Путающиеся под ногами


Нужно сказать, что шестиугольные очень бдят за сохранением военных тайн, вся информация тщательно цензурирутся и выхолащивается. С другой стороны, полным ходом идёт информационная война, которая должна доказывать блестящее положение дел в собственной армии. Ибо реальные боевые достижения с каждым годом всё скромнее и скромнее, а формирования противника жалят всё больнее и больнее, баланс сил неудержимо смещается в противоположную сторону. К тому же, как показал печальный опыт Афганистана, в один прекрасный день тебя могут оставить один на один со своими проблемами (вернее, с жаждущими мести врагами).
По этой причине количество доступных материалов переросло в качество и стало возможным сделать определённые выводы.
Всё началось в 1994 году – после завершения «холодной» войны и войны в Персидском заливе, у армии США отпала необходимость в огромном количество UH-60 и стало возможным пожаловать союзнику с барского плеча часть техники.
По большому счёту Израиль не в состоянии закупать и поддерживать эксплуатацию имеющегося авиапарка просто по экономическим причинам. Фактически эти задачи возложены на сами США, которые и вынуждены обеспечивать всем необходимым свой форпост на Ближнем Востоке. Израиль же предоставляет только персонал (весьма квалифицированный), плюс выполняет определённую часть работы в империалистическом разделении военного труда.
Ничего удивительного нет – первые полученные «Блэк Хоки» были самых ранних серий выпуска 1977-79 годов и с налётом более 2000 часов. Как говорят, кто платит, тот и музыку заказывает.
Всего прибыло 10 машин практически в первозданном виде и в родном цвете. С нумерацией летательных аппаратов там весело – она сквозная для всех типов. Очевидно, цифра присваивается без разбору по факту прибытия машины.
Изначально вертолёты получили бортовые номера шестисотого порядка, но позднее были пермаркированы с изменением первой цифры на «7». Через некоторое время техника была перекрашена в серо-салатовый камуфляж, а после 2002 года начался процесс перелицовки машин уже в современные цвета.
1. 701 (601) (заводской № 70-017)



2. 705 (605) (заводской № 70-021)

3. 707 (607) (заводской № 70-032)


4. 710 (610) (заводской № 70-054)

5. 721 (621) (заводской № 70-060)

6. 724 (624) (заводской № 70-063)


7. 729 (629) (заводской № 70-064)


8. 735 (635) (заводской № 70-066)

Интересный факт – этот борт был в своё время перепилен в опытный вертолёт наблюдения за полем боя YEH-60 SOTAS:


Но затем вернулся к первоначальному облику и уплыл на Ближний Восток.

9. 738 (638) (заводской № 70-088)
Этот древний снимок – единственный найденный этой машины, споттерские коллекции тоже пустые. Думаю, что данный борт уже приказал нам всем долго жить.

10. 741 (641) (заводской № 70-058)



Нужно отметить, что снимков данной партии вертолётов нашлось немного. Предполагаю, что из-за преклонного возраста и предельного износа большинство из них уже навсегда покинуло боевой состав.
В следующий раз израильтяне пожелали уже совсем новые вертолёты данной модели. Их хотелки осуществились в 1998 году – было получено 15 единиц самой современной на то время модификации UH-60L.
Первоначально машины получили номера девятисотой серии и пришли в скромной комплектации «ничего лишнего»:

Но уже в следующем году прошли модернизацию, получив оборудование для дозаправки в полёте:

А также боковые пилоны для подвески топливных баков и вооружения (английская аббревиатура ESSS):

Правда, а отличие от Ми-6/Ми-24 эти устройства не имеют аэродинамического профиля и не создают дополнительную подъёмную силу в полёте:

Трезво оценив бесполезность данных инноваций, израильтяне от них отказались. До наших дней на машинах этой партии сохранился рудимент заправочной штанги.

1. 808 (908) (заводской № 70-2424)


2. 812 (912)


На правой двери пилотской кабины нанесены рисунки, означающие количество каких-то боевых или спасательных миссий:

3. 814 (914)


4. 816 (916)

5. 820 (920)


6. 822 (922)


7. 825 (925)


8. 827 (927)


9. 830 (930)


10. 832 (932) (заводской № 70-2448)


11. 834 (934) (заводской № 70-2449)


Данный борт засветился в очень неприглядной истории. В 2009 году молодые люди решили устроить пикник на природе, но оказались на минном поле. По такому случаю была затеяна целая спасательная операция – пострадавшего с оторванной ступнёй пытались вывезти спасательной командой, но окончательно добили:

Этот эпизод показал очень многое:
- израильтяне массово применяют противопехотные мины, запрещённые международными соглашениями. Причём от них гибнут мучительной смертью и животные. Грета Тунберг, где ты?
- трусость экипажа вертолёта, который не захотел снизиться до поверхности земли, что бы забрать тяжелораненого;
- вопиющий непрофессионализм спасательной команды.
12. 837 (937) (заводской № 70-2451)


13. 840 (940)


14. 845 (945) (заводской № 70-2453)

15. 856 (956)

Завершающим аккордом стало получение в 2002 году последней партии из 24-х новых вертолётов в экспортной модификации S-70A-55, изначально лишенных каких-либо излишеств. Поговаривали, что в планах была поставка 37 единиц, но не срослось, однако.
1. 503 (заводской № 70-2695)

2. 511 (заводской № 70-2725)

3. 515 (заводской № 70-2693)

4. 517

5. 522

6. 528

7. 533 (заводской № 70-2723)

8. 536

9. 539 (заводской № 70-2725)

10. 542

11. 547 (заводской № 70-2728)
Об этом вертолёте стоит рассказать поподробнее.
Первый раз он попал в передрягу в марте 2003 года, когда поймал аиста в лобовое остекление:


На этом его злоключения не закончились. В 2007 году его снова вывели из боевого состава и отправили на фирму-изготовитель. А через два года представили в новом обличье:



Но опять не срослось – машину вернули в первоначальной конфигурации:

12. 550 (заводской № 70-2729)

13. 553

14. 555

15. 559 (заводской № 70-2739)

16. 562

17. 565

18. 567

19. 571

20. 575

21. 580

22. 582

23. 585

24. 587

Последняя партия – самая медийная, очень много фотографий в хорошем качестве.
В качестве бонуса единственный (!) снимок с пулемётными турелями:

Фактически данный тип в израильской авиации применяется в трёх ипостасях – для перевозки военных и гражданских шишек:


В качестве санитарно-эвакуационного:




Для тренировок подразделений специальных операций:



Правда, в этом качестве в боевых условиях не используется – тамошний спецназ за линию фронта уже давно не ходит. В том числе и по факту отсутствия соответствующего воздушного обеспечения.
Разумеется, для нарезанных задач UH-60 избыточен – слишком сложный и дорогой в эксплуатации, да и просто не нужен в таком количестве. По этой причине за прошедшие 19 лет пополнений более не было.
Заключение
1. Странная какая-то картина – разрекламированный где только можно, выпускавшийся огромными тиражами и во множестве модификаций, данный тип производит странное впечатление – а какие задачи он может полноценно выполнять?
Военно-транспортный? Слишком малый объём кабины и низкая её грузоподъёмность.
Санитарно-эвакуационный? Медоборудование не к чему прицепить, если носилки ставить поперёк салона, то пятки и голова упираются в сдвижные двери.
Десантный для спецназа? Очень неудобные сиденья, в полном снаряжении на них и не усядешься. Барахло тоже некуда засунуть.
Огневой поддержки? Слишком уязвимый при полном отсутствии бронирования.
Палубный? Через чур габаритный при всех остальных недостатках.
2. Так, что не вышла из «Чёрного ястреба» вишенка на торте. Создававшийся как продвинутая замена популярному «Ирокезу» он не приобрёл популярности даже у израильтян, фактически оставаясь на третьих ролях.
3. Посему в настоящее время его могут пропихнуть только американским вассалам и лимитрофам. До универсальности и популярности Ми-8 ему как до Луны …

|
</> |