Путешествие в Тверскую область. Земцы-Жарковский - самый медленный поезд в
pohod_vosemvrat — 15.10.2025
Поезд Земцы - Жарковский, медленно плывущий среди лесов и
болот Тверской области, один из самых интересных для настоящих
любителей железных дорог. Потому что среди железнодорожных фанатов
он известен тем, что это самый медленный пассажирский поезд России.
Его маршрут составляет 47 километров, на пути всего 5 остановок, а
идет он в среднем 3 часа 30 минут. Для сравнения - за это же время
"Сапсан" преодолевает 600 километров из Петербурга в Москву. А
Ласточка из Петербурга в Выборг проходит 47 километров за 27 минут.
Но здесь глушь, старые железнодорожные пути, ветки цепляются за
вагоны - и разогнаться тут не получится. Все это создало условия
для самого необычного рейса в наших краях. Мы давно хотели им
прокатиться. И этим летом наконец получилось. В этой статье я опишу
подробно, как мы туда попали, что удалось еще прибавить интересного
к нашему маршруту, и какими были наши впечатления. И покажу много
фотографий
Чтоб прокатиться на поезде, который идет по глуши в регионе, который даже не является для нас соседом, надо туда сначала как-то попасть. В поселок Земцы нет транспорта из Петербурга (московским фанатам железных дорог повезло больше - у них есть такой поезд). Поэтому сначала мы должны доехать до города Великие Луки в Псковской области. А оттуда уже в Тверскую область, в Земцы, откуда начнется наш экзотический рейс. Поезд в Великие Луки отправляется с Ладожского вокзала.
Выезжаем поздно вечером. На дворе июнь, поэтому светло
В поезде купейные вагоны. Древние, без розеток для зарядки телефона, без биотуалетов. Но все равно комфортно. Поезд Великие Луки известен тем, что билеты туда недорогие, и их можно найти в любое время, даже на пике туристического сезона. Видимо, никому туда не надо, спроса высокого нет. Ну и хорошо.
Рано утром прибыли в Великие Луки. Мне надо было прогуляться до магазина, купить питья и еды в дорогу. Неприятным открытием было то, что в городе полностью отсутствовал интернет - его здесь глушили. И появлялась связь только после выезда из города. Это порождало много самых разных проблем. Например, не читались банковские карты при продаже билетов, нельзя было отправить друг другу сообщение в мессенджерах.
Через час после прибытия мы отправились дальше. Из Великих Лук идет дизель в поселок Нелидово Тверской области. Это маленький самоходный вагончик - рельсовый автобус РА1. Мы там ездили раньше из Луги в Новгород и из Новгорода в Рогавку. На нем сейчас доедем до поселка Земцы, чтоб от Земцов поехать в Жарковский. То-есть, у нас в одну сторону целых три железнодорожных поездки.
Людей в поезде было довольно много. К моменту отправки почти все сидячие места были забиты. Но за пару часов, что мы ехали до Земцов, большинство пассажиров вышли. Туристов , кроме нас, не было. Ехали дачники по своим деревням. Да местные бабки, кто приезжают в Великие Луки из деревни к родственникам в городе.
Нам ехать два с половиной часа. Забавные названия станций
Наш путешественник Артем фотографируется на фоне станции Артемово
Наконец мы прибыли в Земцы. В кадре два дизеля РА1. Один тот, на котором мы приехали. Другой, согласованный с ним по времени, на котором мы уедем - поезд "Земцы-Жарковский". На пересадку есть чуть больше 10 минут.
Дизель РА1 - основной вид транспорта здесь. Он обслуживает разные местные маршруты. Раньше ходил тепловоз с вагончиком сзади, теперь вот более современный поезд, состоящий из 1 вагона, который одновременно и локомотив. Самое экономичное решение. Он очень уютный и милый, только туалета в нем нет, а ехать долго.
Поэтому Никита бежит в здание вокзала, так как пересадка по времени короткая, а ему надо в туалет успеть. Туалет один, и он успеет, а другие уже нет. Слава Богу, Земцы такая глушь, что здесь на всех хватит кустов.
Два красавца в одном кадре. Справа уже выдвинулся в путь и поравнялся с нашим поездом тот дизель, что идет из Великих Лук в Нелидово. Слева поезд Земцы - Жарковский.
А вот этот поезд уже не наполнен людьми.
Я могу перечислить всех, кто отправился с нами в маршрут длительностью три с половиной часа. Это были мы трое - я, Никита и Артем. Потом одна бабка, которая вскоре вышла. Один парень, который с нами поехал туда и обратно - видимо, тоже железнодорожный турист. Железнодорожный рабочий, который здесь по работе. Контролер. И в конце маршрута сел велосипедист, который потом вышел непонятно где - ему остановили по требованию на краю болота, словно это не поезд, а маршрутка. Вот и все, все пассажиры поезда на длинном маршруте. Удивительно, как этот рейс вообще существует.
Здесь можно почитать расписание этого удивительного поезда. Особенно нравится предпоследняя станция. Едем под Откос во всех смыслах.
Первая остановка выглядит так. Тут нет ничего - только скамейка с навесом. Перрон давно зарос травой
На второй остановке вышла единственная бабка, ехавшая в эти выходные. Это остановка 10 км.
Бабка присела отдохнуть, провожая взглядом уходящий поезд. Бабке на вид лет 90. Остановка сзади обросла ядовитым борщевиком.
Три часа такого вида за окном. Бесконечная зелень. В основном лиственные леса (а на ветке Великие Луки - Нелидово были привычные нам леса сосновые). Глушь, через которую едва проникает солнечный свет. Отсутствие мобильной связи. Здесь можно партизанить несколько лет - тебя никто не найдет. Ветки постоянно цеплялись за поезд и били по стеклам.
Проезжаем какую-то полянку. Полянки посреди леса существуют не просто так. Это значит, что когда-то тут были дома. Была какая-то деревушка, которая исчезла. Кипела жизнь, которая потом исчезла.
В кадре видно муху за стеклом. Это смешно, но поезд ехал так медленно, что мухи спокойно его обгоняли и залетали в окна, потом залетали в открытые форточки. Время от времени Никита ловил залетевших слепней и ос, переживая, что я их могу прихлопнуть. А потом выкидывал их из поезда обратно.
На одной из станций я выскочил ненадолго из дизеля, чтоб сфотографировать пути позади поезда. Вот так выглядит наша дорога. Ржавые рельсы и деревяные шпалы. Центральная часть России.
Пересекаем какую-то речку. На нашем пути река попадалась три раза , внося какое-то разнообразие в бесконечный лесной пейзаж за окном. Я посмотрел карту - это оказалась одна и та же река, три раза пересекавшая железную дорогу. Называется она Туросна. Живописная.
Вот и деревня Откос. Тут даже есть какая-то жизнь. Наверное потому, что это недалеко от конечной станции Жарковский. А там населения побольше, есть магазины, почта. Вот и в соседнем поселке поэтому тоже живут. А так все пространство между двумя конечными станциями почти вымерло - только отдельные древние бабки по 90 лет в древних домиках доживают свой век.
Наконец пейзаж за окном резко поменялся. И полчаса мы едем вдоль бесконечного ровного болота.
Прибыли на конечную станцию Жарковский. Ну что ж, каков маршрут - такая и станция. От других остановок ее отличает только наличие фонаря, который питается электричеством от солнечной батареи. Перрон тут точно так же зарос травой.
На момент прибытия на станцию обычных пассажиров то и не было. Бабка вышла еще возле Земцов, велосипедист со станции Откос таинственно вышел между станциями, где дизель зачем-то остановился. В итоге тут выгрузились мы трое и тот парень, который тоже явно приехал посмотреть на чудо-поезд. Контролерша заботливо нам сказала, чтоб мы не опаздывали - через 43 минуты поезд пойдет обратно. Судя по разговорам, туристы вроде нас тут бывают довольно регулярно. И такое ощущение, что поезд в основном ради них и существует. Да будет и дальше так.
На карте возле станции обозначен туалет. Мы его действительно там нашли. Выглядит он вот так.
По заброшенной ветке идем к заброшенному мосту.
Вот он. Путь к нему от станции занимает 5 минут быстрым шагом. Итого 10 минут туда и обратно , 20-25 минут на осмотр
Когда-то этот мост и ветка использовались. Вроде бы там дальше были торфоразработки. Но все давно заброшено, мост уже в аварийном состоянии, железная дорога теперь заканчивается на станции Жарковский
Мост старый - построен еще до войны
Красота!
Сами фермы моста выглядят надежными, а вот настил из досок совсем гнилой. Высота большая, идти опасно. Артем подошел к краю и дальше не пошел. Я и Никита пошли. Но идти старались по рельсам - это самое безопасное
Река Межа
Население поселка Жарковский около 3 тысяч человек. Летом прибавляются еще и дачники. Но берега реки при этом почти дикие, домов вдоль нее довольно мало. В старые времена население было в три раза больше, в поселке был молокозавод. Сейчас поселок живет добычей и переработкой леса.
Никита уходит вдаль по мосту
Доски на мосту. На них лучше не наступать. Ненадежно.
Мост с другой стороны
Поднимаюсь на самый верх. Вид оттуда крутой!
Наверху
Отсюда видно упавший забор. Возможно, это развалины бывшего завода
Никита тоже полез
Круто здесь лазать
Никита на высоте
Автор блога
На обратном пути мы еще пофотографировались в середине моста, где с краю уже нет никаких ограждений. Никита.
Автор блога
Вернулись к поезду за 3 минуты до отправления. Контролерша уже беспокоилась
Обратно обычных туристов нет - только туристы и контролерша
Нас снова ждут три с половиной часа медитативной успокаивающей поездки
Прибыли на станцию Земцы. Первоначальный наш план предполагал посадку здесь ночью в поезд Москва - Псков, а из Пскова утром возвращение домой в Петербург (варианта с возвращением в Великие Луки не было). Но мы от этого отказались по совету контролерши, которая сказала, что можно поехать на дизеле в Западную Двину, погулять там, а потом сесть там же на наш поезд до Пскова. Это было интереснее, потому что в Земцах нет вообще ничего интересного.
И мы садимся еще на один дизель РА1, третий за сегодня. На нем доедем до города Западная Двина. Я подсчитал, что в этот день мы в сумме на дизелях РА1 проехали 9 с половиной часов. Мне кажется, это мировой рекорд.
Этот поезд тоже отличался от предыдущих - в нем не было бабулек, зато ехало много молодых девушек. За 20 минут мы доехали до Западной Двины. Об этом городе, а также о продолжении нашего путешестия, я расскажу уже в следующей статье.
Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив небольшую сумму на шоколадку моему сыну. Карта привязана к телефону 8-921-7558379.
Это будет мне знаком, что мои материалы интересны людям! Буду благодарен за вашу поддержку!
Подписывайтесь на мой телеграм-канал!
https://t.me/s/bestofpiter
Страница нашего клуба в ВК: https://vk.com/club17791063
|
|
</> |
MoneyFest отзывы 2025: стоит ли доверять онлайн-школе
Кулинарное
Что нельзя рябине?
Люди еще в далеком 16ом году все знали!
Творог с земляникой
Два обеда с курицей
Рига. Рыбный рынок
22 октября 1878 года был разгромлен центр террористической организации «Земля и
Битва за Москву

