Пять проблем общества, которые вскрыла трагедия в Вешкайме
morena_morana — 27.04.2022Трагедия, которая произошла в детском садике «Рябинка», потрясла всю страну. Житель Вешкаймы, до этого состоявший на учете с психиатрическими проблемами, устроил стрельбу в детском саду, а потом застрелился. Погибли несколько человек: мужчина, у которого стрелок отобрал ружье, воспитательница, дети. А травма от случившегося, безусловно, останется со свидетелями на всю жизнь.
Понятно, что случай сам по себе страшный, еще страшнее то, что он не первый. Череда подобных преступлений не желает останавливаться, и не очень понятно, что сделать, чтобы ее остановить.
Только обратили внимание на охрану школ – стрелки переместились в детские садики. «Рябинка» охранялась только тревожной кнопкой, например. Понятное дело, что сейчас на это обратят внимание, но возможно ли оборудовать личным подразделением охраны каждый пункт, где собирается много людей? Сомневаюсь.
Дело же не только в кнопках. Дело в том страшном, непознанном и беспощадном, что двигает этими людьми. Дело в болезни. Практически всегда за ужасом стоит болезнь, вовремя не замеченная, вовремя не подлеченная. Болезнь, на которую не обращали внимания.
Стрелка опознала мать. Им оказался 26-летний Руслан Ахтямов. Как пишет пресса, семья считалась в поселке неблагополучной – отец пил, за ежедневными неурядицами было не до колебаний настроения сына. Читала интервью с матерью – создалось впечатление, что она до последнего отказывается верить в его психиатрические проблемы. Не помнит даты посещения медицинских учреждений, а в разговоре упоминает «бабку», к которой возили сына – видимо, вместо врачей.
Мать я совершенно не виню – я примерно представляю себе Вешкайму. Там множество проблем и помимо психиатрического статуса сына. Но в целом степень ориентации наших людей в сфере психического очень мала. И это главная проблема. Это, а не кнопки.
В плане спланированного, «адекватного», рационального злодейства мы защищены если не на 100%, то достаточно хорошо. У нас довольно успешно ловят террористов, даже с перегибами, я бы сказала. Но против человека с психической болезнью, вынашивающего план внутри себя, наша система бессильна. И дай бог если находящиеся рядом люди почуют что-то неладное.
Но сочувствующих, понимающих и замечающих неладное людей очень, очень мало. Это связано со многими причинами.
- Во-первых, с каким-то тотальным безразличием уставшего общества друг к другу. Не ной, это твои проблемы, разбирайся сам/сама. Они разберутся. Разберутся без нас. Мать отведет сына к «бабке», которая проявит чуточку сочувствия. Отец найдет утешение в бутылке. А сам человек, блуждающий по лабиринтам собственного сознания, и не находящий выхода, однажды увидит в новостях очередного стрелка. И разработает план…
- Во-вторых, перед тем трепетом, который до сих по существует у нас перед психиатрической, а иногда и психологической помощью. За решением проблем идут куда угодно: на анонимный форум, к бутылке, к проститутке, но редко к профессионалу.
- В-третьих, качество этой помощи не самое высокое. Давайте говорить прямо. Хороших психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, других узких специалистов не так много. Ближе к столице их больше, в некоторых районах их не сыскать днем с огнем. А они нужны. Нужны не специалисты по «птичьему языку», наученные работать с богатыми и беспроблемыми людьми, которых сейчас пачками выпускают курсы. Нужны настоящие специалисты. Причем не только с дипломом, но и с душой.
- В-четвертых, но это очень дискуссионно, возможно нужно изменение подходов к психиатрической помощи. Что в случае чего можно было оперативно реагировать. Это вроде бы есть и сейчас, но…
- А в-пятых, нужно наше с вами внимание. К людям, к их проявлениям, к неудобным и неприятным темам. Нужно наше неосуждение – тогда, возможно, кто-то из родственников не постесняется рассказать. Нужно наше принятие – тогда болезни не будут скрывать, опасаясь социальной изоляции. И если мы хотим изменить ситуацию, есть смысл идти навстречу своему страху, а не отворачиваться от него, закрыв глаза.
А еще я сочувствую каждой из матерей, потерявших детей. И даже той, которую сейчас, наверняка, обвинят, сколько раз уже такое было. Но обвинениями делу не поможешь…
Что, по-вашему, надо сделать для предотвращения таких трагедий?