рейтинг блогов

Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США

топ 100 блогов midnike25.09.2021 Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США Международный аэропорт Чикаго носит крайне сомнительное имя. Во времена су­хо­го закона оно было «широко известно в узких кругах». Эдвард О'Хэйра был ад­во­ка­том и работал на знаменитого гангстера и «ночного хозяина» Чикаго  — всем из­вес­т­ного Аль Капоне. Но именно благодаря его помощи налоговому ведомству США удалось в 1932 г. упрятать босса чикагской мафии за решётку. Возможно, эта услуга правительству и позволила его сыну — тоже Эдварду — поступить в элит­ное Военно-морское училище в Аннаполисе, где даже для допуска к экзаменам требуется рекомендация члена Конгресса. Однако мафия предателя не забыла, и в 1939 г. «Лёгкий Эдди» был расстрелян в своём автомобиле.  



Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Расстрелянный наёмными убийцами автомобиль Эдварда О’Хэйра-старшего. Пригород Чикаго, 8 ноября 1939 г.

К тому моменту его сын уже окончил училище, получил лейтенанта и только что поступил в лётную школу. Любовью к ави­ации, как ни странно, его заразил отец, в молодости поработавший в том числе и пилотом. Начало войны Эдвард О’Хэйр-младший встретил старшим лейтенантом и командиром дивизиона 3-й истребительной эскадрильи авианосца «Саратога». Уже 11 января 1942 г. их корабль словил торпеду и ушёл в ремонт. Но на берегу истребители пробыли недолго — их пере­са­ди­ли на авианосец «Лексингтон», который 30 января вышел в очередной рейд в стиле «ударил и убежал». Их целью был недавно за­хва­чен­ный японцами порт Рабаул на острове Новая Британия. (Пункт 3 на карте ниже)


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США

Сорванный рейд

Раздраконенные предыдущими рейдами японцы серьёзно усилили воздушное патрулирование. Для этого в Рабаул был пе­ре­брошен дивизион больших летающих лодок H6K «Мэйвис». Утром 20 февраля одна из них и обнаружила американцев ещё в 850 км от порта. Самолёт сообщил о контакте и грамотно спрятался в облаках. Но от радара это помогло слабо.

С «Лексингтона» подняли три пары истребителей, и первое звено отправилось прочёсывать облака в районе обнаружения. Вскоре летающая лодка была обнаружена и сбита. Тем временем нарисовалась ещё одна «Мэйвис», которую сбило второе де­жур­ное звено. Третьему под командованием Эдварда О’Хэйра пострелять так и не удалось.


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Четырёхмоторная летающая лодка «Каваниси» H6K «Мэйвис». Максимальная дальность полёта – 4800 км.

Внезапность была утеряна, и командир американского соединения решил отказаться от рейда, но до темноты идти преж­ним курсом. С тем, чтобы противник обеспокоился ситуаций на юго-востоке и отвёл туда хоть какие-то силы из Голландской Ост-Индии, где у союзников всё было очень плохо. В чём и заключалась «сверхзадача» всей операции.


С шашкой на танк

А у японцев были свои проблемы. В Рабауле у них имелось 18 ударных самолётов G4M1 «Бетти», тех самых, что не так дав­но на примере британских «Рипалс» и «Принс оф Уэльс» доказали, что авиация умеет топить даже линкоры. Но поскольку их планировали использовать для поддержки высадки на Новую Гвинею, то торпед к ним не было.

С истребителями тоже было не слава богу. Несмотря на феноменальную боевую дальность «Зеро», 1700 км в оба конца они мо­гли одолеть только с подвесными баками. Которых в Рабауле тоже внезапно не оказалось. Так что в атаку на авианосное со­е­ди­нение японцы отправили лишь бомбардировщики с парой 250-кг фугасок каждый. И без истребительного прикрытия.

Из-за погодных условий два тютая (дивизиона) «Бетти» разделились и искали противника самостоятельно. Первым на цель вышли 9 бомбардировщиков 2-го тютая. Их обнаружили радары, и в помощь дежурным звеньям истребителей с «Лек­с­ин­гтона» лихорадочно подняли всё, что стояло на палубе – вскоре в воздухе находились все 16 боеспособных «Уайлдкэтов».


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Строй морских бомбардировщиков «Мицубиси» G4M «Бетти».

Пока подкрепление набирало высоту, 4 «Бетти» всё же успели прорвались к авианосцу, но не смогли точно сбросить бом­бы. Их командир попытался протаранить «Лексингтон», но зенитные автоматы буквально порвали его самолёт. Вскоре со все­ми девятью было покончено, а звену О’Хэйра опять не дали пострелять, продержав его в резерве.

В это время на сцене появились 8 «Бетти» 1-го тютая. Трудно было выбрать более подходящий момент: радар их заметил, но из-за бардака в воздухе эта «засечка» не была идентифицирована как вражеская; половина истребителей выработала го­рю­чее и шла на посадку, другая на малой высоте гонялась за остатками 2-го тютая. Бомби – не хочу!

Единственными, кто стоял между «Лексингтоном» и приближающимися бомбардировщиками, было оставленное в ре­зер­ве звено старшего лейтенанта Эдварда О’Хэйра. Ему наконец-то представилась возможность тоже немножко пострелять. Получив целеуказание, два «Уайлдкэта» рванули на перехват.


Звёздный час Эдварда О'Хэйра

В качестве первой жертвы О’Хэйр выбрал правое звено из трёх самолётов. Атакуя сверху-справа он расстрелял один из дви­гателей сначала правого, а затем и левого ведомого. Обе машины загорелись и вывалились из строя. Старший лейтенант проскочил под японцами и начал набирать высоту для нового захода.


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Схема последовательности атак «Уайлдкэта» Эдварда О’Хэйра на дивизион японский бомбардировщиков.

Оглядевшись, О’Хэйр не обнаружил уже своего ведомого –  у того заклинили пулемёты. Так что Эдвард остался един­с­т­вен­ным защитником авианосца. Вторую атаку он провёл уже не поперёк строя, а по диагонали, слева-сзади. За этот проход он рас­стрелял по двигателю ещё у двух бомбардировщиков.

Набрав высоту «Уайлдкэт» О’Хэйра пошёл на третий заход спереди-слева. Его следующей целью стала машина ко­ман­ди­ра тютая. Очередная прицельная очередь по двигателю снесла его с креплений, и уже пятая «Бетти» вывалилась из строя. Эд­вард перенёс огонь на двигатель правого ведомого командирского звена, но выдав короткую очередь его пулемёты замолчали. Пи­лот расстрелял весь боекомплект.

В изложении это всё выглядит расстрелом в тире, но не нужно забывать, что «Мицубиси» G4M вовсе не были без­за­щит­ными «уточками». На атакованных О’Хэйром бомбардировщиках в сумме имелось 32 ствола 7.7-мм пулемётов и восемь 20-мм автоматических пушек. Но благодаря грамотному выбору ракурсов атак его «Уайлдкэт» отделался лишь двумя пулевыми по­па­даниями. Осколочных пробоин от «дружественного» зенитного огня оказалось гораздо больше.


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Самое грозное из оборонительного вооружения «Мицубиси» G4M – 20-мм автоматическая пушка обр. 99 в хвостовой установке. Жертвами этих пушек в данном бою стали два «Уайлдкэта», решившие атаковать японцев сзади.

Последняя атака происходила практически над «Лексингтоном» и уцелевшие бомбардировщики успели сбросить бомбы, они легли всего в 30 метрах за кормой корабля. Потерявшей левый двигатель командирской машине удалось выровняться, и её пилот тоже решил протаранить авианосец. Но и на этой «Бетти» сошлись трассы зенитных автоматов и пулемётов, самолёт потерял управление и проскочил мимо «Лексингтона».

Тем временем подтянувшиеся к месту боя истребители – и даже пикировщики «Донтлесс» – занялись охотой на уце­лев­ших и добиванием повреждённых японских машин. В результате из 17 вылетевших «Бетти» до аэродрома смогли дотянуть лишь две, да и те годились только на запчасти. То есть эта авантюра обошлась японцам в целый бомбардировочный авиаполк, если считать по нашим меркам, плюс три тяжёлых летающих лодки


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Пытавшийся протаранить «Лексингтон» самолёт без левого двигателя окончательно потерял управление и падает в воду. На хвосте хорошо видны «лычки» командира эскадрильи. Съёмка с борта «Лексингтона», 20 февраля 1942 г.

Весёлая посадка

После двух бомбёжек и двух попыток тарана зенитчики «Лексингтона» пребывали в состоянии «trigger-happy». Иными сло­вами, готовы были стрелять во всё, что шевелится. В результате у одного из них нервы не выдержали, и заходящий на посадку «Уайлдкэт» О'Хэйра встретила длинная очередь 12.7-мм «Браунинга». Выбравшись из кокпита, пилот медленно дошёл до кормы, уставился на молодого морпеха-пулемётчика, а затем изрёк: «Сынок, если ты ещё раз начнёшь по мне палить, когда я уже выпустил шасси, – я буду вынужден доложить об этом твоему командиру.»

Поздней коллеги поинтересовались, он хоть сам понял, что сказал? О'Хэйр задумался. «Ну, я, конечно, не имел в виду, что по мне можно стрелять, если шасси ещё не выпущено. Но это ведь могло заставить меня уйти на второй заход, а я не люблю ухо­дить на грёбаный второй заход!»


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Эдвард О’Хэйр в кокпите «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт», на котором нарисованы японские флажки по числу сбитых.

Наблюдавшие за боем с «Лексингтона» поначалу записали на счёт Эдварда О’Хэйра шесть сбитых. Однако сам пилот был сильно не уверен в последнем, поэтому количество сократили до пяти. Тем не менее за какие-то 4 минуты в первом в своей жизни бою он не только спас свой корабль, но и получил право именоваться «асом». Первым в истории авиации аме­ри­кан­с­ко­го флота.

Несмотря на отказ от удара по Рабаулу, результаты рейда были признаны удовлетворительными и на лётчиков «Лек­син­г­то­на» – впрочем, как и на участников других рейдов – пролился дождь наград. Но Эдвард О’Хэйр был единственным, кто получил высшую награду страны – Медаль Почёта. А заодно и повышен на два звания сразу.


Пятерых одним ударом, или Первый ас ВМС США
Эдвард О’Хэйр с женой Ритой в кабинете у президента Ф. Д. Рузвельта в момент вручения Медали Почёта.

29-летний командир авиагруппы авианосца «Энтерпрайз» капитан 3-го ранга Эдвард О’Хэйр погиб 26 ноября 1943 г. в ходе ночного боя с всё теми же G4M «Бетти» во время прикрытия высадки на атоллы Тарава и Макин. Они ему отомстили.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Там, где ступила нога британского колонизатора, остались плач и скрежет зубов. Британия нагадила изо всех сил где смогла и как смогла. Азия -- это одна сплошная незаживающая рана, намеренно созданная британцами. Они отделили от Индии Пакистан, Бангладеш и Шри Ланку, и там теперь ...
Здравствуйте, милые девушки! Вот бывает же такая несправедливость, как приближается какое нибудь значимое событие, я обязательно переламаю себе ноготки... Вот и сейчас та же история. А ведь встреча Нового года, мой самый любимый праздник... Я сегодня в дуете PP Hassy, PP Pirouette,извените ...
...
11.11.11 это, блин, сегодня. То есть уже три часа как, по времени Москвы, Еревана и Казани. А ещё через 8 часов будет 11:11 по этому самому местному времени. Ловите, короче, момент. А как поймаете — попробуйте объяснить хотя бы себе: и ...
Помнится, скатину облили как-то молоком А тут Насрального зеленкой поливают в который раз уже А Михаил Веллер в ведущую стакан запустил Или взять давние времена - как Жирик Немцова соком облил Столько трендов намечается Так что поскольку еще четверг, по крайней мере, на европейской части ...