Психология отношений на примере фильма "Зимняя вишня"

На днях посмотрел советский фильм "Зимняя вишня" (1985), который хорошо иллюстрирует мои тексты о женской психологии. Эта психологическая мелодрама словно снята по моим постам, поэтому я и решил о ней подробно написать.
Главная героиня фильма — разведённая женщина 30 лет, воспитывающая одна сына. Её подруги — соседки по дому: одна бездетная женщина, которая постоянно выясняет отношения с буйным мужем спортсменом; другая мать-одиночка, которая негативно относится к мужчинам. Все свои проблемы и тяготы главная героиня обсуждает с ними — это хорошо показывает, что у каждой женщины есть свой "консилиум", где она делится своей жизнью и "коллективный женский разум" ищет способ оптимального разрешения проблем. Женщинам свойственна кооперация в отстаивании своих интересов.
У подруг в гостях она знакомится с Вениамином. Он никогда не был женат, живёт с мамой, пишет диссертацию. Главная героиня симпатична ему, и спустя какое-то время он поджидает её на улице и предлагает ей выйти за него замуж. Вениамин типичный низкоранговый мужчина, поэтому так жаждет жениться — ведь он не популярен у женщин, а брак ему даст хоть какую-то гарантию на отношения и секс. Главная героиня приглянулась ему тем, что она несчастна в личной жизни. Низкоранговым мужчинам свойственно выбирать тех женщин, у которых есть какие-то жизненные проблемы, чтобы через помощь в решении их личных и жизненных проблем привязать их к себе. Это типичная роль спасателя, где внешние благие намерения скрывают под собой контроль, власть и влияние.
Главная героиня является любовницей своего коллеги по работе. Коллега — типичный альфа-самец, который пользуется популярностью у женщин. С одной стороны он её привлекает как статусный и высокоранговый мужчина, но с другой стороны она понимает, что с ним нет никаких перспектив, ведь ей отведена роль любовницы, а на большее она не может рассчитывать. Их торопливые встречи оставляют у ней грустный осадок, ведь она понимает, что её просто используют. (В фильме есть один очень короткий и показательный эпизод, когда главная героиня видит его флиртующим на работе с другими женщинами — она понимает, что она не первая и не последняя в его жизни женщина, но так хочется быть единственной и неповторимой для него).
Однажды любовник увозит её в домик у озёра, где они хорошо проводят время. Главная героиня откровенно говорит ему, что хочет серьёзных отношений, а нынешнее положение её не устраивают. Но любовник чётко очерчивает границы их отношений, напоминая ей о прежних договорённостях. Главная героиня понимает, что так дальше не может продолжаться и разрывает с ним отношения.
После разрыва с любовником главная героиня находит в почтовом ящике письмо с телефонным номером Вениамина, звонит ему и предлагает сразу же переехать жить к нему. В этой сцене показывается та роль, которая отведена низкоранговым мужчинам в жизни женщин — их держат на скамейке запасных, на случай, чтобы хоть как-то скрасить и заткнуть своё одиночество, используя их для своей эмоциональной разрядки.
Вообще сцена с приездом Вениамина очень показательна. Так как он низкоранговый, главная героиня начинает мягко доминировать над ним, а он пытается льстить ей, чтобы понравится. Вениамин готов воспитывать её ребёнка, говоря ей, что его любят дети и он любит детей. Главная героиня стелет ему постель в другой комнате — ведь из-за его низкоранговости она не готова вступать с ним сразу в интимную связь и поэтому пытается дистанцироваться от него. Ночью она слышит шум и видит, что Вениамин внезапно сбежал из квартиры. По поведению он очень похож на шизоида, а бегство — это типичная защитная реакция от слишком близкого контакта. Шизоиды с одной стороны хотят интимного душевного контакта с другим человеком, а с другой — близость может посягнуть на их внутреннее ощущение независимости и автономности. Видя то, что он ушёл, главная героиня понимает, что снова осталась одна. Сквозная тема всего фильма — это тягостное женское одиночество.
Так получилось, что судьба сводит главную героиню с другим общим другом её подруг — иностранцем. У них случается взаимная симпатия, и он торопит её с женитьбой, мотивируя это тем, что нужно быстро сделать документы до их отъезда заграницу. Её подруги одобряют ей эти отношения, ведь с их точки зрения она наконец-то обрела своё женское счастье и может уехать жить за рубеж.
(Эта сцена фильма похожа на сюжет киноленты "Облако-рай", где отъезд главного героя в другой регион расценивался окружающими как начало новой и лучшей жизни, поэтому ему устроили пышные гуляния по поводу его отъезда).
Но когда иностранец везёт главную героиню оформлять документы, внезапно на дороге их догоняет её любовник и останавливает их машину. Любовник вытаскивает главную героиню и её сына из машины иностранца и пересаживает их в свою. Иностранец из-за своего менталитета не вмешивается в происходящее. Любовник поступил как типичный самец-охотник — он отвоевал и отбил её у другого самца, показав свою доминантность, поэтому главная героиня не сопротивлялась этому и полностью ему подчинилась. Чувства снова захлестнули её, затмив на время разум. Активные и решительные действия — вот то, что ждут женщины от своих мужчин.
В конце фильма любовник "кормит" главную героиню обещаниями, что поговорит с женой (его жена в курсе того, что у него есть любовница), намекая и обнадеживая её, что он уйдёт от жены к ней. Это классическая уловка от женатых альфа-самцов, когда они обманывают своих любовниц, обещая им, что скоро уйдут от жены, просто сейчас ещё "не время". Так как он высокоранговый — женщина верит ему и ждёт этого события, находясь постоянно "в режиме ожидания". Ради такого мужчины можно и подождать.
В конце фильма женщина понимает, что вернулась в свой прежний порочный круг несбывшихся надежд и обманутых иллюзий. С одной стороны она находится в "пограничной зоне отношений" (аналог френдзоны, только с сексом), с другой стороны без альфа-самца ей плохо — наступает психологическая ломка. В этот тупик отношений попадали многие женщины.
(По этой причине многие женщины-психологи уделяют большое внимание теме созависимых отношений, т.к. у них самих в прошлом была влюблённость и болезненная привязанность к альфа-самцу. Кстати многие песни нашей эстрады, где поётся о безответной и несчастной женской любви, посвящены как раз альфа-самцам).
Этот фильм я включаю в свой золотой фонд фильмов, где правдиво и наглядно показана реальная женская психология. Изучение данных кинолент поможет вам лучше понять себя и других.