Пушкин. Императорский вокзал — 2
sharapov_m — 23.02.2023Продолжаем разговор про историю, Пушкин, Царское Село и железную
дорогу.
В первой части мы остановились на
Александровском заводе, через территорию которого Императорский
путь вёл к станции «Александровская» Варшавской железной дороги.
Вот к ней и направимся сегодня.
Можно, конечно, от бывшего завода пойти прямо по Кузьминскому
шоссе, потом повернуть на Волхонское и вот она станция, но
предлагаю выбрать более живописный маршрут через Александровский
парк. Для этого вернёмся к Феодоровскому собору и от него начнём
наше увлекательное путешествие.
Для пущей красоты будем жонглировать картинками с временами года,
чтобы ни у кого не осталось сомнений — Царское Село прекрасно в
любую погоду.
У собора со стороны казарм Собственного Его Императорского Величества конвоя на месте пустыря теперь небольшой сквер с лавочками и туалетом от Водоканала. Напомню, что всех их туалеты бесплатные с 1 января 2022 года. К туалетной теме мы ещё вернёмся.
Обойдём собор.
Феодоровский городок рядом на глобальной реконструкции до 2025 года. Хотя по нынешним временам все сроки очень условны.
Всю территорию вокруг собора облагородили: разбили газоны, посадили деревья, поставили скамейки. Теперь тут отличное место для прогулок. А ещё несколько лет назад был заброшенный угол.
Выходим на Фермскую дорогу.
Слева за забором Александровский парк, а справа территория Фермского парка, от которого осталось практически одно название, но на картах это место по-прежнему обозначается именно так.
На Ратную палату можно смотреть бесконечно.
Как только этот архитектурный стиль не называют: древнерусский,
псевдорусский, неорусский, псковско-новгородский. Неужели нельзя
как-то подсократить? Русский стиль — коротко и всем понятно о чём
речь, по-моему.
Сейчас там музей Первой мировой войны, куда почему-то никто не ходит.
За Ратной палатой комплекс зданий в другом стиле. У него тоже много названий: готика, псевдоготика, неоготика.
Это Императорская ферма.
Хорошие новости про неё. Реконструкция, длившаяся почти десять лет,
подходит к концу. Внутри не был, но внешне всё выглядит
замечательно.
По информации от источника в ГМЗ «Царское Село» могу сказать
следующее: когда ферма распахнёт свои двери для посетителей, здесь
можно будет подоить корову или козу, найти снесённое императорской
курочкой яичко, возможно золотое. Покормить кроликов, поиграть с
поросятами и даже перегнать брагу, настоянную на лучших сортах
пшеницы, чтобы получить царский самогон. С последующей дегустацией,
безусловно.
А вот покататься на лошадке можно уже сейчас. За фермой находится Конный центр.
Здесь вам предложат прогулки по Александровскому парку верхом с инструктором, катание в карете и на санях в сопровождении цыганского оркестра песни и пляски.
Единственное, выхлопные газы лошадок иногда мешают интеллигентным пешим прогулкам, увы.
Рядом с пастбищем вход в Александровский парк, через который и зайдём за периметр.
Обратите внимание на картинки, где вам по сути запрещают
отдыхать в этом парке. Ничего нельзя, ходи и дыши через раз.
К счастью, строгость правил компенсируется необязательностью их
исполнения. В чём мы сегодня убедимся не раз.
Сразу первая достопримечательность — туалет в стиле брежневского ампира.
Тут таких три, но рабочий один и за деньги. Музей-заповедник это
вам не Водоканал.
С другой стороны, зачем вообще в парке, местами напоминающий лесной
массив, туалет? Туда ведь ходят единицы. И только те, у кого
напрочь отсутствует смекалка и чувство собственного
достоинства.
Как на пляже примерно: народу полно, все, кроме грудных детей, с
пивом, а туалет пустует. Странно, правда?
Пройдём мимо Арсенала.
В музей, где размещена Императорская коллекция оружия, тоже мало кто ходит.
Рядом с ним находится Грот-родник.
Всегда найдутся любители попить чистейшей родниковой водички. Но я бы всё же советовал воду в магазине купить. Да, там тоже можно нарваться на горную воду ледников Северного Кавказа, разлитую в подвале на улице Шкапина, но в магазине вам хотя бы чек дадут, по которому потом сможете в суде требовать компенсацию, если что. А тут какой чек.
Велосипедистам, кстати, рекомендовано кататься тихо и только по определенному маршруту. Соблюдают они правила, как думаете?
А зимой лыжники гоняют. Кто из них опаснее, сказать сложно. Я
пару дней назад шёл по парку, зазевался, рот открыл, ворон считаю и
тут сзади крик: «Дорогу!» Еле успел отпрыгнуть в сугроб. Повезло
ещё, что девушка на лыжах доброй оказалась, предупредила. А могла
ведь молча палкой в спину ткнуть.
В общем, берегите себя и всегда оглядывайтесь.
Далее Большой Ламский мост.
На берегах которых не только можно, а нужно сделать привал. Зарядить батарейки, так сказать.
Затем по Елевой аллее. Она же Еловая. От перестановки названий смысл не меняется, там и там имеются в виду ёлки, но в ходу оба варианта. Какой из них более правильный, затрудняюсь сказать.
Справа по ходу движения в чаще леса видны стены караулки, которая так и называлась — караулка у Еловой аллеи. Или Елевая караулка.
Противотанковый надолб. Эхо войны.
А дальше Александровский парк заканчивается.
На въезде в парк стояли Александровские ворота с чугунными
пилонами, увенчанными двуглавыми орлами, как положено. Ворота были
общие с Баболовским парком. На сегодняшний день сохранился лишь
один пилон.
Кстати, караулка у входа не 1909 года постройки, как пишут в некоторых источниках, а послевоенная.
Баболовский парк через дорогу. Входит в ГМЗ «Царское Село».
Здесь заканчивается город Пушкин и начинается посёлок
Александровская.
Направо — Кузьминское шоссе, по которому можно было гораздо быстрее
прийти сюда от бывшего Александровского завода, но мы сделали
романтический крюк.
Налево — Волхонское.
Волхонское шоссе названо в честь библейский мудрецов
волхвов.
Построено для прямого сообщения между двумя императорскими
резиденциями, Царским Селом и Петергофом.
До станции «Александровская» по нему около километра.
На Волхонском, как и на любом другом уважающим себя шоссе, можно красиво перекусить. Но у нас всё всегда с собой.
У посёлка Александровская, расположившегося по обеим сторонам
шоссе, интересная история. Когда в Царском Селе решили строить
Александровский дворец (по распоряжению Екатерины Второй) и выбрали
место, выяснилось, что мешает деревня Кузьмино. Ну, и, переселили
жителей чуть в сторону, образовав новую деревню с названием
Александровская. Людей, конечно, никто не спрашивал, но отнеслись к
ним с уважением, помогли с переездом и обустройством на новом
месте. По крайней мере, митингов, перекрытия дорог с требованием
«Катя — уходи!» не было.
Должен заметить, что и сегодня люди живут тут тихо и
богобоязненно.
А вот и станция.
Вокзал станции «Александровская» построен в 1860-х годах и практически не изменился с тех пор. Это была первая станция от столицы на Петербурго-Варшавской железной дороге.
Но знаменита она не этим.
В мае 1867 года император Александр Второй был на выставке в
Париже. И там в него стрелял Березовский. Не Борис, сразу скажу.
Антон и вообще поляк. Да это и не важно, потому что промахнулся, не
сумел войти в историю.
А когда император возвращался обратно, встречать его на станции
«Александровская» собралась толпа народа. Люди искренне радовались
спасению государя.
И через два года после покушения на станции освятили каменную
часовню в память о чудесном спасении императора в присутствии
самого Александра Второго.
Рядом поставили караулку для охраны, которая сохранилась до наших дней.
А вот от самой часовни остался один фундамент.
Он не пустует. Приспособили.
Здесь надо пояснить.
После отречения от престола Николай Второй превратился в гражданина
Романова и находился под арестом в Александровском дворце. В
августе 1917 года его с семьёй на машинах привезли на станцию
«Александровская», посадили на поезд и отправили в ссылку в
Тобольск.
Дальше вы знаете: крах империи, революция, смута, гражданская
война, миллионы погибших. За что Россия должна быть благодарна
этому гражданину, как написано на кресте? Он даже семью свою не
смог уберечь, не говоря уже о стране.
Зато пострелять беззащитных очень любил. И трофеи в блокнот
записывал.
Можете представить себе человека, который ради удовольствия стреляет в кота? Это всё, что нужно знать об императоре Николае Втором. Остальное бессмысленно.
В здание вокзала небольшая инсталляция «Гражданин Романов убывает в Тобольск».
Полностью она выглядит так.
Вернёмся к основной теме.
Мы сюда пришли посмотреть на Императорский путь. Смотрим.
Вид в сторону Варшавы.
Вид в сторону Петербурга.
Справа сюда, в Александровскую, прибывал поезд из Царского Села, от Императорского павильона по первому Императорскому пути. Развернуться он никак не мог, если надо в Петербург, приходилось паровоз переставлять, что занимало время. В Гатчину, пожалуйста.
И вот тогда, чуть дальше в сторону столицы, придумали второй
Императорский путь, который позволял из Царского Села сразу
заворачивать в Санкт-Петербург.
А третий путь лишний, если разобраться, пафосный и дорогой. Всё
нормально и бесперебойно работало на Варшавской железной
дороге.
Вокруг вокзала тоже полезно и интересно пройтись.
Эхо войны в Пушкине и окрестностях везде.
За вокзалом пруд и очень симпатичное место для отдыха. Прямо то, что надо усталому путнику.
Что хочу сказать в заключение.
В Пушкин можно ездить не только с Витебского вокзала, но и с
Балтийского.
Я рекомендую туда с одного, а обратно с другого. И наоборот.
Нагуляетесь, наберётесь впечатлений и калории, что немаловажно,
лишние скинете.
И последнее.
Сколько в Пушкине вокзалов? — спрашивал я в первом репортаже.
Получается, что три. Императорский и Александровский мы посмотрели.
Остался вокзал города Пушкин. Он был полностью уничтожен во время
войны и на его месте построен новый.
|
</> |