Путешествия по СССР. Абхазия. Часть 1. "Я в Абхазии!"
marinagra — 14.03.2019Успенский храм в Лыхнах. Здесь и далее фото 1984 года.
Продолжаем цикл "Путешествия по СССР". Мы в Абхазии начала 1980-х годов. В ту пору Абхазия была экзотическим черноморским раем и поражала гостей из России своей яркой пышной природой и кавказским колоритом. Лучше всех выразил этот "абхазский восторг" Антон Павлович Чехов в письме то ли Суворину то ли Стасову, датированном 25 июля 1888 года: "Я в Абхазии! Ночь ночевал в монастыре «Новый Афон», а сегодня с утра сижу в Сухуме. Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Всё ново, сказочно, глупо и поэтично. Эвкалипты, чайные кусты, кипарисы, кедры, пальмы, ослы, лебеди, буйволы, сизые журавли, а главное — горы, горы и горы без конца и краю... Сижу я сейчас на балконе, а мимо лениво прохаживаются абхазцы в костюмах маскарадных капуцинов; через дорогу бульвар с маслинами, кедрами и кипарисами, за бульваром темно-синее море".
Почти через сто лет после того, как было написано это письмо, в 1983 году, две юные курортницы - я и моя подруга Ирина – отдыхали осенью в пансионате Адлера, в нескольких километрах от границы с Абхазией, проходившей по реке Псоу. Оттуда рукой подать до Гагры, озера Рица, пещер Нового Афона, Сухумского обезьянника и реликтовых сосновых рощ Пицунды. Конечно, мы порой жертвовали пляжем, чтобы отправиться на автобусную экскурсию с прочими отдыхающими. Независимо от направления, все экскурсии начинались одинаково. Едва автобус пересекал границу, экскурсовод провозглашал: "Я в Абхазии!" И далее зачитывал цитату из Чехова. Мы с подругой в ожидании этого момента переглядывались, хихикали, толкали друг друга в бок, а когда один из гидов не произнес традиционное "Я в Абхазии!", Ирина обозвала его халтурщиком.
Организованными экскурсиями наши путешествия не ограничивались. В 1978 году была издана книжечка Ю. Н. Воронова "В мире архитектурных памятников Абхазии" из знаменитой "желтой" серии путеводителей "Дороги к прекрасному". Она и подсказывала нам интересные цели для самостоятельных поездок. Не охваченные массовым туризмом архитектурные памятники Абхазии были описаны автором, Юрием Николаевичем Вороновым, с большой тщательностью, знанием и любовью. Уроженец Абхазии, потомственный дворянин, крупный ученый-кавказовед, автор около 500 научных работ, политический деятель и сторонник независимости Абхазии, Воронов был застрелен в 1995 году у порога своего дома наёмными убийцами. (Полностью его книжку можно прочитать здесь: http://apsnyteka.org/1055-voronov_v_mire_arhitekturnyh_pamyatnikov_abkhazii.html)
Итак, с желтой книжечкой в руках мы путешествовали на рейсовых автобусах по Абхазии, вызывая недоумение и любопытство отдыхающих нашего пансионата. В Москве рассказы об этих поездках настолько заинтересовали моих родителей, что на следующий год, в 1984-м, они отправились осенью в Абхазию, на курорт Агудзера, и странствовали по нашим следам. В этой поездке мой отец (turnepsik) сделал слайды, которые мы с ним сегодня представляем.
ПИЦУНДА
Патриарший собор Апостола Андрея Первозванного в Пицунде
Мы начинаем с Пицунды, потому что этот популярный курорт - самое древнее и значительное поселение на территории Абхазии. Античный город и порт Питиунт ( Πιτυοῦς, Сосновый) был основан греками в конце II — начале I века до н. э. и входил в эллинистическое Понтийское царство. Документированная история Пицунды начинается во второй половине II века н. э., когда римляне построили здесь крепость.
Из Питиунта уже в I веке пришло в Абхазию христианство. По преданию, здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В начале IV века в Питиунте, входившем в состав Византии, появляется епископская кафедра, подчинённая Константинопольскому Патриархату. В глухой далекий Питиунт был сослан византийским императором Аркадием Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, смело обличавший грехи императорской семьи. В 407 году он, не вынеся дорожных тягот, умер на пути в Питиунт в местечке Каманы, недалеко от Сухуми.
Патриарший собор Апостола Андрея Первозванного в Пицунде
Патриарший собор апостола Андрея Первозванного в Пицунде был построен в IV веке. Он перестраивался в VI веке и в начале X века, во времена расцвета Абхазского царства. Собор, который мы видим в Пицунде сегодня, крупнейший раннесредневековый храм Абхазии, относится к концу IX — началу X века. Удивительны его стены, сложенные из камня и кирпича. Воронов отмечает, что "в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще". Так с течением времени кирпич становился полноправным строительным материалом наравне с камнем, и сочетание кирпича и камня создавало интересные декоративные эффекты.
ГАНТИАДИ (ЦАНДРЫПШ)
Цандрыпшская базилика
Напрасно вы будете искать на карте Гантиади – поселок у моря в 5 км от российской границы, в который можно было добраться из Адлера на автобусе за 20 минут. Нынче поселок, входящий в состав так называемой Большой Гагры, называется по-абхазски Цандры́пш, и древняя Гандистская базилика на берегу моря теперь именуется Цандрыпшской.
Цандрыпшская базилика
Это один из древнейших раннехристианских памятников Абхазии, заложенный в 543 году. Ю. Воронов полагает, что храм стоял в приморской, по-видимому византийской, крепости. По архитектурному решению базилика близка к храму, построенному по распоряжению византийского императора Юстиниана Великого в середине VI века на его родине, в городе Юстиниана Прима (ныне Царичин Град в южной Сербии). На этом основании историки считают, что именно Цандрыпшская базилика и есть храм, который, согласно византийским источникам VI века, был построен Юстинианом для абазгов (абхазов).
Цандрыпшская базилика
Принц Ольденбургский в начале XX века пытался начать восстановление храма, но это ему не удалось, и в советское время руины законсервировали. Говорят, что несколько лет назад на развалинах храма еженедельно начал вести службы батюшка, приезжающий сюда из Гагры.
ГАГРА
Церковь Святого Ипатия в Гагре
Недалеко от курортной части старой Гагры, в устье реки Жоэквара сохранились руины возведённой римлянами в IV-V веках крепости Абаата. В XI веке часть крепостных стен была разобрана, а камень, возможно, был использован при сооружении церкви Святого Ипатия в центре крепости. Юрий Воронов пишет об этом маленьком храме: "Стены его сложены из крупных блоков известняка, достигающих 1,5 метра в поперечнике. Две такие громадные плиты, поставленные вертикально, образуют своими гранями углы в западной стене церкви. Блоки в облицовке подогнаны не очень тщательно, сложены без соблюдения рядов". В советское время в церкви располагался музей оружия, с 2012 года в ней проводятся богослужения.
Церковь Святого Ипатия в Гагре
Старая Гагра
ЛЫХНЫ
Игра теней на грубо обтесанных шероховатых камнях, темная зелень кипарисов и плюща – из этих элементов складывается лаконичная красота храмов в Пицунде, Цандрыпше и Гагре. Не то в Лыхнах: здесь вступают в игру горы! Село Лыхны – это уже не приморская, обжитая туристами Абхазия, а самая настоящая абхазская глубинка. Во всяком случае, так было в начале 1980-х годов.
Всего четыре километра отделяют курортную Гудауту от села Лыхны, и это небольшое расстояние мы с подругой планировали с легкостью преодолеть на рейсовом автобусе, который в два счета привезет нас к древнему храму с сохранившимися фресками и к руинам дворца владетельных князей из рода Шервашидзе (по-абхазски Чачба). Мы в очередной раз поразили наших пансионатских соседей, когда, размахивая желтеньким путеводителем, объявили, что едем в Лыхны осматривать развалины и обедать не придем.
Руины княжеского дворца в Лыхнах
В своих пестрых пляжных сарафанчиках (девушку в шортах могли из автобуса высадить) мы без приключений доехали из Адлера до Гудауты и стали ждать автобуса на Лыхны. Однако едва войдя в автобус, заметили неладное. Пассажиры разительно отличались от курортной публики – одетые с головы до ног в черное женщины, строгие мужчины… Мы смотрелись в этом автобусе как два попугая, затесавшихся в стаю ворон. Все молчали и смотрели на нас. Не осуждающе и даже без особого любопытства, но в этом пристальном внимании было что-то жуткое. Автобус между тем дополз до цели, и вот уже показался центр села и заснеженные цепи гор - Бзыбский хребет.
Лыхны! Мы выскочили из автобуса, осведомились, когда он отправится обратно, и под немигающими взглядами местных жителей храбро отправились осматривать достопримечательности. Храм и развалины дворца оказались недалеко друг от друга и от автобусной остановки: на обширной поляне Лыхнашта, среди вековых кипарисов, на фоне горных вершин – мечта фотографа и путешественника.
Руины княжеского дворца в Лыхнах
Лыхны, хотя нынче и называются селом, имеют древнюю – 1500-летнюю - историю. В 6 веке они некоторое время были столицей формировавшегося Абхазского царства, затем еще раз побывали столицей в 14 веке, затем - историческим центром Бзыбской Абхазии, которая подчинялась князьям Шервашидзе. Когда в 19 веке князья Шервашидзе правили, при поддержке Российской империи, всей Абхазией, Лыхны в третий раз на несколько десятилетий стали столицей.
Ныне лежащий в руинах дворец был возведен, по мнению одних исследователей, в 10-м, по мнению других, в том числе Воронова, в 14-15 веках. С течением времени он расширялся и перестраивался. Был разрушен в 1866 году русской армией после того, как было упразднено абхазское княжество и в Лыхнах вспыхнуло восстание.
Успенский храм в Лыхнах
Внушительные развалины дворца затмевает своей красотой Успенский храм. Построенный предположительно в 10 веке, он сохранился на диво. Это единственный храм на Черноморском побережье Кавказа, который дошел до нас в своем первоначальном облике. В храме, который оставался действующим на протяжении своей тысячелетней истории, сохранились богатейшие фрески, в основном 14 века в византийском стиле.
Красота храма помогла нам на время забыть неуютный автобус, но когда настало время возвращаться, нам снова стало не по себе. Мы тихонько уселись на край кривой лавочки близ остановки и постарались занимать как можно меньше места. Опять собрались скорбные женщины в черном и мрачные мужчины. Опять все молча косились на нас: что понадобилось этим девицам в наших Лыхнах? Никто ни о чем не спросил, никто нас не обидел, но мы чувствовали себя не в своей тарелке и очень обрадовались подошедшему автобусу, который увез нас к морю.
Успенский храм в Лыхнах
На следующий год в Лыхнах побывали мои родители. Их поездка была не такой драматичной, как наша. Отец рассказывает: "В Лыхны мы с женой отправлялись ранним утром, не успев позавтракать. Поэтому очень обрадовались, когда на автобусной остановке услышали громкий крик продавца "Пирожки горячие с мясом!" В то время ко всякой частной торговле москвичи относились с осторожностью, поэтому жена спросила "А мясо свежее?". Продавец, не отвечая, продолжал выкрикивать свое "Пирожки горячие с мясом! ". Жена снова повторила вопрос, и в течение некоторого времени мужской и женский голоса сменяли друг друга над сонным абхазским побережьем подобно оперному речетативу. Закончился этот речитатив двумя эффектными возгласами: "Жэнщина, мяса нэт сафсэм!" и "Мне четыре погорячее!" Тут, к нашему удивлению, действительно пришел автобус, и мы отправились в Лыхны, жуя пирожки "с мясом" без мяса".
Фреска в Успенском храме в Лыхнах
В ту пору, когда мы видели Лыхненский храм, ничто на первозданной поляне Лыхнашта не напоминало о современности. Но сейчас, говорят, храм стал популярным туристическим объектом, туда автобусами возят экскурсантов, близ храма расположились неизменные спутники турбизнеса - автостоянка, сувенирные киоски, кафе… Неподалеку от храма развернулся базарчик. Возможно, те самые женщины в черном, которые ехали с нами в автобусе, или их дочери продают туристам пряности и сладости. Черепичную кровлю храма для сохранности покрыли навесом, что совершенно его изуродовало, стены обнесли строительными лесами, и в таком виде храм пребывает уже лет 10, а то и больше, – якобы идет реставрация(((. Единственное, что осталось неизменным, это, наверное, горы. Как прекрасно, что 30 с лишним лет назад мне удалось увидеть, а отцу – запечатлеть Лыхненский храм в неискаженном виде, в слиянии с природой, которая в Абхазии, как заметил в свое время Чехов, "удивительная до бешенства и отчаяния".
НОВЫЙ АФОН
Новоафонский монастырь
В Новый Афон возили на экскурсию в карстовые пещеры, монастырь показывали туристам как-то издалека. Отец сделал пару слайдов, Наверное, там сейчас тоже все по-другому.
Новый Афон
Ну а где же курортная Абхазия, спросите вы?
Продолженiе будетъ!
Все слайды сделаны моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1984 году фотоаппаратом "Киев" на цветной обращаемой пленке, производство ГДР. Слайды отсканированы мною в 2019 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.