Путь Самурая.
saint_prostata — 20.01.2013 Убийство Деда Хасана трудно назвать неожиданным. Ну, не в постели же ему помирать от дряхлости. Тут интересна психология таких людей. Ведь чуть больше двух лет назад он уже получил несколько дырок в животе. Ему в феврале исполнилось бы 76. Ничего не мешало ему перевести спорные бизнесы в монету и тихо дожить в замке на морском берегу. Вместо этого он предпочел решать и разруливать в московских и не только ресторанах, ежедневно рискуя пулей в лоб или тюрьмой.Здесь хотелось бы сделать ремарку. Читая новости, посты и комментарии, появляется ощущение, что авторы пишут с Марса. Кратко говоря, в проклятом путинском Мордоре, воры и бандиты процветают, безнаказанно и безопасно правя страной вместе с чиновниками и ментами. Их (авторов) не смущает даже то, что собственно хасановское процветание закончилось простреленной сонной артерией. А в тюрьму, только за последние годы и только из самых известных сели Таро, Шакро Молодой, Кум…
В общем, риски не то что не нулевые, а почти стопроцентные: или пуля, или решетка. Даже выход на пенсию не всегда спасает таких людей. Можно сесть как бы по совокупности прошлых заслуг, за громкую известность. Всегда найдется какой-нибудь бойкий мент или, допустим, карабинер, жаждущий просверлить дырочку под орден, посадив какого-нибудь деда Хасана, за что угодно, включая переход не по «зебре».
Размышляя над психологией этих людей, больше всего удивляет их бесстрашие и гипертрофированное, показное достоинство. Мне доводилось слышать истории о клановых конфликтах, начавшихся с неосторожного слова по пьяни или отдавленной ноги. Это не преувеличение. Скажем, А толкнул в ночном клубе Б, Б отругал А по матери. А вместе с другом испортил Б полезные части тела. Подоспевшие друзья Б приняли участие в празднике. Важные персоны, к которым близки все эти орлы, не могут игнорировать сломанные носы – это ставит их авторитет под удар. Теперь это обычно заканчивается грозной и многозначительной болтовней (у всех семьи, бизнесы, кому это надо?), а в старые времена и до трупов могло дойти.
Все это напоминает хрестоматийный пример из Бусидо. Знаменитая резня в Нагасаки началась с самурая одного клана, обрызганного грязью самураем другого клана. Поведение участников считается эталонным на Пути Самурая. Они мстили, не задумываясь над последствиями, предпочитая смерть возможному бесчестию. Наши «самураи» до таких крайностей, конечно (и к счастью), не доходят, но чем-то похожи.
Секрет здесь в социальной близости. Недаром, в организованной преступности низовые участники часто называются солдатами, бойцами или пехотой. Они по сути и есть солдаты, только не современной регулярной армии, а подобия феодального ополчения.
Их этика, со всеми искажениями, разумеется, близка этике средневекового рыцаря. Настоящего рыцаря, имеется в виду, а не рыцаря средневековой поэзии или романов Вальтера Скота или Дюма.
Показное бесстрашие, презрение к людям за пределами сословия, культ физической силы, демонстративная верность клану…
Любопытно, что именно эти, архаичные черты, пережили крушение социального строя. Прочие же «понятия» практически исчезли вместе с породившими их социально-экономическими обстоятельствами. Почти ничего не осталось от корпоративной солидарности, никто и не вспоминает об обязанности вора не иметь семьи, запрещенное сотрудничество с государством таково, что иногда не понятно вор это или майор полиции и в чем, собственно, разница.
Любопытно, что в воровской традиции какие-то приличия еще внешне соблюдаются, то в более молодой «бандитской», «спортсменской» культуре царит совсем уж разнузданное веселье.
И у меня нет сомнений, что по мере ухода «старой гвардии» мы увидим нечто подобное и в традиционной среде.
Открытым остается только вопрос, имеем ли мы дела с безвозвратной этической деградацией, или общество и преступный мир, как неотъемлемая его часть, создадут новые системы моральных ориентиров.
|
</> |