Пять криминальных сериалов разных стран и разных лет

Слово пацана. Кровь на асфальте (2023).

Жора Крыжовников — режиссер и соавтор сценария. Играют Леон Кемстач, Рузиль Минекаев, Иван Янковский, Анастасия Красовская, Юлия Александрова, Слава Копейкин, Никита Кологривый, Сергей Бурунов, Антон Васильев.
Жора Крыжовников большой молодец. Очень уважаю, когда нет одномерных и однозначных героев. В этой истории - нет, по крайней мере среди главных героев. Сюжет-то думаю, пересказывать особой нужды нет, все в курсе уже? Казань конца 80х, подростковые банды и разборки между ними, иногда с вовлечением взрослых. Смотрела с большим трудом, не была уверена, что досмотрю (и даже сейчас писать о подробностях сюжета трудно, не хочется вспоминать и опять погружаться в эти переживания). Не в качестве киноматериала дело - тут как раз все отлично, снято и сыграно на уровне, это действительно хороший сериал, дело в теме. Про взрослых такое могу смотреть, казалось мне, а про школу и детей — тяжело. И из-за того что дети (такие по возрасту как мои), и насилия очень много. И, наверное, из-за того, что наркоторговцы или воры все-таки сами себе выбирали дорогу (по крайней мере в кино не показывают обычно что их к этому кто-то принудил), а тут безвыходная ситуация: в банде бьют, не в банде — бьют, в милиции — бьют. Причем личных триггеров у меня не было, в Москве в те времена легко можно было жить не соприкасаясь с этим миром. Но смотреть на мир бандитского гетто (по сути), когда у героев почти нет шансов вырваться оттуда, страшно. Смотреть страшно, жить, должно быть, еще страшнее. Но сериал, повторюсь, реально круто сделан, шума наделал не зря. И как любитель обращать внимание на саундтреки, не могу не отметить оригинальный саундтрек от группы АИГЕЛ, они же написали отличные песни для сериала Топи. Даешь больше оригинальных саундтреков, написанных специально для кино!
Дальше мне закономерно вспомнился "главный сериал про 90е" (в "Слове пацана" есть эпизод, когда показывают, что стало с героями в ближайшем будущем, в 90х, спойлер - ничего хорошего).
Бригада (2002)

Культовый для своего времени, самый дорогой сериал на момент съемок, самый успешный. Прославивший артистов, сыгравших главные роли - Сергея Безрукова, Дмитрия Дюжева, Павла Майкова, Владимира Вдовиченкова, Екатерину Гусеву, Андрея Панина (не путать с однофамильцем Алексеем).
Во времена славы этого сериала я такое не смотрела, так что впервые ознакомилась. Было забавно смотреть на молодых актеров — такое ощущение, что в Бригаде снялись все, кто что-то представлял из себя в профессии (или вариант - остались в профессии те, кто смог попасть в Бригаду). Не самое хорошее кино оказалось
Так тяжело было смотреть, так меня ломало и корежило, что я задумалась - почему. Не то чтобы я не видела бандитов и их мир на экране - видела многократно и смотрела с интересом. А тут-то что? Со "Словом пацана" решила, что дело в детях и вот этом страшном мире-гетто. А потом стала смотреть "Бригаду" (вроде менее реалистичную и правдоподобную) и меня точно так же накрыло! И тут я поняла, что дело в изображаемых 90х и триггерит меня именно это. Какое же время было подлое все-таки. Как же оно ломало людей - их жизни, психику, судьбы. Физически уничтожало. Морально. Унижало. Заставляло предавать и продавать себя, близких. Причем не только отдельных людей, а целые социальные слои, регионы. И если посмотреть на условных либералов, которые воспевают "святые 90е", то невозможно не заметить сходство с ненавидимыми ими сталинистами. И те и другие готовы оправдать уничтожение людских тел и душ ради чего-то в общественной жизни, что им приятно и нравится. Просто это «нравится» разное — у сталинистов это индустриализация, бурный рост в самых разных областях знаний, промышленности, фантастические примеры героизма, опять же в разных областях, мощный коллективизм, который помог стране выжить. А у либералов — индустриальный развал, индивидуализм, максимальная свобода от всего советского, масса новых возможностей и горизонтов для определенного склада людей. Получается было что-то хорошее и что-то очень плохое и каждая группа свое "хорошее" ценит очень высоко, а плохое считает не важным, или не таким уж плохим или просто не смотрит в сторону плохого, тем более, если оно было не с ними. И значит, разница в том, кого это коснулось. Собирательный 37й прошелся катком по условной интеллигенции и они эту классовую травму несут через поколения, продолжая воевать с давно умершим Сталиным. А 90е коснулись более широких слоев и более «простых» — рабочих, бюджетников, военных. Всяких МНСов тоже, но не всех, кто-то наоборот вписался удачно в новые времена.
Вот и получается — когда твоему классу (как это еще назвать? воображаемым сообществом?) было плохо — ты сосредоточен на этом "плохо" и не дай бог повторится! Никакие достижения не стоят того, чтобы повторилось плохое. Разница в личном ощущении принадлежности к некоему "воображаемому сообществу"? Потому что если ты на стороне условных "либералов", то пофиг кто там и как загибался в 90е, шел в проститутки, бандиты, пил или вешался оттого что рухнула жизнь, питался одной картошкой с дачи (и это еще хороший вариант!), унижался и отрекался от себя и своих убеждений. Потому что есть "зато". Зато - свобода, пал железный занавес, победили коммунистов, завезли колбасу и вообще расцветают все цветы. А если ты условный "сталинист" - то пофиг на репрессии - время было такое, а может и не такое и вообще это враги наговаривают, и тоже кто-то пух с голода, пил, унижался, изменял себе, надрывался, кто-то прожил в страхе, но и тут есть "зато"! Зато заводы, победа, космос и прочие прекрасные вещи. Самое ужасное, что ведь всё это правда - и там и там есть хорошее в той части, которая "зато", и там и там ужасная цена. Как это все примирить - я не знаю. Кстати, и сталинистов и либералов можно потыкать носом в «ну и чего вы добились в долгосрочной перспективе».
Это было лирическое отступление, вернемся к кино.
Южный ветер / Juzni vetar (2018).

На отечественных онлайн-платформах сериал показывают из-за известного у нас Милоша Биковича (судя по тому, что в Сербии уже три продолжения сняли - там это одна из главных ролей в его карьере), в других ролях Миодраг Радонич (знакомое лицо для тех, кто смотрел Балканский рубеж), Драган Бьелогрлич и прочие сербские артисты, которых мы все равно не знаем, но играют они все хорошо!
Сербский криминальный мини-сериал про выходцев из того же примерно времени - 90х. Герой из банды автоугонщиков случайно угоняет не ту тачку и переходит дорогу наркоторговцам, ну и все завертелось.. Сериал (в отличие от Бригады) очень хорош историей. Отличный сценарий. Развитие, изменение героя, обоснование всех действий (характером и обстоятельствами) - прям вот пятерка с плюсом сценаристам! И еще мне очень понравились правильно расставленные акценты и символы - нечасто такое бывает. Например там есть отличный эпизод, когда ранят друга ГГ и он пачкается в его крови и до самого финала так ходит, то есть он ЗАПЯТНАН КРОВЬЮ еще до непосредственно совершенного убийства, но когда он морально уже готов был убивать. И при встрече со своим боссом он пачкает кровью его внука - новое поколение тоже будет замазано, это неизбежно. И очень правильно (и жизненно вообще-то) что ГГ пришлось в тюрьму сесть, а сдаваться в полицию он идет запачканный грязью (показывают крупно обувь в грязи) и кровью. Одновременно бытовая деталь и символ. А смотреть легко.. Может потому что чужое? Хотя у них 90е были такие же как у нас и герои эти — те же «пацаны», прибившиеся к уличным бандам, которым «авторитетные» воры заменили отцов (эта линия прям четко проговаривается, про воспитание улицей). Но смотришь совершенно спокойно как историю — анализируешь, сочувствуешь, нет вот этих эмоций, которые мешают смотреть про наши 90е (по крайней мере мне мешают).
МакМафия / McMafia (2018).

В ролях англичане Джеймс Нортон и Джульет Райлэнс, а так же наши Мераб Нинидзе, Кирилл Пирогов, Алексей Серебряков, Мария Шукшина, Мария Машкова и другие английские и русские артисты.
Английский криминальный сериал про
Отдельно хочется отметить фееричную речь английской герлфренды главного героя о том, что он «выучил несколько манер (в Гарварде) и изображает цивилизованного, а на самом-то деле!». Ну да, каждый рожденный в Москве — маленький дикарь внутри, что с ним ни делай, даже позабыть русский язык не поможет — кровь не водица, видимо.
Подкидыш (2019).

Исторический детектив, играют Антон Шагин, Тимофей Трибунцев, Аглая Тарасова, Сергей Барковский, Семён Шкаликов, Николай Шрайбер и др. 1926 год. Этот сериал выбивается из остальной подборки и временем действия - не относительная современность, а столетнее прошлое, и движением героя в обратную сторону — из криминального мира, а не в него. Но я решила его оставить для разнообразия, он неплохой, легко смотрится. Разгар НЭПа. Новгородский воришка по кличке Подкидыш не поладил с подельниками и вынужденно бежит в Ленинград. Там сотрудники милиции по ошибке принимают его за известного сыщика, которого недавно назначили начальником отдела УГРО. Подкидыш им подыгрывает, сначала планируя незаметно исчезнуть, но, узнав, что в городе есть большой склад дорогих улик и экспроприированных вещей, решает его ограбить, что проще сделать, имея на руках удостоверение милиционера… Однако роль сыщика ему неожиданно очень удается и затягивает. Трибунцев тут очень прикольный — бюрократ и одновременно революционный поэт-любитель. Шагин как всегда молодец. И даже Аглая Тарасова не раздражает. И отдельно понравился финал - он открытый и это более честно и реалистично, чем сиропный хэппи энд.
Кто что смотрел? Обсудим?
|
</> |