пятьдесят хиросим в месяц
mi3ch — 16.10.2019Марк Солонин пишет об эффекте стратегических бомбардировок союзников: американские эксперты, изучавшие после окончания войны последствия атомной бомбардировки Хиросимы, подсчитали, что для достижения такого же разрушительного эффекта потребовалось бы сбросить 2,1 килотонны обычных боеприпасов. 21 килотонна сброшена на Штутгарт, 22 на Дортмунд, 35 на Кёльн, 36 на Эссен. Берлин за время войны бомбили 363 раза, на город сброшено 45,5 килотонн бомб. В 1944 году на Германию обрушилось 915 килотонн бомб, в отдельные месяцы "тоннаж" доходил до 110 килотонн. Это ПЯТЬДЕСЯТ "Хиросим" в месяц via
На это обычно возражают, что несмотря на бомбардировки, немцы все время увеличивали выпуск военной продукции. Из чего делается неправильный вывод о неэффективности бомбардировок. Попробую объяснить – в чем тут ошибка
Дело в том, что все воюющие страны резко увеличивали выпуск военной техники. В разы. Но Германия этого сделать уже физически не могла. Вплоть до конца войны немецкие военные заводы работали В ОДНУ смену. Простым переходом к трехсменному производству промышленный выпуск мог быть увеличен в три раза без каких-либо вложений в инфраструктуру. Однако инфраструктура подвергалась постоянным атакам.
Разрушение транспортной системы, особенно в ключевых точках (мосты, виадуки, железнодорожные узлы), делало рост промышленного производства неэффективным. С начала 1944 года главным объектом воздушных налетов стали авиационные заводы. В феврале 1944 года в течение нескольких дней воздушным атакам подверглось 50 % авиационных заводов, причём многие из них были почти целиком разрушены. В конце апреля 1944 года англо-американская авиация начала бомбить электростанции и заводы по производству синтетического бензина, аммиака и синтетического каучука.
Как считал министр производства вооружений Альберт Шпеер, в техническом отношении Германия потерпела поражение 12 мая 1944 года, когда благодаря массированным бомбардировкам союзников было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее.
Карл Дениц в своих мемуарах отмечал неспособность промышленности наладить выпуск революционных субмарин класса XXI (лучшие в мире корабли той эпохи), которые могли целиком изменить баланс сил в Битве за Атлантику. Это Дениц целиком приписывал эффекту стратегических бомбардировок.
Бомбежки заводов BMW и Флеттнера в Йохаништале, выделенных под производство заказа в 1000 вертолетов Fl 282 «Kolibri», не позволили выпустить более 24 опытных машин.
Бомбардировки англо-американской авиации лишили Германию 1,15 млн тонн авиационного бензина, что вдвое превышало стратегические резервы вермахта. Из-за нехватки топлива резко снизился уровень подготовки немецких летчиков – курсанты из-за недопоставок горючего могли летать лишь час в неделю. В июле 1944 г. Шпеер сообщил Гитлеру, что из-за нехватки горючего к сентябрю все тактические перемещения сухопутных войск станут невозможными. Этот прогноз подтвердился. В конце октября 1944 г. Шпеер доложил Гитлеру, что «наткнулся на колонну из 150 грузовиков, каждый из которых тащила упряжка из четырёх быков. Многие грузовики буксировались танками и тракторами». via
Горючее Германия получала в основном из двух источников:
1. С 18 заводов синтетического горючего в самой Германии.
2. С румынских и венгерских нефтепромыслов. В августе 1944 года советские войска заняли румынские нефтепромыслы и значение для Германии заводов синтетического горючего резко возросло.
Но уже к июлю все крупные заводы были повреждены. Если в мае эти заводы производили 316 тыс тонн продукции в месяц, то в июне месячное производство упало до 107 тыс тонн, а к сентябрю – до 17 тыс тонн. Например, на большой завод в Лейне было сделано 22 налета, совершено 6552 самолетовылета бомбардировщиков и сброшено 18 328 т бомб. В результате завод работал на 9% своей мощности.
Летом подвижность германских танковых дивизий все более ограничивалась в результате боевых потерь, возраставших транспортных трудностей, а также падения производства горючего. Недостаток горючего стал катастрофическим. 16 декабря 1944 года, когда немцы предприняли отчаянное контрнаступление, запасы горючего у них были на исходе. Немцы рассчитывали захватить запасы союзников, но союзники получили приказ сжигать все горючее при отступлении и немцы остались без бензина.
Нехватка горючего давала себя знать и на Восточном фронте. Победа русских в Силезии в феврале и марте 1945 года ускорилась из–за отсутствия у немцев горючего. 1200 танков, сосредоточенных немцами на сандомирском плацдарме, не могли передвигаться из–за отсутствия горючего и были разгромлены. via
|
</> |