Корреспондент-попаданец
potsreotizm — 07.10.2015Сергей Есенин: «Американцы — народ весьма примитивный со стороны внутренней культуры»
30.09.2015
Накануне 120-летнего юбилея Сергея Есенина корреспондент «Культуры» побеседовал с великим русским поэтом.
культура: Сергей Александрович, не припомните, с
чего начинался Ваш путь в мир большой поэзии?
Есенин: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но
сознательное творчество отношу к 16–17 годам. Восемнадцати лет я
был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не
печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма
радушно.
культура: И кто же именно?
Есенин: Первый,
кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на
Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого
поэта... В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где
пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню. В Университете я
познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и
Филипченко.
культура: При всем уважении к упомянутым Вами
персонам, согласитесь, — не самые громкие имена. Давайте вернемся к
Блоку и, может быть, еще к кому-то, оказавшему на Вас заметное
влияние?
Есенин: Нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев.
Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня
лиричности.
В смысле формального развития теперь меня тянет все больше
к Пушкину. Самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю
его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Постичь
Пушкина — это уже надо иметь талант. Думаю, что только сейчас мы
начинаем осознавать стиль его словесной походки.
культура: Да, то, что к наследию Александра
Сергеевича Вы неравнодушны, широко известно... Он, кстати, весьма
придирчиво относился к собственному творчеству. А Вы можете о себе
сказать то же самое?
Есенин: От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с
удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь
поэта до революции. С восьми лет бабка таскала меня по разным
монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и
странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не
дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные
свадьбы.
культура: Вот Вы упомянули про «путь поэта до
революции». А что произошло с поэтом во время и после
нее?
Есенин: Когда я ушел из деревни, мне много пришлось
разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне
Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.
культура: То есть?
Есенин:
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
Здесь даже мельница — бревенчатая птица
С крылом единственным — стоит, глаза смежив...
И в голове моей проходят роем думы:
Что Родина? Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны...
Вот так страна! Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
культура: Не лукавьте, Сергей Александрович.
Прекрасно ведь знаете, что еще как нужны. Но на одном аспекте
позвольте все же заострить внимание. Не от этих ли тягостных дум
пределов родной страны Вам в какой-то момент показалось мало, и Вы
решили явить свой талант всему миру? Что Вам в сугубо творческом
отношении дал вояж в Америку?
Есенин: Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много
отнято. Перевешивает то, что дано. Я объездил все государства
Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое преломилось,
особенно после Америки.
культура: Почему? Что в ней такого
особенного?
Есенин: Если взять это с точки зрения океана, то все-таки
это ничтожно, особенно тогда, когда в водяных провалах эта
громадина качается своей тушей, как поскользающийся... (Простите,
что у меня нет образа для сравнения; я хотел сказать — как слон, но
это превосходит слона приблизительно в 10 тысяч раз. Эта громадина
сама — образ. Образ без всякого подобия...) Но если взглянуть на
это с точки зрения того, на что способен человек, то можно развести
руками и сказать: «Милый, да что ты наделал? Как тебе?.. Да как же
это?..»
Когда я вошел в корабельный ресторан, который площадью немного побольше нашего Большого театра, ко мне подошел мой спутник и сказал, что меня просят в нашу кабину. Я шел через громадные залы специальных библиотек, шел через комнаты для отдыха, где играют в карты, прошел через танцевальный зал, и минут через пять, через огромнейший коридор, спутник подвел меня к нашей кабине. Я осмотрел коридор, где разложили наш большой багаж, осмотрел столовую, свою комнату, две ванные комнаты и, сев на софу, громко расхохотался. Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше.
культура: Так я не понял: Вас восхитила Америка
или, скорее, возмутила?
Есенин: Я еще больше влюбился в коммунистическое
строительство. Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих
поэмах, — я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может,
близок и в своем творчестве.
|
</> |