ПВО
twower — 07.02.2012 О том, какие причины заставили Верховного главнокомандующего продлить сроки разработки новой системы С-500 еще на два года, я попросила рассказать нынешнего гендиректора ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» Виталия Нескородова. Это предприятие он возглавляет всего год, так что, видимо, не вполне корректно было бы лишь ему выставлять счет за эту задержку, и все же... Тем более что гендиректор уклоняться от моих неприятных вопросов не стал и рассказал следующее:— Давайте попробуем разобраться. Действительно, в 2009–2010 годах звучали заявления, что система нового поколения, которую в обиходе почему-то называют С-500 (ее официальное название пока не утверждено. — Авт.), поступит на вооружение в 2013 году. Однако проблемы, с которыми наше предприятие столкнулось уже в период начала ее разработки, вынудили сдвинуть сроки на два года, обозначив новый срок — 2015 год. Если конкретизировать эти проблемы, то надо признать, что они носят не технический или технологический, а чисто организационный характер. В частности, после смерти в 2007 году Александра Алексеевича Леманского — создателя системы С-400 — у предприятия на протяжении полутора лет не было генерального конструктора.
— Однако ваш предшественник Игорь Ашурбейли утверждает, что при нем — а «его ушли» в феврале прошлого года — этап технического проектирования системы С-500 был завершен. Значит, сегодня пора было бы иметь что-то осязаемое в железе? Но раз срок конструкторской разработки продлен аж на два года, выходит, окончательного варианта комплекса нет еще даже на бумаге? И кто же кого водит за нос?
— Этап технического проектирования, определяющего облик системы, завершен — это правда. Но учтите, что изначально на всю работу по новой системе в целом нам было отпущено шесть лет. Для того чтобы уложиться в такие сроки, доведя разработку до завершения госиспытаний, необходимо было техпроект, о котором сейчас идет речь, завершить за полтора-два года максимум. Вместо этого он выполнялся три года. Естественно, сейчас мы столкнулись с дефицитом времени — и возник вопрос переноса сроков. Так что не считаю возможным гордиться тем, что за половину времени, отведенного нам в целом на создание новой системы, предприятие завершило лишь этап технического проектирования. Это, к сожалению, только малая часть огромного комплекса работ, который необходимо выполнить до момента принятия системы на вооружение. Поэтому сейчас нам приходится догонять, наверстывать упущенное. Но, несмотря на это, первые образцы отдельных средств системы, как вы сказали, в «железе», появятся уже в конце текущего года.
— Вы не опасаетесь, что пока будете догонять, небо России останется совсем без прикрытия? С-300 — главный базовый комплекс ПВО страны — давно выработал ресурс и скоро уйдет по старости. С-400, который должен был прийти ему на смену, в войска поступает штучно. Про С-500 умолчим… А между тем, опять же по заявлению вашего предшественника, производство С-300 для нашей армии прекращено.
— Тут я бы сказал, что в СМИ на этот счет творится какая-то чехарда. То ли кто-то что-то не так сказал, то ли кто-то не так услышал. Да, комплексы С-300П в войска давно не поставляются. Но при этом ведется программа по капитальному ремонту и модернизации предыдущих поколений С-300 до уровня «Фаворит». Эта система — вершина развития С-300. Технические решения, применяемые в системе «Фаворит», соответствуют самому современному уровню. И поверьте: сроки поставок комплексов нового поколения, а также порядок модернизации старых между собой логически увязаны. Поэтому не стоит опасаться, что наше небо останется без прикрытия.
— Однако Минобороны все же предъявляло вам претензии по срыву поставок С-400?
— У нашего предприятия по объективным причинам, не связанным с деятельностью ГСКБ, была проблема со сроками сдачи отдельных средств системы С-400 по контракту 2008 года. Однако в течение 2011 года мы закрыли наши просроченные обязательства перед Минобороны и сейчас находимся в нормальном графике по поставкам. В конце прошлого года мы передали полковой комплект зенитной ракетной системы С-400 «Триумф» командованию Балтфлота. И это совсем не рядовое событие. Во-первых, сдан третий по счету полковой комплект «четырехсотки» (два первых были поставлены на боевое дежурство в Подмосковье — под Электросталью и Дмитровом. — Авт.). Во-вторых, ранее процесс передачи в войска системы С-400 происходил подивизионно. Сейчас же мы сразу поставили полковой комплект, что отныне станет правилом. И, в–третьих, Калининград стал уже вторым после Московской области регионом, где размещено это самое современное оружие России.
— Что ж, поздравляю вас и моряков с этим событием, но все же давайте об С-500. В различных источниках понятие «система С-500» трактуется по-разному. Более того, даже знатоки ПВО–ПРО путаются в показаниях: что это за система, чем она отличается от С-400? Хотелось бы услышать мнение профессионала.
— По понятным причинам я не могу вам рассказать все детально. И тем не менее отвечу: это совершенно новая, никак не перекликающаяся с С-400 система, поскольку в ее разработке используются отличные от использованных в С-400 технические решения. Они позволяют реализовать задачи, решаемые средствами системы, на ином качественном и количественном уровне. И раз уж мы заговорили на тему «на что похоже», то открою еще одну тайну. В облике новой системы вы не найдете такого же физиогномического сходства, какое есть у С-300 и С-400. Более того, результаты нашей работы являют собой не типичную ЗРС в привычном ее представлении. Это нечто большее. Мы всегда старались не уступать по характеристикам лучшим мировым аналогам, надеюсь, что это будет обеспечено и в этом проекте.
Напомню, что к 2015 году должны быть построены два новых завода концерна "Алмаз-Антей":
Предприятие в Нижнем Новгороде будет выпускать наземные средства зенитных ракетных комплексов и систем, а предприятие в г. Кирове создается для производства ракет.