ночь заморозился.
Но тут есть один важный плюс. Когда балерина сожгла обе ладони о софиты, её тут же повезли в больницу, мазали и кололи, сделали всё.

И коли речь зашла о больнице, то многие не возят никогда, у них танцуют с любой температурой, а одна девочка из "Театра классического балета" танцевала с почечной коликой и температурой 40. Радченко, как говорят, в таком состоянии на сцену не загонит.

Про условия проживания понятно, что это будет что подешевле, но дешевле дешевого отеля – это отсутствие его. Поэтому часто спят в автобусах при переездах, убивая тем самым двух зайцев – и времени на дорогу не тратят, и денег на ночлег. Т.е. характерная картина – после спектакля танцоры погружаются в автобус и едут всю ночь. Спят следующим образом: на полу в проходе места для элиты - прима-танцоров, и это понятно, потому что на них основная нагрузка, и нужно отдохнуть, вытянувщись во весь рост. А свернувшись калачиком на креслах едут остальные.

Иногда бывают “двойники”, это когда в день 2 спектакля. Очень редко, но бывают и “тройники” (но, конечно, не в день переезда).

Еще производят впечатления рассказы о музыкальном сопровождении, т.к. не всегда танцуют под фанеру, а бывают "оркестры". Это когда два человека играют на живых инструментах, а один сидит с синтезатором, изображая ВЕСЬ оркестр. Девочки из “Театра Классического Балета” рассказывали, что маленькие лебеди не могли вступить в начало после трёх попыток. Понять - ЧТО ИГРАЮТ музыканты было невозможно.

На своей памяти помню, как с положенным Щелкунчиком приезжал оркестр из театра Сац. Очень прилично. Но и цены на билеты ощутимо скакнули вверх.

Вернусь к местному Акиве, который возит “Московский Балет”. На нынешний день у него 4 труппы, 2 тут и 2 катаются по Канаде. Умный продюсер разгадал главный секрет успеха – как сделать так, чтобы люди работали, вложений это ему стоило бы меньше, а риск сводился к нулю: чем хуже с танцорами, тем проще и безопасней. Когда видишь, как он общается с ними, глаза лезут на лоб.

Кстати, есть ещё такая статья дохода: открытые уроки. Когда девочки, владеющие языком, выдаются за “московских” балерин и дают Открытые уроки.
Детей на такие мероприятия налетают тучи, и платят деньги немалые, лишь бы “Ах!” поучиться мастерству. Уроки, к слову сказать, дают хорошие, без халтуры. Девочкам за это перепадает, но ушлый товарищ не применёт обмануть и тут при каждом удобном и неудобном случае. Ну не может он дать столько, на сколько договорились. Если выразить неудовольствие, то понимате, что в следующий раз давать урок будет уже другая.

Вы скажете, что всё равно РБ самый великий в мире, иначе не было бы спроса. Но возят не поэтому, а потому, что это очень дёшево, а публика реагирует на имя, покупая билеты на “почтиБольшой театр”. Для сравнения - за СПЕКТАКЛЬ артист кордебалета получает чуть меньше, чем местный концертмейстер за двухчасовой класс. Абориген будет стоить дороже. У солистов деньги, понятно, другие, но и они несравнимы с местными ценами.

Нужно сказать, что второй раз мало кто приезжает погастролировать к Акиве. Солисты ещё как-то, но корда нет. Только те, кто поставили себе твёрдую цель – остаться здесь. Поэтому и ездят, пока не зацепятся.
Кстати, в российских труппах, которые живут чёсом, ветераны тоже редкость. И коронная фишка у тех и других – повесить на сайте какого-нибудь танцора, который сплясал разок, но будет теперь висеть здесь до скончания века, украшать сайт своими регалиями и наградами.

Как танцуют? Да по разному. Бывает совсем ужасно, стыдно смотреть, бывает хорошо. Солисты, особенно если немолодые, бывают интересные, уж артистичные во всяком случае. Тут пресса и реклама делают полдела – Восхитительные! Блистательные! Все звёзды Русского балета! Лучшие в мире!...
Приятельница, работающая в Канаде, в Академии балета, рассказывала, как к ним первый раз приехал “Московский балет” (это один из клонов). Школа закупила коллективные билеты, заказали автобусы, поехали и дети и преподаватели, ждали как великого события, ещё бы! Русский балет собственной персоной! ВРБ, фетиш и икона, идеальная вершина, к которой стремились все, а педагоги поминали при каждом случае. Как рассказывала приятельница – готова была провалиться сквозь землю, у них местный театр на порядок лучше. Дети рты пооткрывали от недоумения.

У нас таких не было. А может, мне их просто очень жалко, и я не подхожу к ним со строгой меркой, да ни с какой не подхожу – лишь бы были счастливы и радовались своему творчеству. Вообще, этот пост собиралась писать совсем не так, больше о байках, связанных с этими гастролёрами, но свернуло совсем в другую сторону, и что-то не шутится мне, я в следующий раз байки выложу. И не воспринимайте мой пост как ругательный. Ничего плохого о балеринках среднего звена я не сказала, а писала исключительно об условиях проживания.
Как-то разговаривала с ними, как раз об условиях и отношении худруков, и на моё горькое недоумение одна дала убийственный ответ:
- Но мы зато танцуем.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
 Привет-привет, бриллиантовые мои други! Седня Утко атдает трупеги нотегов) Ибо ...
Со дня принятия Конституции в 1993 году и вплоть до 2005 года 12 декабря было выходным днем и государственным праздником. Т ипа: ура-ура, демократия, живём по Конституции, и всё такое. А с 2005 года День Конституции стал рабочим днём, и переведён в разряд памятных дат ...
Этот пост я заимствую у моей подруги Ани в рамках моей новой рубрики "Субботние собачки". Писать мне сегодня самой лень, а темка ее поста - самая подходящая, про собачек. А еще мне очень нравится, как Аня пишет про своих собачек. Оригинал взят у odnaansika в причины, почему я не ...
Вкусно но вонюче... У меня уже очередь на этот деликатес. Готово! ...
Идея с двумя детьми в лодке посреди снежного поля мучила меня два года и, наконец, можно дышать свободнее, как будто чуть ослабили корсет. Третий раз снимаю дочерей Мити mi3ch и, боюсь, этот раз был последним, когда они могли пройти под планкой ...