Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

топ 100 блогов lik_mi21.09.2016 Барокко как стиль жизни.

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Начнём с арочных анфилад
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
Перейдём к деталям.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

В ЖЖ полно замечательных, добросовестных обзорных постов про Рундальский дворец, при том -  с прекрасными фотографиями. Не мне с ними состязаться. Поэтому предложу вам немного рефлексии на тему, возникшую из вопроса в комменте к предыдущему посту о дворце - является ли этот памятник архитектуры музеем.

Дело в том, что первый камень в основание Летней резиденции Курляндского герцога был заложен 24 мая 1736 года. А завершил Растрелли внутреннюю отделку помещений к 1768 году. Создание дворца продолжалось 30 лет. Это факт.

Но обратите внимание на другой факт: реставрационно-восстановительные работы Рундальского дворца продолжались... 42 года.
И всё это время в эпицентре событий находился один и тот же человек - нынешний директор музея Имант Ланцманис.

Одно интервью в латвийской прессе с г-ном Ланцманисом проливает свет на суть этого сопоставления, на первый взгляд, не слишком логичного, - зодчего и реставратора. Для меня его слова - разгадка тайны неповторимой атмосферы Рундальского дворца.

- ...Мы всегда мечтали воссоздать Рундале не только как памятник архитектуры работы Растрелли, но и как целостную герцогскую резиденцию. А это воспроизведение не только обстановки, фарфора и т. п., но даже эффекта присутствия: как бы все могло быть, в идеале, при герцоге во второй половине 18-го века. Сегодня у нас есть всё, что было при герцоге, и даже более того. Например, накрытый стол, с фарфоровыми сервизами и сервировочным прибором того времени. И даже столик для десерта, даже ликер во флаконе, виноград... И всюду стоят цветы.
Это уже не совсем музей. Мы добиваемся эффекта живого дворца, где каждый предмет на своем месте и все по-настоящему.
Например, в туалетной герцогини должно быть, где и руки, и ноги помыть. Словом, все, включая даже вышитую салфеточку с инициалами Доротеи.
И дело еще в том, что например, при герцоге не было столько люстр. Пять висело в Золотом зале, две – в Большой галерее, остальное – жирандоли, переносные подсвечники. Теперь люстры в каждом помещении! А еще у нас имеется интересный документ, счет часовщика, где значится, сколько часов во дворце он должен был заводить. И я был поражен – очень немного. Зато у нас часы также в каждом помещении и это великолепные произведения декоративно-прикладного искусства.

Можно считать, получился некий идеализированный вариант дворца. Правда, у нас никогда не будет картин Рембрандта, как у герцога, но зато остальное, осмелюсь сказать, у нас даже лучше, чем при герцоге.

Каждый объект – приключение
- Какие истории появления того или иного предмета вам запомнились особенно?
- Их много! Полвека назад мы зашли в одно-единственное помещение, теперь оно называется Комната Зубова. Когда вы поднимаетесь по парадной лестнице, то прямо – эта комната с обстановкой начала 19-го века, когда дворец принадлежал Зубовым. В 1964 году мы в этой комнате и жили. Это было и фондовое хранилище и рабочий кабинет, где из старинных вещей имелись лишь портрет Петра I, две вазы и люстра. Закупить их успел директор Бауского музея, благодаря которому все и началось. Остальное мы уже сами собирали по крупице. В последние годы участвуем в европейских аукционах. Цены во время кризиса упали просто до неприличного уровня, поскольку люди не интересуются старым искусством, а мы покупаем и заполняем какие-то пустые места. Таким образом для нас каждый объект – приключение.

Вот, например, одна забавная история. Нам было нужно ночное кресло для гардеробной герцога, с ящиком, где стоял ночной горшок. Поскольку сие сооружение быстро начинало вонять, его сжигали и выбрасывали, и сегодня эти ночные стулья — огромная редкость. Четыре года назад, за две недели до открытия гардеробной после реставрации, нужное кресло вдруг «вылезло» на аукционе в Париже. Великолепная вещь середины 18-го века, даже со штампом мастера.
И так случается часто. Мы уже стали капризничать: почему, мол, эта вещь не вылезает?!

- Ведь посылаем столько импульсов?
- Именно. (Смеется.) Сегодня у нас хорошее собрание живописи. Но при герцоге обязательно висели картины над дверьми, так называемые dessus-de-porte (дессю-де-порт), обычно в резной раме, соответствующей по стилю оформлению двери и равной ей по ширине. В прошлом году мы решили, что пустые стены над дверьми как-то неприятны, нужны эти дессю-де-порты. Начали посылать «импульсы» и вскоре получили целый ряд таких полотен, даже парные и тройки – для анфилад. Так что можно вызывать не только духов, но и предметы искусства из небытия .
- У вас есть представители, которые ищут вещи в разных странах?
- Нет, теперь все просто делается через Интернет, который, по моему, стал уже неким универсом и действует немножко сам по себе. Я это почувствовал еще когда работал над своим циклом картин на тему «Революция и война. Пятая заповедь». Начал замечать, что если мне что-то нужно, то просматриваю тот же ebay и другие порталы и всплывают вещи на эту тему. Теперь регулярно захожу на сайты всех аукционов, которых множество. Но тут довольно печальная тенденция. Наследники прекрасных замков, дворцов и усадеб, не хотят с ними возиться. И всюду во Франции, в Германии, собственники постарше говорили мне со вздохом: «Я знаю, мой сын (или дочь) уже не будет заниматься этим и все распродаст». А если предложение огромное, то цены падают, это как с нефтью. И на нашу «нефть», на произведения искусства, цены теперь действительно не очень высоки. Когда, скажем, за 900 евро можно приобрести пару картин голландских мастеров 18 века, и даже в старинных рамах, – ну, знаете ли!.. Мы уже смеемся: если денег мало, надо покупать историческое кресло в стиле рококо, оно дешевле, чем современная дизайнерская продукция.


Барокко в быту и не только

Если ты дочь герцога - ты родилась с бриллиантом во рту. Твои наряды изысканны...
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Пусть не настолько, как у матушки.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

У вас полно дорогих безделушек из экзотических стран...
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
Ведь Герцогу Курляндии по статусу положено принимать иноземных послов, заключать с ними договоры.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Не только парадный мундир, но и ночная сорочка правителя должна выглядеть произведением искусства.
И согревать не хуже шубы, ведь зимними ночами так трудно сохранить тепло в огромных комнатах с многочисленными окнами, длинными коридорами и десятками дверей, создающими отменный сквозняк.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
В Рундальском дворце ремесло печника приравнено к искусству. В Рундальском дворце бытует поверье: чем красивее печь,
тем дороже стоит работа лучше она хранит тепло.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
После лёгкого завтрака в постели
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Юная маркиза будет музицировать на фортепиано.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
А герцог отправится в библиотеку, попросив до обеда его не беспокоить.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
А мы и не станем беспокоить, просто пробежимся по жилым покоям.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!



Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!


Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!


Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!



Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

А вот и пришло время герцогу с семьёй обедать.
Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!

Путешествия в домашних тапочках. Добро пожаловать в Рундале!
Тут мы их и оставим.

Очень рекомендую:
http://www.virtuallatvia.lv/Tours/RundalesPils/virtualtour.html
Прекрасный виртуальный тур - вы увидите всё своими глазами. Весь Рундальский комплекс - с музеем и садом. сногсшибательные панорамы.  Обязательно взгляните на сад с крыши, а в помещениях разглядите потолки. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Левандовский, который ничего не выиграл на международном уровне: https://ru.wikipedia.org/wiki/Левандовский,_Роберт Левандовский, который выиграл всё, где учсаствовал: ...
Этот парень появился в городе весной или летом прошлого года. Обычно он стоит на Светланской, у Цветочного пассажа. Стоит долго. Молча. Иногда что-то шепчет, как-будто молится. Как-то пытался разговорить его, но ничего не смог выведать, кроме ...
Люблю свой город: приехала бригада "УХ", и за неделю поменяла все некрасивые уличные ограды из оцинкованного профиля на красивые чугуниевые ограды в стиле "модерн". Мало того, что заменили старые, но и понагородили новых, на всех перекрёстках и детеопасных местах, где раньше никаких ...
Пуховик и платье размера L, простыня на резинке, резиновые сапоги, мужские футболки и чемоданы. В Landsend я купила маме недорогой пуховик и еще несколько необязательных вещей, чтобы ему было нескучно ехать одному. Мамины параметры: ОГ 110-111 см, ОТ 100 см, ОБ 108 см, рост 160 см. 1. ...
Напомним: согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О Следственном комитете РФ", руководитель СКР вправе разрабатывать предложения о совершенствовании законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к сфере деятельности ведомства. В соответствии с ...