Психодиагностика

топ 100 блогов detishki_israel26.02.2011 У меня зачесалась просветительская жилка.
Результат - еще один пост на тему психологов и психологии.
Если перебор - скажите.

Итак сегодня тема - психодиагностика.
Немного по этому поводу написано вот тут - в последней части, апдейте .

Есть несколько видов психодиагностики. Перечислю основные: 1. клиническая (как правило интергративная, с упором на эмоционально-личностную сферу), 2. психодидактическая (как правило с упором на когнитивно-восприяторно-моторную сферу, 3. нейропсихологическая (с упором на когнитивно-неврологические процессы, например после черепно-мозговых травм или вследствие каких-то болезней, влияющих на когнитивное и эмоционально-личностное функционирование). С этим последним видом психодиагностики я мало знакома.

Остановлюсь вкратце на первых двух видах, учитывая специфику использования этих видах в структурах, работающих с детьми (например школьные психологические службы - שירות פסיכולוגי חינוכי или столь часто упоминаемые соц.службы - שירותי רווחה)

Клиническая психодиагностика:
Обычно детей на нее направляют в случае, когда есть קשי התנהגות ורגשיות. Но кроме того этого делается общее тестирование интеллекта. Делают ее клинические психологи. Один - два раза встречи. После этого психолог обязан дать родителям фидбек (если они его просят). Отчет отдается обычно тому, кто платит (например соц.службам). В том случае, если это не родители - соц. службы тоже по-идее должны дать родителям копию отчета. Со взрослыми обычно диагностику проводят или для ביטוח לאומי или пресловутый מסוגלות הורית - это так называемая הערכה, которая включает не только тестирование, но и наблюдение за общением (интеракцией) между родителем и ребенком Проводится такой вид психодиагностики по требованию суда или по просьбе соц.служб
Отмечу также, что клинический психолог вполне хорошо может протестировать и общие способности, включая количественный и качественный анализ интеллекта, но глубоко он с этой темой не знаком.
Диагностика клинического психолога является קבילה и для Битуах Леуми, например в случае с расстройствами аутистического (коммуникативного) спектра (PDD, Аспергер, аутизм).

С психодидактической психодиагностикой сложнее.
Школьный психолог (ШП) может делать общую диагностику, например как в случае рекомендаций для וועדות סטטוטוריות - שילוב והשמה. Но есть еще и психодидактическая психодиагностика, которая дает полную раскладку когнитивно-восприяторно-моторной сферы + общая диагностика קשי קשב וריכוז. Такого рода диагностика делается  как правило детям при переходе в хативу напримеер или чтобы получить облегчение при прохождении экзаменов на багрут. Это так называемые הקלות לבגרות. Еще ее делают в начальных школах, чтобы посмотреть расклад, что называется и порекомендовать тип  הוראה מתקנת.  
Клинический психолог такого рода диагностику квалифицированно провести не может, если только не получил соотвествующего дополнительного образования.
Есть еще и אבחון דידקטי. Это более или менее простое, но глубокое тестирование навыков обучения - чтение, письмо и математика. Его может проводить как ШП так и специально обученные מאבחנים דידקטים.

Дополнительно отмечу, что אבחון קשי קשב וריכוז могут проводить несколько специалистов - психиатр, невропатолог и ШП. Первые два могут давать лекарственное лечение. ШП естественно нет, так как не врач. НО. ШП обычно более глубоко и широко знакомы с проблемой, так как занимаются ей вплотную в школах. На самом деле תחום קשב וריכוז как также как и другие области - это не одна проблема, а СПЕКТР проблем. В общем и целом есть три-четыре "части". Это קשב סלקטיבי, ריכוז, התמד הקשב וקשב ניהולי. Пресловутый тест TOVA чувствителен в основном к одному из них - התמד הקשב
Сейчас есть очень неплохая программа тестирования этого дела. Тестирование стоит относительно "недорого" - в районе 800 шек. У нас на работе, к примеру такая штука есть. Название программы CPT. Сейчас еще появились новые специалисты - מאמני קשב וריכוז. Это как правило или יועצים חינוכיים или психологи, коучеры и другие специалисты, которые работают с детьми, прошедшие спец.подгтовку в плане тренировки концентрации и внимания. Они занимаются обучением  и тренировкой стратегий обучения, умения концентрироваться и сосредотачиваться, отделять главное от второстепенного и многое-многое другое. 
На самом деле писать на эту тему можно бесконечно , а материалов в сети очень много. Так что ограничусь этим.

Вот вкратце и все. Как обычно - задавайте вопросы. Наезды лучше оставьте при себе :-)

Оставить комментарий

Популярные посты:
ifc">ifc
ifc Без названия
Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
как хорошо, когда есть о чём поговорить ...
Эмбер Хёрд для Maxim, Август 2008 Эмбер Хёрд для Maxim, Август 2008 ...
Начинаю понемногу хвастаться тем, что наделала за это время, что была без Сети... ...
System of a Down 21 июня в Олимпийском! Ааааааааааа1111 Нет, даже так: АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА11111111111111111111 Хороша та проблема, которая решается сама собой! Теперь не надо ломать голову на тему "в Нюрнберг или в ...
Вообще всех ...