Пуканы-пуканчики.
potsreotizm — 09.10.2015Сергей ШАРГУНОВ:
"Премию надо давать за большую литературу, а не за очерки"
- В свое время на меня произвели впечатление ранние книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики». Это было достаточно мощно. И Алексиевич, на мой взгляд, сильный очеркист. Особенно там, где человеческие судьбы высвечены на фоне войны. Но литература, которая говорит о человеке, оказавшемся в условиях глобальной трагедии, вообще, как правило, беспроигрышна.
В последнее же время Светлана Алексиевич все больше увлекается публицистичностью текстов, причем все они слишком нагружены политически. Она совершенно четко воспринимается, как диссидент по отношению к главе Белоруссии, она считает Россию оккупантом, в том числе в связи в волеизъявлением крымчан. В этой диссидентской риторике она упражняется достаточно лихо. Вот я и думаю, что вручение ей Нобелевской премии в значительной степени обусловлено политическими причинами. Есть русскоязычные писатели, которым Нобелевскую премию можно было бы дать именно за большую литературу, а не за очерки. Ну например, Андрей Битов или Фазиль Искандер. А Валентин Григорьевич Распутин? Разве он, как прекрасный, глубокий, настоящий писатель, не был достоин Нобелевки? По гамбургскому счету, безусловно был. Но он был большим патриотом России и поэтому не мог претендовать даже на лонг-лист претендентов. И одно это объективное сопоставление легко обнаруживает нобелевскую конъюнктуру. С другой стороны, у меня нет никакого желания злопыхательствовать, и если люди прочитают книги Алексиевич, особенно ее ранние произведения, это будет хорошо. Они написаны на русском языке, рассказывают о русских судьбах и тоже принадлежит русскому миру.
Эдуард ЛИМОНОВ:
"Нобелевская премия - это «Мисс Вселенная» по уровню пошлости"
- Я не ценю, во-первых, Нобелевскую премию, а во-вторых, не ценю и Светлану Алексиевич. Я считаю, что она литератор третьего-четвертого ряда. А Нобелевская премия превратилась в светское мероприятие, похожее на выборы «Мисс Вселенной». Такая же пошлятина. Только вместо жюри из стилистов и модников, которое выбирает красотку, здесь декоративный Нобелевский комитет, где имеется король-королева и так далее. Они устраивают пышные церемонии в смокингах, да. Но при чем здесь литература? Ни при чем. И о политике здесь тоже говорить несерьезно. Политика, это когда были Солженицын, Бродский, Иван Бунин, которого предпочли в 1933-м году, чтобы Горькому Нобелевку не давать. А Шолохову наоборот вручили. Просто не могли не вручить. Так это были большие люди! И такие решения можно было уважать. А нынче: где Шолохов и Солженицын и где Алексиевич? Она - звезда для домохозяек.
|
</> |