ПВРД в снаряде: Полет нормальный

топ 100 блогов andrej_kraft08.10.2022 В продолжение темы:

Целых два года мы не возвращались к этой теме, когда сообщили, что норвежская копания Nammo и отдел перспективных разработок Boeing Phantom Works заключили 25-летнее соглашение о партнерстве в разработке Power Technology. В июле 2019-го возглавляемая Boeing отраслевая группа получила от министерства СВ США предварительный контракт на разработку и усовершенствование 155-мм снаряда в рамках проекта ATSAMS (Advanced Technology Suite Artillery Munition Suite). Согласно информационному бюллетеню Boeing, в мае 2020-го эта группа получила очередной контракт для проведения 2-го этапа НИОКР. Снаряд с твердотопливным ПВРД получил у американцев обозначение Ramjet 155, а в Nammo его еще раньше назвали боеприпасом "предельной дальности" IM HE-ExR (Insensitive Munition – High Explosive – Extreme Range).

ПВРД в снаряде: Полет нормальный 04
Ramjet 155 / IM HE-ExR © Boeing



В октябре 2021-го на ежегодном саммите AUSA представители Boeing разоткровенничались: "Мы получили очень четкий сигнал не только от армии, но и от Министерства обороны <�…> Они были так сильно разочарованы усилиями американских разработчиков по улучшению двигателей [активно-реактивных снарядов], что не хотят продолжать с ними сотрудничество. Этот посыл был громким, мы его ясно услышали", – что и привело Boeing к партнерству с Nammo. У тех как раз была очень привлекательная концепция IM HE-ExR, но нужен был партнер для разработки системы управления. При стрельбе на значительные расстояния, целесообразно использовать корректируемые снаряды, но развивать это направление самостоятельно норги признали экономически нецелесообразным. В общем, как в песне поется, вот и встретились два одиночества.


ПВРД в снаряде: Полет нормальный 000

Ожидаемые характеристики снаряда IM HE-ExR / Ramjet 155 по высокоточному поражению на дальности более 70 километров (в Nammo оценивают ее в диапазоне от 100 до 150 км) как нельзя лучше соответствуют требованиям программы прицельного огня на большие расстояния LRPF (Long Range Precision Fires), которая направлена на достижение превосходства артиллерии американской армии по дальности, точности и мощи огневого поражения над существующими артсистемами, эксплуатируемыми потенциальными противниками. Проект LRPF считается одним из основных приоритетов модернизации СВ США. "Поэтому данная разработка также является главным приоритетом и для Boeing", – подытожил Стив Нордлунд, вице-президент и генеральный директор Boeing Phantom Works. По его словам, отраслевая группа планировала провести демонстрационные испытания Ramjet 155 летом 2022 года. До тех пор исследователи будут продолжать тестировать и улучшать производительность системы.

Здесь нельзя не напомнить, что в первом квартале 2022-го Boeing понесла чистый убыток в размере 1,24 млрд. долл., и эта сумма более чем вдвое превышает потери на 561 млн. долл., о которых сообщалось за тот же период в 2021-м. В таких условиях хватаются за каждую соломинку, как за последнюю надежду.

Как бы то ни было, в январе и марте 2022-го провели первые успешные испытания Ramjet 155 с включением ПВРД в полете по настильной траектории. При этом подтвердились прогнозы живучести РДТТ при выстреле из орудия, а также потенциал роста характеристик артиллерийских боеприпасов, прежде всего по дальности полета снаряда. "Мы отмечаем отличный прогресс в разработке ПВРД. Последние тесты были чрезвычайно многообещающими, без каких-либо серьезных камней преткновения", – заявил Мортен Брандтцэг, генеральный директор Nammo.

ПВРД в снаряде: Полет нормальный 05
Испытание по настильной траектории активно-реактивного 155-мм снаряда Ramjet 155 Extended Range Artillery Projectile с запуском ПВРД (Норвегия, Рауфосс, январь 2022 г.) © Nammo

Руководство Boeing в мае 2022-го тоже поделилось новой информацией, слегка приоткрыв завесу тайны над совместными с Nammo разработками. Прежде всего, участие Boeing в программе Ramjet 155 основывается на прежних успехах по программам модернизационных комплектов высокоточного GPS-наведения УАБ GBU-31/32 JDAM (Joint Direct Attack Munition), а также УАБ малого калибра GBU-39 SDB (Small Diameter Bomb).

Кроме того, сообщили, что в программе Ramjet 155 участвуют не две компании, а три. Кроме американской Boeing и норвежской Nammo в отраслевую группу входит еще BAE Systems, которая разработает многоканальный помехозащищенный GPS-приемник, а также комплект для точного наведения на больших расстояниях LR-PGK (Long Range – Precession Guide Kit). Предполагается, что он сможет захватывать движущиеся цели, используя инновационную технологию самонаведения. В качестве потенциальных прототипов рассматриваются РЛС миллиметрового диапазона ГСН ПКР AGM-158C LRASM (Long Range Anti-Ship Missile), а если не получится впихнуть ее в 155-мм снаряд – что весьма сложно – тогда возьмут модернизационный комплект полуактивного лазерного наведения APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System) для неуправляемых ракет Hydra 70. С ним проблем будет явно меньше

В завершение интервью оптимистично сообщили, что профессиональная и дружная команда продолжает развивать и совершенствовать технологии. За годы сотрудничества проведено более 450 статических тестов и стрельб на короткие расстояния, а на ближайшие месяцы запланированы дальнейшие испытания и демонстрации.

И наконец, выждав зачем-то пару месяцев, в августе 2022-го сообщили, что 28 июня Nammo и Boeing произвели пять успешных испытательных выстрелов на большую дальность по навесной траектории разрабатываемыми ими 155-мм снарядами с ПВРД ТТ. В Nammo заявили, что это "первый в мире успешный опыт такого рода" (позабыв на этот раз про немецкие разработки 85-летней давности) и однозначный "технологический прорыв в артиллерийском оружии <�…> Испытания — со всеми аспектами, от стрельбы из гаубицы, до корпуса снаряда, оперения и траектории — все прошло идеально". ПВРД ТТ успешно воспламенялся и демонстрировал стабильность полета с хорошо контролируемым процессом горения.

ПВРД в снаряде: Полет нормальный 06
Испытательные стрельбы 155-мм активно-реактивным снарядом с ПВРД (полигон Andøya Space Center, 28 июня 2022 г.) © Nammo / Thorstein Korsvold

Кое-какую дополнительную информацию можно подчерпнуть, разглядывая фото.

Во-первых, насколько можно судить, на снимке буксируемая гаубица M114 – в 1986 году Норвегия, Дания и Нидерланды договорились о совместной модернизации 226 артсистем этого типа с увеличением длины ствола с L23 до L39. Главным подрядчиком выбрали RDM Technology (Нидерланды), а субподрядчиками стали DISA (Дания) и Norsk Forsvarsteknologi (Норвегия). Первую модернизированную гаубицу M114/39 передали норвежской армии в августе 1988 г., а последнюю – в начале 1990-го. Потом их сняли с вооружения и отправили на мобсклады, и уже с хранения часть M114 утилизировали, когда норги присоединились к ДОВСЕ. Тем не менее, в соответствии с The Military Balance в 2007 за Норвегией всё ещё числилось не менее 46 артсистем этого типа, которые официально сняли с вооружения только в 2010-м. Как видно, кое-что осталось до сих пор, и вполне работоспособно.

Но в рамках сегодняшней темы гораздо интереснее другое. Изначально в Nammo заявляли, что ПВРД ТТ должен запускаться при воспламенении топлива раскаленным от сжатия воздухом после достижения снарядом скорости 2,5М, то есть, при стрельбе из орудий с длиной ствола L52 и более. Выходит, что-то там у ней унутре подкрутили в настройках, если смогли успешно отстреляться из L39.

Еще один момент: вам не кажется, что ствол гаубицы задран выше 45 градусов? Понятно, что при таком ракурсе обязательно будут искажения. Но если все-таки не кажется, а снаряд с ПВРД окажется способен забираться на высоту более 20 км, то там начинают работать очень интересные эффекты, и дальность стрельбы больше 100 км уже не кажется чересчур фантастической:

ПВРД в снаряде: Полет нормальный



ПВРД в снаряде: Полет нормальный

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Волонтеры в Питере учат всех желающих спасать людей. Желающих много. Саша Раевский Фото: Елена ЛУКЬЯНОВА На лобовом стекле его машины в правом нижнем углу приклеен красный крест. На сиденье валяется жилет со светоотражающей надписью «Спасатель». Он уточняет: «Это моя личная маши ...
Рассказ Ольга Рожнёва 13 января 2011 г. Источник: Газета Эском – Вера Всё утро протоиерея Бориса, настоятеля храма Всех Святых, одолевали воспоминания. Прошлое виделось так ярко, так отчётливо, как будто было вчера. А ведь прошло уже лет ...
А стартовали до НГ мы однажды здесь . Veselý Nový rok! Šťastný Nový Rok! ŠŤASTNÝ NOVÝ ROK! Šťastný nový rok! Šťastný Nový Rok! Srdečné přání k novému roku Šťastný a veselý Nový rok! Šťastný nový rok! Šťastný nový ...
На улице рядом с домом сегодня машина сбила мальчика лет двенадцати. Машина, которая сбила, даже не остановилась. Я сама этого не видела - подошла минут через пять, ещё удивилась, когда шла, что машины по улице едут очень медленно: вроде два часа ...
...