"Пустота" как маленький нюанс
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Пустота как маленький нюанс superb2](/images/main/pustota-kak-malenkiy-nyuans-980ef1.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/perfect_drugg/3937925/169191/169191_600.jpg)
![Пустота как маленький нюанс superb3](/images/main/pustota-kak-malenkiy-nyuans-680b3b.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/perfect_drugg/3937925/169311/169311_600.jpg)
Казалось бы, если комплектация машины предусматривает двухзонный климат-контроль, мультимедийную систему с поддержкой МР3, борткомп, омыватели фар, все электростеклоподъемники, шесть подушек безопасности, кожаную обивку руля, весьма мощный мотор, шестиступенчатую МКПП, сиденья с регулировкой поясничного подпора и высоты, подогрев сидений, электрозеркала с подогревом, зеркало с автозатемнением, органайзер багажника, второй прикуриватель, то комплектация неплоха. Думаете, это воспринимается как весьма навороченный аппарат? А вот и нет, для большинства это "пустая машина". Не потому, что нет каких-то реально нужных для жизни опций, а исключительно потому, что производитель предлагает для этой модели более мощный двигатель, ксенон и адаптивный свет, мультимедиа с навигацией и управлением с руля, акпп, кожаные спортивные сиденья, подогрев заднего дивана и еще множество всего по-мелочи. Это вполне реальный пример, машина Skoda Superb в одной из начальных комплектаций и список того, что туда можно поставить еще.
В какой-то момент понятие "пустой" из термина, отражающего комфорт машины превратился в исключительно маркетиновый инструмент, позволяющий продать человеку гору всего, что ему не нужно. Даже мало того, что не нужно, оно для него просто вредно, даже без учета того, что ему придется работать лишних пару месяцев для того, чтобы все это дополнительное оплатить. Минимум пару месяцев, если он не покупает машину сильно проще, чем позволяют ему доходы.
Еще забавнее ситуация, если речь идет о премиальных марках. Сейчас премиум подразумевает не только и не столько цену покупки, сколько возможность кастомизации машины под свои нужды и вкус до предела. Десятки вариантов кожи, дизайна обивок, полочек, сидений, ручек, фурнитуры, настройки подвесок, рулевого и больше десятка моторов. В результате "пустая" машина может стоять раз в пять дешевле, чем топовая комплектация серийной сборки, а если вдруг есть и малосерийная спортивная разновидность модели, то и десять раз не предел. Так вот, о ситуации. В этом случае отдел маркетинга делает все, чтобы "пустота" машины была очевидна еще и внешне, и это не просто замена стальных дисков колес литьем побольше, это серьезные элементы стиля и аэродинамики. Все вместе доводит ситуацию до абсурда. Сбалансированная базовая модель - с предустановленным "пакетом", включающим в себя НЕОБХОДИМЫЕ опции, список примерно соответствует тому, что приведен в начале статьи, отличная на ходу, на колесах подходящего размера - кажется владельцу хуже, чем совершенно
![Пустота как маленький нюанс 2014-06-26 21-27-44](/images/main/pustota-kak-malenkiy-nyuans-f5f13c.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/perfect_drugg/3937925/169477/169477_600.jpg)
Обладателям массовых марок пока недоступны такие высоты падения, но надо помнить, что прибыль от реализации ненужных опций настолько велика, что в премиум теперь стремятся все, кому не лень. Пока безуспешно, в основном, но предпосылки есть. Финансовые результаты производителей премиум сегмента настолько хороши, и они настолько защищены от спадов и прочих волнений на рынке, что топы корпораций спят и видят все свои марки исключительно престижными и премиумными. Благо, теперь для этого не нужны годы качественной работы и спортивные победы, давно все делается силами маркетолога с методичкой и очередным миллиардом инвестиций. Понимание роскоши формируется именно на этапе обладания чем-то попроще, чем желаемая игрушка, дальше человек получает то что хотел, разочаровывается(а я уже изложил причины) и вместо того, чтобы обдумать ситуацию, он покупает игрушку классом выше, но совершая те же ошибки получает тот же результат, но на качественно ином уровне.
Думаете, это редкость? Что это достижение маркетологов? Нет же, это война с самим собой, причем без надежды на победу. Машины в пресс-парках именно что в дурацких комплектациях, топ на топе, все самое дорогое. И это серьезно осложняет не только жизнь автожурналисту, который вынужден догадываться, что машина может быть нормальной. В прессе мнение квалифицированного автора о машине кардинально расходится с ощущением покупателя, который берет на тест-драйв дилерскую машину, которая как раз пустовата, и от той машины, которую покупатель реально купит, тк он насует туда часть опций, но не очень понимая, какие ему нужны, ориентируясь, скорее, на цену, а не на реальную необходимость. Со временем у некоторых формируется иммунитет к слишком мощным моторам и жестким подвескам, неуместному пластмассовому дереву в салонах и акпп на слабых двигателях. Но либо это профессиональный момент, либо цена навыка будет очень высока.
Вроде как стоимость реализации растет, но какой ценой? Покупатель сознательно отказывается от старшей модели в бедной, по его мнению, комплектации, но с высоким уровнем безопасности и инжиниринга, потому что она ему кажется пустоватой. И покупает младшую модель, в которую набиты ненужные, по большей части, опции. Модель помладше почти всегда проще по конструкции. В результате, деньги с реализации, вместо того, чтобы направляться на реальный технический прогресс и RnD, идут на создание свистоперделок и 100500 вариантов кожаной обивки. По сути - процесса низкотехнологичного. А реальный прогресс и конструирование удешевляется, везде Катя, никаких образцов, строго электронные просчеты прочности и износостойкости. А потом покупатель работает даже не бета, а альфа-тестером в своей новой свистопердельной машине. Но производитель машин в первую очередь коммерческое предприятие, ему нужно зарабатывать деньги, а не обеспечивать вас отличным продуктом по малой цене. Так что стоимость свистопеределок приходится ставить высокой, увеличивать долю ручного труда, а реальный прогресс отдавать на аутсорс разработчикам компонентов, которые и так уже довольно потирают лапки-большая часть прибавочной стоимости машины это вовсе не штамповка-сборка-покраска, как мне кажется, а тысячепроцентные накрутки на сотнях электронных блоков, на небольших и технологичных кусках алюминия для мотора, на коробках, дисках и многих других продуктах, которые текут на конвееры широкой рекой от Бош/Сименс/Магна/Штейр и подобных.
Сейчас ситуация кристально ясна, производителям машин нет особого смысла пытаться ускорить прогресс, они заложники поставщиков компонентов и директив правительств. Массовая гибридизация не пойдет, пока монстры не отобьют свои расходы на разработку 100500 ступенчатых автоматов, отлично умирающих поршневых и маслонасосов с переменной производительностью. А электромобили появятся массово тогда, когда из всех лицензий будет выжато все, что можно, и размер штрафов Евросоюзу за излишние выбросы СО будет превышать все прибыли с продажи шалобушек в машину.
Для того, чтобы перевернуть все с ног на голову понадобилось всего лишь заставить человека считать не те опции, которые ему нужны, а те, которые он может заказать. И зставить его ощущать себя несчастным, если их у него нет. Впрочем, человек на такой машине у нас все равно несчастен-опции не очень подходят к нашим дорогам, климату и качеству обслуживания(давайте проще, распиздяйству и тупизне среднего персонала, что бы там ни вещал Задорнов, а вездесущая "сообразительность" наших соотечественников - это скорее страшное зло). За ошибки, традиционно, платить будут даже не те, кто их совершал, а те, кто вообще не при делах-покупатели машин на вторичном рынке, покупатели машин бюджетного сегмента, "пустых" в реальности, и в какой-то степени все человечество, которое тратит невозобновляемые ресурсы на то, что ему не нужно.
В своем ворчании я намерено упускаю последнюю ступень - менеджера по продажам в автосалоне, у которого маржа зависит от количества опций, которые он втюхает, пытаясь подвести к мысли о абсолютном зле заложенном в простой вещи, вроде оценки комплектации покупателем.
И мне придется прямо высказать свою основную мысль - для того, чтобы насладиться приобретением, нужно просто приобрести то, что действительно нужно, а не страдать по поводу того, что ты мог бы получить, о чем ты слышал от кого-то, но не пользовался. И этот принцип стоит распространить и на личную жизнь и на многие другие сферы жизни для получения простого человеческого счастья.
Вот теперь я готов выслушать упреки в том, что счастья мне не хватает от моих маленьких девиантных друзей!
|
</> |