пустота
martintorp — 10.08.2011
В этот раз Минск поразил меня совершенной пустотой. То есть там
всегда было немного людей на улицах, но сейчас это были какие-то
ощущения до мурашек. Самый центр города, центральный проспект,
девять вечера субботы - едут три машины и идут четыре человека.
Буквально - три машины, четыре человека. Северная Корея. Один из
самых модных баров-ресторанов в самом центре, восемь вечера субботы
- на весь ресторан два человека. Еще один модный бар в центре - две
пары и один столик на троих, очевидно россиян, с бутылкой Moet в
ведерке для шампанского.В городе невероятная пустота, потому что все, кто мог в город выходить гулять по улицам субботним вечером, из города уехали. Причем не на дачу на выходные, а за границу навсегда. Два знакомых мне молодых человека, про которых я бы в последнюю очередь подумал, что они в принципе даже подумать могут о том, чтобы уехать, вдруг рассказали, что уезжают через пару недель. Причем, к этому стремительному решению они пришли в последние два месяца - жить здесь больше невозможно и будет только хуже, говорят они. Один нашел работу под Москвой, второй - в Казахстане.
Мы говорили об этом с Кристией в Давосе в январе - об этой тенденции к отъезду. Ведь даже в Москве вдруг все мои друзья заговорили о желании уехать. Вроде бы ничего не произошло, все так же как и было - но в последний год вдруг резко возросло число желающих уехать. Причем, очень важно, уехать не куда-либо конкретно - а просто уехать отсюда. По официальным опросам, более 20 процентов населения России хотело бы из России уехать. Каждый пятый. Я как раз говорил Кристии о том, что ты борешься, борешься, на что-то надеешься, но потом, безо всякой даже очевидной причины, вдруг понимаешь, что жизнь у тебя одна, и можно ее конечно провести в бесполезной борьбе, но лучше уехать.
Сейчас Кристия написала о работе болгарского политолога Ивана Крастева, в которой он исследует почему такие режимы, как режим Путина или режим Лукашенко, настолько стабильны. Эти авторитарные режимы, пишет Крастев, довольно вегетарианские, особенно по сравнению с Советским Союзом или другими более зверскими диктатурами - и эти вегетарианские режимы могут оказаться сильнее, чем ближневосточные автократии. У человека всегда существует два способа реакции на ухудшение условий: уход (прекращение пользования услугами не понравившейся компании, увольнение с работы, эмиграция из страны) и высказывание недовольства ("позовите менеджера", написание жалоб, политическая оппозиция).
Режим Путина или режим Лукашенко построен как очень пористая диктатура, которая на самом деле даже поощряет отъезд тех, кто чем-то недоволен. Тем, кому не нравится режим, не чинится никаких препятствий по отъезду - ради бога, только нам не мешайте. Не нравится - валите отсюда. И люди предпочитают уход высказыванию недовольства - уехать из страны оказывается гораздо легче, чем пытаться в ней что-то изменить. В итоге - та смерть политической оппозиции, которую мы наблюдаем и в Москве, и в Минске. Те, кому не нравится, уехали. Те, кому все равно, стали той гомогенной массой, которой этому режиму очень просто управлять в своих интересах.
Поэтому когда я смотрю на абсолютно пустой, шокирующе пустой Минск, я понимаю: те, кому все это не нравилось, уехали и ходят субботним вечером и пьют кофе и сангрию в других странах и городах; а те, кому "ну и так нормально", прекрасно сидят дома. Им не надо никуда ходить, им это даже не придет в голову. Они смотрят телевизор.
Проблематика роботов-арбитров в командных видах спорта
Доброе утро!)
Никакого перемирия, пока Украина не вернет Крым...Мне из Канадчины виднее...
Вернисаж по пятницам. Не вижу, не слышу, не скажу...
Быть белым это:
Рождение нового бумажного раритета — книга Проханова как второе "Путешествие из
Принцесса Софи-Александра Баварская.
Правда ли, что пряности убивают бактерии?
Сколь веревочка ни вейся...

