Путеводитель для горемыки. Куда не надо ходить за помощью.
Лариса Манаенко — 23.05.2011Скоро год как я живу настоящим, боясь смотреть как в прошлое, так и в будущее. Пытаюсь следовать знакам. Получила письмо от незнакомого человека – значит, надо ответить. Человек предложил что-нибудь написать. Напишу о том, что вот уже почти год не идет у меня из головы.
Мы живем в страшном городе, где каждый день жертвами катастроф становятся молодые люди. Смерть близкого человека всегда страшное горе, но смерть взрослого ребенка - катастрофа для родителей. Даже если тебе не за 70, а всего лишь за 50. Это, по-моему, еще страшнее – впереди еще много лет жизни, лишенной смысла. Даже если родители остаются вдвоем. А если одна мать? Была бы хоть на 10 лет моложе – родила бы еще одного, а сейчас уж не получится. Куда в нашем городе человеку, пережившему катастрофу, надо обращаться за помощью? Всякой, в том числе и материальной? Некуда. Копите деньги. Потому что не за каждую жертву катастрофы наше государство дает 3 миллиона. Только за тех, кому довелось погибнуть в международном аэропорту. Погибший в метро стоит гораздо дешевле – 1 миллион. Интересно, исходя из чего определяется сумма? Из средней заработной платы погибших? Недавно попалась на глаза статья о жертвах «Норд-Оста», их родные получили, кажется, по 200 тыс.руб. А вот жизнь моего ребенка оценили в 15. Простите,- 18 тыс.рублей.
Прошлым летом, в конце июля, вечером в пятницу сын не вернулся с работы. А через 3 дня я ехала в морг на опознание.
Когда после гибели сына прошло 2 месяца, я начала свое хождение по учреждениям, которые, как я наивно полагала, созданы для помощи таким, как я.
1.Органы соцзащиты. Какое название, кажется – вот самое оно! Ан нет.
Целью первого визита было получение компенсации за похороны. Не путать с материальной помощью! Первая тетенька сразу спросила: вам то или другое? Это чтобы выяснить, насколько опытен проситель. Если отвечаешь: «не знаю», не дадут ничего. Причина отказа такая: мы обслуживаем только тех, кто стоит у нас на учете – то есть «действующих» пенсионеров. В ответ на мои слова о том, что сын несколько лет был на инвалидности, а я была одинокой матерью, и у вас же пенсии оформляла, было сказано: а у нас не сохранились данные. Отправляю сестру-пенсионерку – отвечают: счета выписаны не на вас. А вся разница только в именах, все остальное у нас одинаковое. Так вот: пенсионерам дают материальную помощь, а компенсацию – всем, в Банке Москвы в день обращения, нужно свидетельство о смерти, справка из ЗАГСа и бумажка от соцзащиты. Только после пятого посещения, при помощи совета ветеранов и помощницы депутата, выдали эту самую бумажку , а потом деньги. Те самые 15 тр. Да, еще 3 тысячи дала управа (а могла дать 10) – тоже совет ветеранов нажал. Не могу не сказать (вдруг кто не знает?), что 40 тыс. рублей, которые выделило московское правительство на похороны жертв теракта в Домодедове, в Москве хватает только на кремацию с самым скромным оформлением, без захоронения (и без церковных обрядов).
Может быть, время было неудачное – как раз снимали Лужкова. Может, приказ был - никому ничего не давать.
2.Служба занятости. В отделе службы занятости на ул. В.Петушкова висят плакаты с красивыми словами о содействии в трудоустройстве, переобучении и психологической поддержке. На самом деле, чтобы все это получить, нужно понравиться инспектору, сами понимаете каким путем. Поэтому таких, как я, там не любят – просто не знают, что с ними делать. Взять-то с нас нечего – для не работающих больше года пособие 1800 руб. (это не опечатка – одна тысяча восемьсот пятьдесят рублей в месяц. А как же прожиточный минимум?). А любят тех, кто потерял высокооплачиваемую работу и не торопится найти новую – им есть чем отблагодарить инспектора за «работу», которая и без того оплачивается не хило – там получают ту самую мифическую «среднюю московскую зарплату» – 40тр. В один из визитов инспектриса сурово отчитала меня за недостаточно активные самостоятельные действия и за то, что она тратит на меня свое рабочее время. Правда, на компьютерные курсы меня все-таки направили. На них за полтора месяца предлагалось освоить 2 сложных дизайнерских программы и троечку попроще. Вероятно, имеется в виду, что после такого мощного повышения квалификации найти работу – плевое дело. Поэтому в начале обучения с учета вас снимут.
Кстати, три года назад там же стоял на учете сын. Я тогда возмущалась, как безобразно у нас относятся к молодым. Думала, что только им предлагают вакансии курьеров со знанием китайского языка и опытом продаж, с оплатой 7 тр., или в городе Видное. Оказалось, что дело совсем не в возрасте. Мне предлагали то же самое. Тогда их там еще пугали уголовной ответственностью за мошенничество – это в смысле за сокрытие доходов.
3. Пенсионный фонд. Сюда я пришла с вопросом – не положена ли мне пенсия по потере кормильца? Пошла к начальнице отдела, выслушала она меня с сочувствием и сказала, что я имею право на другую пенсию – как мать инвалида детства. Пенсия эта с 50-ти лет, а мне было уже 52. Стала собирать документы, и тут начались проблемы. В соцзащите документы сына не сохранились, потому что бумажный архив уничтожили, а электронного тогда не было. В детской поликлинике потеряли медицинскую карту, потому что мальчикам в то время не положено было иметь серьезные заболевания. В общем, спасайте себя своими руками – ищите, если повезет и найдете, приходите. Буквально так и было сказано. И еще было сказано – таких, как вы, сейчас слишком много .То, что в семье 10 лет был инвалид 1 группы – отец, а сейчас такой же инвалид – мать, значения не имеет. Дайте нам номер справки, которой не было. Напоследок привезла из архива ответ с просьбой к сотрудникам пенсионного фонда грамотно оформить запрос. После этого я стала интересоваться, что же мне в такой ситуации делать? Может, где-то есть юристы, которые помогут? Оказалось, все только за деньги, для меня слишком большие. Попробовала позвонить той самой помощнице депутата – и получила по носу: соберите сотню бумажек в доказательство своей малообеспеченности, тогда и получите бесплатную юридическую помощь. Между прочим, зарплата сотрудников Минздравсоцразвития – около 81 тр. Интересно, за какие такие заслуги? Может, из средств, сэкономленных на таких, как я, и на тех, кто до пенсии не дожил? Возможно, все это потому, что незадолго до этого госпожа Голикова провозгласила: мы будем отказываться от оформления досрочных пенсий. А чуткие чиновничьи уши уловили и стали претворять политику в жизнь.
Еще маленькая деталь. Пособие по уходу за инвалидом у нас равняется 1200 р. (одна тысяча двести рублей в месяц). Для того, чтобы его получать, нужно предоставить справку о том, что не стоишь на учете в службе занятости. То есть получение двух данных пособий одновременно невозможно. И снова возникает вопрос о прожиточном минимуме.
4. Милиция, теперь уже полиция. Где они, так любимые телезрителями следователи, молодые и рьяные, или опытные и дотошные? Все выдуманы? Кто ответит, может, Александра Маринина? Неужели только мне и тем, кто хорошо знал сына, его поступок кажется необъяснимым? После покупки машины, о которой давно мечтал, сняв гараж, закупив инструменты и теплую одежду на осень, даже зарядив аккумулятор, и к жаре долгой подготовившись – остался запас зеленого чая, осталась огромная бутыль шампуня и куча гелей для душа, купленные накануне, - молодой парень ложится на рельсы. Почему был пьян – у него была непереносимость, куда исчез портфель с документами, который был у него, когда он уходил с работы? Он был очень ответственным человеком. Почему, несмотря на все эти вопросы, даже не проверили телефонные звонки? Три месяца длилось следствие, в результате которого вынесли решение, что машинист не виновен! Это при том, что название дела – «О доведении до самоубийства гражданкой М… » Еще три месяца понадобилось на то, чтобы мне об этом решении сообщить. Материалы следствия, которые были мне якобы высланы почтой, до меня так и не дошли, ездила за ними сама. Потом дело было якобы передано в районную прокуратуру. С тех пор прошло еще 3 месяца – где оно, что с ним, не знаю. Ведь даже не милиция его нашла – на 4-й день позвонила знакомая, дала телефон морга №7, сказала - звони туда…
Может быть, именно в полиции человек, попавший в такое положение, как я, должен получать «первую помощь»? Психолога, юриста. И в ЗАГСе при оформлении свидетельства и получении справки – информацию, куда с этой справкой обратиться.
Бизнес. За месяц до гибели сына я после полутора лет вынужденного безделья наконец нашла работу. Не бог весть что – секретарь в агентстве по трудоустройству «Муравей», каких в Москве десятки, с зарплатой 15тр. Так вот. Стоило мне попросить денег на похороны – всего лишь зарплату заранее – как мне тут же, правда, вежливо, объявили, что в моих услугах больше не нуждаются. Перед этим попробовала надомную работу – изготовление кукол, их сейчас можно увидеть почти в любом магазине сувениров. Самая маленькая стоит 250 руб., а мастерица за нее получает 30. Куклы в изготовлении достаточно сложные, и заработать на них больше 5 тыс. в месяц можно только имея помощника. Прошла обучение, сдала первые партии (самая первая - бесплатная). Когда пришла к ним осенью, рассказала о своей ситуации и попросила дать мне заказ на кукол подороже, мне ответили – мы вас не помним, начинайте сначала, для подтверждения квалификации делайте опять бесплатную партию, и еще у нас теперь платят залог.
Теперь о конторе сына. Он работал курьером с зарплатой 20 тр в строительной компании «Тор», и последние 3 месяца ему не платили зарплату. Когда перед похоронами сотрудники пошли к руководству с просьбой выплатить мне долг – руководство расщедрилось аж на 7 тыс.р. Конечно, до сих пор все остается без изменения.
Ну и о «Русском Стандарте» надо сказать. У меня маленький кредит – 30 тыс, в масштабах банка это наверное как для меня 30 копеек. С задержками, но плачу, как могу. Написала заявление с просьбой на год дать отсрочку – после 2-месячных раздумий отказали.
Всем, кто посчитал, что моя ситуация недостаточно серьезна для каких-либо исключений из правил, желаю испытать ее на себе.
Спасибо всем, кто помог, даже немного: сослуживцам сына и моим, его врачам, знакомым и друзьям из Вольво-Клуба, даме из Совета ветеранов. Ведь деньги на похороны собрали они, родных у нас можно сказать нет. За слова поддержки, за сочувствие. Были какие-то очень трогательные вещи вроде нескольких сотен рублей на телефон от одноклубника, кажется, из Нижневартовска, и еще откуда-то, жаль, не записала, как зовут. Работникам морга №7 и Замоскворецкого отдела ЗАГС - особо.
Конечно, даже миллионы пустоту не заполнят, но, по моему, было бы правильно давать людям какую-то адекватную сумму, позволяющую решить хоть какие-то проблемы, хоть за консультацию юриста заплатить да за компьютерные курсы. Скажем, 500 тысяч. И чтобы для этого не требовался указ президента. А самое главное – чтобы было место, где человек, переживший страшный удар, мог рассказать о своих проблемах и получить всю возможную помощь. Рассказать ОДИН РАЗ, а не десятки раз, как пришлось мне. Чувствовала я себя при этом, как нищий калека, выставляющий напоказ культю отрезанной руки. Поэтому и не написала про нашу с сыном очень тяжелую жизнь - чтобы не обвинили в нагнетании атмосферы.
Может быть, это прочтет кто-то, кому захочется - и кто будет в силах – что-то изменить. Может, кто-то узнает что-то полезное. Не обвиняйте меня в цинизме. Или в меркантильности. Или еще в чем-нибудь. Вспомните пословицу – чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. Тема для меня очень болезненная, поэтому – извините – на комментарии отвечать не буду.