
Пять советских шаржей на Никиту Хрущёва

Довольно малоизученная тема — шаржи на Никиту Сергеевича в советской печати. Конечно, это были дружеские шаржи, но вот на его преемника, Леонида Ильича Брежнева, уже никаких карикатур не публиковалось, даже самых дружеских.
А на Никиту Сергеевича были. Например:

1959. Борис Ефимов (1900—2008). Дружеский шарж на Н.С. Хрущёва

1962. Николай Долгоруков (1902–1980). «Голос миллионов – голос мира». Из альбома-выставки «За мир, за светлое будущее народов»
Стихи Владимира Маяковского:
По всей планете, товарищи люди,
Объявите: войны не будет!

1962. Борис Ефимов (1900—2008). Агитплакат. На плакатах врагов надписи: «Это — советская пропаганда!», «Мы уничтожим Советский Союз!», «Атомный шантаж», «Военный бизнес», «Реваншизм», Конрад Аденауэр держит плакат «Продолжать холодную войну!!!»
Стихи Эмиля Кроткого (1892–1963):
Потоком лжи, клевет и сплетен
Они спасают свой мундир,
Но тщетны все старанья эти, –
Хрущёва слушает весь мир!

1960. Марк Абрамов (1913—1994). Дружеский шарж на Н.С. Хрущёва
Стихи Сергея Михалкова:
Мирный курс
Не страшен никакой девятый вал
И никакие бури не страшны:
В уверенных руках находится штурвал
Могучей, мирной, трудовой страны!
Между прочим, рисунок Марка Абрамова вольно или невольно повторял известный плакат Бориса Ефимова — «Капитан Страны Советов ведёт нас от победы к победе» (1933):

И даже ещё больше похож на более ранний вариант этого рисунка:

А это интересная карикатура. Она появилась в газете «Известия» 19 января 1960 года, и главный редактор этой газеты Алексей Аджубей, он же зять Никиты Сергеевича, так рассказывал историю её появления:
«На январской сессии Верховного Совета СССР 1960 года Н.С. Хрущёв так охарактеризовал динамику развития Советских Вооружённых Сил за несколько десятилетий. В 1927 году они насчитывают 586 тысяч человек; в 1937-м — 1.433 тысячи; в 1941-м — 4.207 тысяч; в 1945-м — 11.365 тысяч; в 1948-м — 2.874 тысячи; в 1955-м — 5.763 тысячи; в 1955–1958 годах — 3.623 тысячи. От имени Советского правительства на этой сессии он внёс предложение провести очередное сокращение советских войск ещё на 1200 тысяч человек. Наши вооружённые силы составят 2.423 тысячи солдат и офицеров — это меньше того уровня, который обусловливали западные державы. Верховный Совет СССР принял это предложение. «Известия» публикуют дружеский шарж. Перед строем солдат — Н.С. Хрущёв. Звучит команда: «Каждый третий — выходи!»

«Каждый третий, выходи!». Рисунок художника Бемке из немецкой газеты «Нойес Дойчланд»
Остаются в строю военные с автоматами Калашникова, выходят — с чемоданами...
Только Аджубей не упомянул, что это была перепубликация рисунка из газеты ГДР «Нойес Дойчланд».
И тем более он не написал, что это сокращение армии вызвало растущее недовольство Хрущёвым в армейских кругах. Как и его предыдущие сокращения. Характерная выдержка из письма одного из офицеров Забайкальского военного округа в феврале 1958 года: «Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего пять человек, то есть почти все будут уволены в запас... Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по двое-трое детей: ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии... Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация».
Дед автора этих строк, Борис Григорьевич Федин, прошедший всю Великую Отечественную и закончивший её в звании майора в Кёнигсберге, тоже был уволен с военной службы по одному из хрущёвских сокращений, так называемому «приказу сто». И конечно, он до конца жизни не забыл Никите Сергеевичу, что вынужден был, ещё полный сил и энергии, уйти на пенсию в звании подполковника, «не дослужившись до папахи»...
Такие решения, естественно, готовили почву для грядущей отставки Хрущёва, которая и произошла в октябре 1964-го, но сам он этого, видимо, не понимал...
|
</> |
