Норвежские "Фалконы" – всё
andrej_kraft — 05.10.2022 В продолжение темы:Пассажирский самолет DA-20 Jet Falcon ВВС Норвегии поставили на прикол еще в 2017 году, а теперь пришло время для ухода в отставку и двух последних машин этого типа, которые использовали в варианте РЭР и РЭБ. Теперь эти задачи будут переданы другим подразделениям вооруженных сил страны, в первую очередь самолетам F-35 Lightning II и P-8А Poseidon.
30 сентября 2022 г. пара черных DA-20 Jet Falcon совершила свой последний условно-боевой вылет. После взлета из столичного аэропорта Гардермуен они за два с половиной часа пролетели на небольшой высоте над Западной и Восточной Норвегией по кольцевому маршруту Несбьен – Берген – Ставангер – Листа – Кьевик – Саннефьорд/Торп – Осло и вернулись обратно в Гардермуен. Здесь их ждала торжественная встреча и одновременно церемония проводов на заслуженную пенсию после 50 лет безупречной службы в Норвегии и за границей, а также суммарно более 50 тысяч часов налета на двоих.
По дальнейшим планам их использования известно, что самолету с бортовым номером 053 и собственным именем "Мунин" уготована роль экспоната Норвежского музея авиации в Бýдё, где через девять месяцев рядом с ним встанет и один из P-3C/N Orion, которые пока еще летают, но также будут выведены из эксплуатации в середине 2023 года.
DA-20 Jet Falcon / Dassault Falcon 20 "Munin" (053)
История этих машин в ВВС Норвегии началась в конце 1960-х годов, когда в НАТО стали активно форсить тему электронной войны – по-норвежски EK (elektronisk krigføring). Для этих целей 20 декабря 1972 года у норвежской коммерческой компании Fred. Olsens Flyselskap (международное название Fred Olsen Air Transport) приобрели пару двухмоторных реактивных средних бизнес-пассажирских самолетов французского производства Dassault-Breguet Falcon 20С. Машины официально передали ВВС в 1973-м, но в эксплуатацию они поступили только в 1976-м, после проведения модернизации и дооборудования соответствующей аппаратурой. В 1979 году у "Фред Олсен" купили еще один самолет того же типа. Машина с бортовым номером 0125 не имела собственного имени, но она получила неофициальное прозвище "Королевский самолет" (Kongeflyet), потому что периодически использовалась для перевозки VIP-персон. Но было у нее и прикладное военное назначение – калибровка средств навигации, привода и посадки, а также радиолокационных систем военных аэродромов (подробнее в этом блоге по ссылке, а готовые воспользоваться онлайн-переводчиком могут познакомиться с некоторыми интересными страницами его биографии на сайте норвежского минобороны)
Три норвежских DA-20 в едином строю
Оба самолета РЭБ первый раз поднялись в воздух в далеком уже 1966-м, таким образом, в прошлом году они отпраздновали свой 55-летний юбилей. Самолеты с бортовыми номерами 041 и 053 получили собственные имена "Хугин" и "Мунин" соответственно, в честь всезнающих воронов бога Одина. Заодно это прозрачно кагбэ намекает на предназначение машин, так как обе эти птички являются ещё и официальными символами службы военной разведки ВС Норвегии.
В 1990 году компания-производитель в очередной раз сменила название на Dassault Aviation, с тех пор норвежские машины носят современное обозначение DA-20 Jet Falcon. Свой привычный ныне
Тогда же в 1990-х самолеты оборудовали средствами выстреливаемых тепловых и радиолокационных помех для самообороны.
Manufacturer: Dassault
Engine: 2×GarretTFE731
Thrust: 4,750 pounds/engine
Dimensions: length: 17.2 meters, height: 5.3 meters, wingspan: 16.3 meters
Speed: Max: 350 knots true airspeed (Mach 0.82), normal: 350 knots true airspeed (Mach 0.73)
Max altitude: 42,000 feet (12,700 meters)
Max takeoff weight: Approximately 14 tonnes
Range: Regular mission: 1.5 to 3 hours, max: 5 hours
Armament: None, but equipped with Chaff and Flare for self-protection
Crew: Max 6
First aircraft operational: 1976
Что касается внутренней начинки, то внешний вид большей части аппаратуры этого назначения давно уже особо не скрывают. Самое ценное и секретное сейчас – программное обеспечение обработки сигналов и то, что отображается на этих дисплеях в ходе полетов. А вот этим, увы и ах, делится скандинавы не торопятся. Только так, не больше:
Основные задачи двух норвежских специализированных "Фалконов" – ведение радиоэлектронной разведки, а также радиоэлектронное подавление наземных, авиационных и морских средств связи и РЛС. Например, при подавлении голосовой телефонии кроме полного глушения шумовыми помехами они также использовали в качестве помеховых сигналов записи музыки норвежского певца Sputnik или детский плач, что должно было раздражать операторов противника.
Кроме того, "Хугин" и "Мунин" могли выдавать ЦУ для нанесения авиационных ударов по выявленным ими целям, а также использовались в качестве воздушных радиоретрансляторов для связи с подразделениями СпН, действующими в тылу противника, так как связь с ними нередко затруднена из-за сложного рельефа местности в Северной Норвегии.
И наконец, в условиях явно наметившегося дефицита летных часов устаревших самолетов БПА "Орион" на фоне роста активности ВМФ РФ, в последние годы "Фалконы" регулярно привлекались к облетам российских кораблей в Норвежском и Баренцевом морях.
Перед учением Cold Responce '20
Самолетам по 55 лет, но они находятся в отличном состоянии. Возможно, это самая дешевая эскадрилья во всех ВВС. "Хугин" (041) налетал 25 000 часов в 27 октября 2021-го, а "Мунин" (053) – 11 ноября того же года. Оба самолета постоянно привлекались к участию в международных и национальных учениях всех видов ВС. Кроме отработки свойственных им задач, они регулярно исполняли роль своеобразной "третьей силы", с тем чтобы максимально приблизить учебную радиоэлектронную обстановку к уровню современных вооружённых конфликтов. Например, при отработке воздушных боёв самолёт РЭБ действовал в одном районе с истребителями и одновременно осуществляет подавление радиоэлектронных средств обеих противоборствующих сторон. Примерно по той же схеме доставалось от DA-20 "на орехи" и морякам, и армейцам.
DA-20 и РЛС "Артур" на одном снимке. Батарея управления артиллерийского батальона мбр "Север" отрабатывает свои действия в условиях РЭБ во взаимодействии с 717-й эскадрильей (август 2017 года) найдено у коллеги 477768
Расформирование 717-й авиаэскадрильи анонсировалось давно и вошло в долгосрочный план развития ВС Норвегии на 2017-2034 годы. Поначалу был размытый срок в период 2020-2024 гг., когда на вооружение должны были начать поступать Р-8А Poseidon, которые вместе с F-35A Lightning II способны частично восполнить потерю возможностей двух специализированных самолетов по линии РЭР и РЭБ. Когда подписали контракт очередной срок сокращения назначили в 2023-м. Однако поставки из США и ввод в эксплуатацию новых патрульных самолетов, равно как и истребителей идут "с незначительными отклонениями от графика" (о чем подробнее в другой раз), но гораздо более важно, что программы эти весьма затратны. Поэтому в прошлом году объявили о сдвиге срока вывода из эксплуатации DA-20 влево на 12 месяцев. Также до начала следующего года будет расформирована и 717-я эскадрилья.
|
</> |