Путешествие отмороженных из Красноярска в Якутск. Два дня на зимнике до

Всё это было здорово. Но пока к главной цели нашего путешествия не имело никакого отношения.
Просто как-то нам надо было машины доставить в Усть-Кут, вот мы и ехали.
Наконец настал момент ради которого мы и оказались в здешних краях в середине декабря, в то время как нормальные люди начинают уже меню новогоднего стола продумывать.
Нам тоже было о чём подумать.
Правда, к Новому году это никакого отношения не имело. Мы все очень надеялись до 31го декабря вернуться по домам и встречать новый год в своих семейных кругах, а не в обнимку с машинами, пихтами, морозами и вот этим всем.
Впрочем, такой вариант в случае, если с машинами пойдёт что-то не так, мы исключить не могли. Но очень хотели не допустить.
Новый год встретить где-то в сугробе - это ещё полбеды. Лично я уже первого января должна была улететь в Колумбию. И не готова была её променять на сугробы Якутии.
Наверное, когда ты записываешься в разведку, то стоит заранее предполагать самый плохой вариант развития событий.
Однако, мой неуёмный внутренний оптимист твердил, что всё будет хорошо, и уже через два дня мы окажемся в Мирном. А там и до Якутска - конечной точки нашего маршрута - рукой подать.
И лишь где-то на задворках сознания копошились разные сомнения по поводу неуёмного оптимизма.
1.

Например, роли всех участников нашей разведки были предельно понятны: Саша - единственный из нас, кто неоднократно ездил по этому зимнику, к тому же его опыт, навыки и умения были хоть какой-то гарантией, что мы проедем и доедем куда надо; Гера - руководил подготовкой машин к нашей экспедиции; Алексей - владелец машин, должен был лично увидеть, как будут умирать его прекрасные новенькие дефендеры на зимнике в мороз.
И только в моём участии вроде бы не было особой необходимости. И это наводило на мысль, что в случае голода, есть будут самого малоценного участника экспедиции.
Вы спросите:
- Откуда вообще такие дурацкие мысли взялись?
Понимаете, в какой-то момент я обнаружила, что вопрос, достаточно ли у нас еды для выживания на зимнике, волнует почему-то больше всего меня. Остальные пожимали плечами и говорили, что пачку печенья можно на месяц растянуть.
Три здоровых двухметровых мужика (если их рост сложить и поделить на три - приблизительно по столько на каждого и выйдет). Пачку печенья. Ага.
Правда, прямо перед выездом на зимник мы всё-таки зашли в магазин и купили по стаканчику лапши быстрого приготовления. Что меня немного успокоило - если мы где-то застрянем, по крайней мере меня в первые дни не съедят.
Итак, надеюсь на этом этапе рассказа все серьёзные читатели, жаждущие автомобильных подробностей, отвалились. Можно начинать рассказывать.
От Усть-Кута до Якутска начинался участок дороги, по которому мы собирались в феврале проехаться уже дружной толпой и кавалькадой из пяти машин, никогда не видевших якутских морозов.
Поэтому сейчас нам надо было прогнать две из пяти машин по зимнику, чтобы посмотреть, как они себя будут чувствовать. Да и вообще посмотреть, что там и как.
Всё складывалось как нельзя лучше. Прямо перед нашим приездом первые машины прошли по зимнику. Водители говорили, что ещё не все пикеты открылись, но уже какие-то работают (ага, значит голодать не будем).
Да и погода не подвела. Выезжали мы из Усть-Кута при скромных -30. Но уже к вечеру прогноз обещал нужные нам -50 градусов.
Не скажу, что мне они так были нужны, лично мне достаточно и -30. А вот для настоящего испытания машин -50 были то, что нужно.
Путь нам предстоял неблизкий, так что встали мы затемно. И сразу выйдя на улицу вкусили морозного воздуха пока не очень привычных тридцати градусов.
Ведь ещё два дня назад в Краснодаре был какой-то небольшой минус, стремящийся к нулю.
А тут бабах и тридцать.
2.

В утренних сумерках ребята готовили умытые с вечера после грязищи участка Красноярск - Усть-Кут машины к отъезду.
3.

Я же вела беседы с постояльцами отеля.
Они рассматривали наши большие прекрасные машины и вели старую песню о главном:
- Вы вот на этих на зимник? А вы прогноз смотрели? Вечером уже -50 будет. Не, ну как вы на их поедете? То ли дело красные тайоты.
Здесь надо сделать ремарку, чтобы объяснить, откуда взялись красные тайоты.
Фотографии двух ярко-красных жутко экспедиционных тайот украшали стены столовой в отеле.
В 2021 году они проехали здесь по дороге в Якутск, чтобы оттуда отправиться на Новосибирские острова.
Если вы не знаете, где Новосибирские острова, посмотрите на карте, чтобы оценить всю глубину их безумства.
Это почти край земли, только ещё немножечко дальше.
- У нас нет тайот, зато у нас есть Саша, - ответила я.
Собственно, это его тайоты и благодаря ему экспедиция успешно добралась до тех самых островов в марте 2021 года. И вернулась обратно, что согласитесь, тоже немаловажно.
- А мы знаем, мы уже к нему подошли
Терзаемая ненужными сомнениями, подогреваемыми вот такими беседами, я в тот же день задала этот вопрос Саше. Вернее, не этот. Я просто спросила, почему так все говорят про наши машины, они что, совсем не подходят?
- Не обращай внимания, хорошие у нас машины. А тех, кто говорит, что мы никуда не доедем, я всегда спрашиваю "а вы сами пробовали?" Ни разу ещё не получил утвердительного ответа.
Наконец всё было готово к отъезду.
До Мирного нам предстояло проехать 1150 километров. Из них 850 по зимнику Верхнемарково - Тас-Юрях.
В народе он известен под названием Весёлый.
Почему он так называется, нам предстояло узнать. Или не узнать, если повезёт.
4.

5.

6.

По дороге нет никаких заправок, поэтому топливо на всю дорогу плюс запас на выживание надо везти с собой.
Так же с собой у нас были спальные мешки, горелка, чтобы вскипятить воду и немного еды.
Первая часть пути от Усть-Кута до Верхнемаркова - отсыпанная дорога, не сильно отличающаяся от того, что мы видели в предыдущие дни.
Горки-пригорки, ёлки (я знаю, что ели здесь не растут, но уж позвольте мне, милые знатоки-ботаники, этим словом обозначать встречающиеся нам хвойные), сугробы.
7.

8.

9.

10.

Вот только значительно больше на встречу стало попадаться лесовозов.
11.

12.

А вот и Верхнемарково. Пока-пока, хорошая дорога. Здравствуйте, приключения.
13.

Приключения не заставили себя ждать.
Уже с утра температура стала стремительно падать.
И к тому моменту, как мы доехали до начала зимника, температура уверенно перевалила за -40 градусов.
14.

А в нашей машине появились какие-то странные посторонние звуки, немного похожие на взлетающий самолёт.
- У нас тут барабашка какой-то завёлся. Гера, приходи, послушай, - сообщил Саша в соседнюю машину.
После этого состоялся консилиум:
- Барабашка.
- Да не, какой барабашка, это Фиксик какой-то.
- Сам ты Фиксик, я тебе говорю - барабашка.
Вот тоже мне специалисты. Фиксика от барабашки отличить не могут.
Нет, я конечно ни того, ни другого не видела, но если бы я была специалистом, как эти двое, то наверняка бы с ходу сказала, кто есть кто.
Не придя к единому решению, они ринулись на поиски, чтобы выяснить, кто же это всё-таки - фиксик или барабашка.
15.

Я же в это время смотрела в грустные, подёрнутые инеем глаза машины:
- Ну, что брат, доездились. А ведь ещё на зимник не выехали.
16.

Так как специалисты наши не смогли никого поймать под машиной и не пришли к единому мнению, а также не смогли внятно объяснить, чем фиксик от барабашки отличается, мы посадили их спорить в одну машину. В надежде, что если они и не найдут истину, то хоть может подерутся - всё развлечение.
Однако, они не подрались, а очень быстро решили, что кем бы не было существо издающее странные звуки в машине, оно достаточно безобидно.
И вернув Геру Алексею, мы поехали дальше.
Здесь ремарка для суровых водителей и автомехаников: все существа данной истории (кроме Геры и Саши) выдуманы и не имеют к автомобильной терминологии никакого отношения.
И, как говорится:
Поймать их невозможно,
Нельзя напасть на след.
А кто такие Фиксики —
Большой, большой секрет!
17.

Вскоре, Гера сообщил из своей машины, что фиксики не только неуловимы, но ещё и весьма проворны - успели перебраться и в их машину.
Иногда фиксики затихали, иногда возобновляли свою возню. Так что большая часть пути у нас прошла под звуки взлетающего самолёта в кабине.
А вот и первый пикет, который до недавнего времени назывался "Наташа" - так он пока обозначен на картах, а теперь носит гордое имя "Ирина".
Двери пикета, как видите, заколочены. Это значит, что пока он не открылся, хотя люди здесь уже живут, судя по дыму из трубы.
18.

Пикет - это что-то вроде небольшой столовой, где можно вкусно поесть.
Если будет невкусно, это быстро станет известно всем на дороге, и уже никто не будет здесь останавливаться, предпочитая ехать на другие пикеты.
Так же рядом с пикетами всегда есть расчищенная площадка, где дальнобойщики могут поставить машины на время еды или на остановку для сна, заливки топлива и прочих важных вещей.
А ещё на пикетах есть туалеты. Кто там у меня спрашивал, как они выглядят?
Вот как-то так - за замёрзшей фигурой Алексея виднеется.
19.

Так как пикет был закрыт, нам удалось пообщаться только с его мохнатыми обитателями, которые беззастенчиво выпрашивали еду.
20.

21.

22.

Увы, несмотря на их милые морды, нам совсем нечем было с ними поделиться.
Через какое-то время на горизонте показались клубы белого дыма.
23.

Чем ближе, тем больше.
24.

Вскоре между деревьев можно было разглядеть не только дым, но и пламя.
25.

Газовые факела - обязательные спутники нефтедобывающих предприятий.
26.

Чуть позже я прочитала, что белый пар получается от того, что в пламя подмешивают водяной пар - из-за этого дым белый, а не чёрный.
Вроде как это снижает загрязнение атмосферы. Зато создаёт совершенно адский рёв, который слышен на весьма приличном расстоянии.
Зрелище впечатляющее, конечно. Особенно, когда видишь это в первый раз.
27.

Это единственное развлечение на нашем сегодняшнем пути.
В остальном всё вокруг уныло до безобразия.
28.

29.

Я предприняла было попытку позаниматься испанским, но из-за тряски пришлось её оставить.
Единственным возможным занятием осталось час за часом смотреть, как мы неторопливо тошним по кочкам одну сотню километров за другой.
В виде развлечения прилагались редкие встречные машины (пока зимник ещё не слишком ожил), периодически окутывающие всё вокруг белым паром.
30.

31.

Ещё можно было наблюдать за движением солнца слева направо. И с попутным окрашиванием неба от чёрного, затем серого к розовому утром с переходом в голубой днём и обратно - от голубого к розовому, серому и чёрному.
32.

33.

34.

35.

Вот и вся ррррромантика большой дороги...
Температура на улице дошла до -50 градусов и превратилась в жуткий дубак, так что лишний раз из машины выходить не хотелось. Даже чтобы ноги размять.
Разве что иногда, на красоту посмотреть.
36.

В сумерках, то есть где-то часов в пять вечера, мы остановились у одного из работающих пикетов, чтобы поесть.
37.

Наконец-то горячая еда!
38.

39.

Видите, как Гера плачет от счастья на заднем плане.
40.

Оказавшиеся там же дальнобойщики с удивлением взирали на нашу компанию.
- Ребята, вы кто? А девушку вы где взяли? Девушка, что вы с ними здесь делаете?
- Не знаю. Они обещали меня до Москвы довезти, - ответила я, чем на какое-то время сломала им психику - мы ехали в противоположную от Москвы сторону.
Потом уже, в машине, Саша спросил:
- Заметила, как здесь дальнобойщики отличаются от тех, которых мы на трассе Колыма видели?
Там дальнобойщики были какие-то суровые, делающие свою работу, а до остального, включая туристов, им дела нет.
Здесь они были какие-то более разбитные. Не скажу, что это сильно радовало. Тем более, после того, как Саша добавил, что здесь частенько человек может выпить и сесть за руль, ехать дальше. Поэтому самим надо быть очень осторожными.
Так это или нет, не знаю. За что купила, за то и продаю.
Пока ели, на улице уже почти совсем стемнело.
41.

Изначально, когда мы планировали путешествие, мы думали, что остановимся на ночлег на пикете "Медвежонок", который находится где-то посередине пути.
Обычно на пикетах не останавливаются на ночлег. Дальнобойщики спят в своих машинах. Туристов же таких сумасшедших, которые бы путешествовали по зимнику, немного. И им помещение под ночлег тоже, как правило, не требуется.
Но когда ты едешь с большой группой не очень подготовленных туристов, хочется где-то посередине пути устроить всем нормальную (относительно) ночёвку.
В прошлом году Саша договорился с хозяйкой "Медвежонка", и она пускала его с группами на ночлег.
В пикете сдвигали столы, клали на пол матрасы. Тёплое помещение и возможность спать лёжа - вот и весь комфорт, который нужен на такой дороге.
Перед нашим приездом сначала выяснилось, что пикет пока ещё не открылся, но вроде нам дадут ключи. Потом, что пикет в этом году и вовсе не планируют открывать. Что хозяйка его возможно вообще продавать будет.
Тут я полдня посвятила фантазиям, как куплю этот пикет и стану королевой зимника. Чего только не придумаешь, когда совсем заняться нечем.
Хорошо ещё, что на зимнике связи не было. А то я уже почти заставила Сашу звонить хозяйке пикета, чтобы выяснить, за сколько она готова его мне продать.
Ближайшим населённым пунктом, где возможно было найти какой-то ночлег, было село Непа.
Оно находится меньше чем на половине пути из Усть-Кута в Мирный. Соответственно, когда мы поедем в обратный путь, оно будет больше чем на половине пути.
Но на всякий случай мы решили узнать, нет ли там какой-то возможности переночевать.
Время было уже девять вечера - самое оно о ночлеге подумать.
Полчаса мы искали ночлег. Колесили по посёлку, то пытаясь у очень нетрезвых местных жителей выяснить, как проехать до школы (ночёвка в школе в такой ситуации - наиболее вероятный вариант). Пока Гера с Алексеем стучались в школу, пытаясь достучаться до сторожа. Мы поехали в магазин, который тоже уже не работал, но светился вдали.
В доме рядом с магазином открылась дверь, и Саша ушёл вести долгие беседы.
Я в это время бродила рядом с машиной, запечатлевая здешнюю ночную красоту. Ничего красивого не получилось. Но этот момент дальше сыграет свою роль в нашей истории.
В итоге всех этих действий и переговоров мы стали обладателями телефона хозяина пикета на окраине Непы, который в этом году планировал сделать гостиницу.
Он долго отнекивался, ссылаясь на то, что пикет пока не открылся, а гостиница ещё не совсем готова, но в итоге согласился пустить нас на ночлег.
Только сказал, чтобы мы сами дрова для печки накололи и принесли в помещение, которое будет использоваться как гостиница.
Не знаю, что вы представили себе при слове "гостиница". Боюсь вас немного разочаровать.
Вот, лицо Геры выражает всё, что он думает по поводу того, где мы находимся.
42.

Впрочем, в тот момент это сооружение из фанеры с тремя продавленными кроватями и печкой выглядело в наших глазах более чем привлекательным. О лучшем и мечтать было сложно. Вот никакой иронии. Правда.
Особенно, когда мы печку разожгли, и помещение быстро прогрелось.
43.

Мы вскипятили воду и приготовили чудесный доширак.
Жизнь засияла новыми бодрыми красками.
44.

Я уже представляла, как сейчас мы наконец завалимся спать.
Но то ли от новых красок, то ли от осознания, сколько нам ещё ехать, ребята вдруг стали обсуждать новую концепцию.
Чтобы не ночевать здесь, а ехать дальше-дальше-дальше... Пока хватит сил. Потом остановиться поспать пару часов и снова ехать.
На мой взгляд, так себе концепция. Саша тоже что-то недовольно бухтел, но не возражал.
В итоге мы собрали вещи, загрузились в машины и опять поехали.
Между тем, как мы остановились на ночлег и поели-поехали произошло ещё одно, скажем так, событие.
В какой-то момент я обнаружила, что не могу найти свой телефон.
Потеря телефона никак не входила в мои планы. Не говоря уж просто о непрактичности этого действа, в телефоне - вся информация, заметки, сделанные по дороге, фотографии и сертификат о вакцинации, между прочим, без которого в Якутии ни в музей не сходить, ни в отель не заселиться.
Я обыскала все машины. На всякий случай обе. Прошла с фонариком несколько раз путь от места, где мы рубили дрова до дома, куда мы их носили. Я даже в туалет, простите за подробности, заглянула.
Телефон пропал бесследно.
В качестве последней надежды Алексей благородно согласился меня отвезти в Непу. Туда, где я бродила с телефоном ожидая Сашу.
Он лежал на дороге в том самом месте, чёрным мёртвым кирпичиком, вдавленный в снег.
Зачем я его туда бросила, даже не знаю. Видимо, такая уж у него была судьба незавидная.
Но самое грустное было не то, что он почти час пролежал в -50 на снегу и покрылся инеем.
Знаете, я не очень сильна в характеристиках новых Дефендеров, про которые меня все спрашивают теперь.
Однако, теперь я точно знаю расстояние между шипами на наших колёсах.
45.

Чей именно Дефендер совершил акт вандализма, точно сказать нельзя (у них одинаковые колёса и шипы, я проверила). Но я думаю, что это один блогер, прикидывающийся арктическим водителем, решил таким образом устранить конкурентов.
Как ни странно, но в тепле телефон ожил. Защитное стекло, которое превратилось в труху, тем не менее спасло телефон от полного уничтожения.
Пользоваться телефоном со стеклом, покрытым паутиной трещин и пробитым шипом в стратегическом месте, оказалось не очень удобно, но возможно. А большего мне и не надо.
|
</> |