Психологическая расшифровка детского рисунка
semirina — 30.08.2010 Только собралась написать о первом семинаре, который у нас был, и тут tehhi_karamir написала пост по этой теме.Мне тоже никогда не нравились рисуночные тесты, и я их не использовала.
К тому же я вообще человек, далекий от искусства, к сожалению. Когда я на семинарах пытаюсь нарисовать детскую мордочку... Впрочем, после пары раз позора уже не пытаюсь
Я с трепетом отношусь к чужим творениям, а в музеях залы с живописью прохожу быстро и мимо, ибо не понимаю. Комплексую очень и считаю это моим серьезнейшим недостатком.
Поэтому, увидев в расписании семинар "Психологическая расшифровка детского рисунка", я несколько напряглась.
Но то, что с нами там сделала Мария Владимировна Осорина - это нечто невообразимое.
Мы сидели, разинув рот, очарованные и потрясенные. Разглядывали первые детские каракули, в которых она находила смысл и гармонию, рассматривали головоногов - и поражались удивительной выразительности детского изобразительного языка (я, честно говоря, о нем вообще не подозревала: я настолько далека от искусства, что позорно пролистывала в учебниках главы по эстетическому воспитанию и методике ИЗО).
Выглядело это примерно так: она показывает нам детский рисунок, и задает вопросы. Что или кто там нарисован? Сколько героев на рисунке? Какие они?
Мы начинаем тупить.
Но в процессе поиска ответов на эти простые вопросы вдруг видим, что там, в этом калямаляшном рисунком, запрятано столько всего... И мы сидим с буквально отвисшими челюстями, а Мария Владимировна поясняет нам, почему взрослые так тупы в этом деле.
После четырех дней такой работы я чувствовала себя букашкой по сравнению с этой Вселенской мудростью, и детей теперь еще больше уважаю.
А ещё я хочу рисовать. И в "Эрмитаж".
В общем, словами это не передать. Волшебно.
Методику ИЗО, котороую преподают в педвузах, надо выкинуть, и изостудии с их одинаковыми рисунками позакрывать (я так думала после семинара дня четыре).
Попробую в трех словах, выковырив только практически полезную информацию, изложить то, что нам рассказывала Осорина:
- рисунок - это материальное воплощение психического мира, поэтому обучение рисованию до определенного момента вредно;
- каракульное рисование малышей (где просто калямаля и ничего не значит) имеет огромное значение, это не просто мазня по бумаге;
- ни один маленький ребенок не будет рисовать то, что есть на самом деле. Оно же уже есть, зачем его рисовать? Поэтому для ребенка рисовать натюрморт или видимый пейзаж - задача более чем нелепая;
- каждая линия и точка имеет определенное значение, важно, что и в каком порядке изображалось, что какого размера. И всему есть объяснение. Потрясающе просто.
Ребенок ничего не рисует просто так. Но трактовать можно только ситуацию, которую ребенок изображает, а не особенности его личности, как в рисуночных тестах.
Нам показали там рисунок страшный такой - злющая черная тетка, руки в стороны, вокруг каракули черные, она вся зачиркана зеленым, а внизу подпись цветными фломастерами "МАМОЧКА - 1"
Мы, конечно, там напредполагали всякого, ага.
А оказалось, что этот рисунок про то, как мама-бизнеследи заболела ветрянкой, ей запретили выходить из дома, она очень злилась и переживала, кто будет за нее все делать. Каракули вокруг нее - это болезнь, а подпись - попытка поддержать. 1 ведь значит первая, лучшая. Девочка сочувствует маме. Нарисовала ей такое "письмо" и под дверь подсунула.
После того, как мы разобрали с десяток детских рисунков, все эти наши "давай солнышко нарисуем... вот так, вот так... и лучики...чего ты лучики не рисуешь?" - кажутся теперь таким невообразимым бредом, аж стыдно
И хранить детские рисунки нужно в папочке, подписав на другой стороне фамилию, имя, дату и краткую историю о том, что это за рисунок и какие впечатления ребенок отразил.
Я бы посмотрела свои детские рисунки... Только никому и в голову не приходило эту мазню хранить.
А был бы шанс немножко ближе познакомиться с маленькой девочкой Ирочкой.
Куцый и хилый, конечно, получился рассказ, но я к этой теме ещё буду возвращаться.
Для меня это стало одним из тех событий, после которых ты уже не такой, как раньше.
Как прикоснуться к чьей-то душе.
Или полюбить.
Чудесно.
А на следующем семинаре нас вернули на грешную землю. Жестко и беспощадно. Я опять в шоке. Но об этом позже.