Психодиагностика
detishki_israel — 26.02.2011 У меня зачесалась просветительская жилка.Результат - еще один пост на тему психологов и психологии.
Если перебор - скажите.
Итак сегодня тема - психодиагностика.
Немного по этому поводу написано вот тут - в последней части, апдейте .
Есть несколько видов психодиагностики. Перечислю основные: 1. клиническая (как правило интергративная, с упором на эмоционально-личностную сферу), 2. психодидактическая (как правило с упором на когнитивно-восприяторно-моторную сферу, 3. нейропсихологическая (с упором на когнитивно-неврологические процессы, например после черепно-мозговых травм или вследствие каких-то болезней, влияющих на когнитивное и эмоционально-личностное функционирование). С этим последним видом психодиагностики я мало знакома.
Остановлюсь вкратце на первых двух видах, учитывая специфику использования этих видах в структурах, работающих с детьми (например школьные психологические службы - שירות פסיכולוגי חינוכי или столь часто упоминаемые соц.службы - שירותי רווחה)
Клиническая психодиагностика:
Обычно детей на нее направляют в случае, когда есть קשי התנהגות ורגשיות. Но кроме того этого делается общее тестирование интеллекта. Делают ее клинические психологи. Один - два раза встречи. После этого психолог обязан дать родителям фидбек (если они его просят). Отчет отдается обычно тому, кто платит (например соц.службам). В том случае, если это не родители - соц. службы тоже по-идее должны дать родителям копию отчета. Со взрослыми обычно диагностику проводят или для ביטוח לאומי или пресловутый מסוגלות הורית - это так называемая הערכה, которая включает не только тестирование, но и наблюдение за общением (интеракцией) между родителем и ребенком Проводится такой вид психодиагностики по требованию суда или по просьбе соц.служб
Отмечу также, что клинический психолог вполне хорошо может протестировать и общие способности, включая количественный и качественный анализ интеллекта, но глубоко он с этой темой не знаком.
Диагностика клинического психолога является קבילה и для Битуах Леуми, например в случае с расстройствами аутистического (коммуникативного) спектра (PDD, Аспергер, аутизм).
С психодидактической психодиагностикой сложнее.
Школьный психолог (ШП) может делать общую диагностику, например как в случае рекомендаций для וועדות סטטוטוריות - שילוב והשמה. Но есть еще и психодидактическая психодиагностика, которая дает полную раскладку когнитивно-восприяторно-моторной сферы + общая диагностика קשי קשב וריכוז. Такого рода диагностика делается как правило детям при переходе в хативу напримеер или чтобы получить облегчение при прохождении экзаменов на багрут. Это так называемые הקלות לבגרות. Еще ее делают в начальных школах, чтобы посмотреть расклад, что называется и порекомендовать тип הוראה מתקנת.
Клинический психолог такого рода диагностику квалифицированно провести не может, если только не получил соотвествующего дополнительного образования.
Есть еще и אבחון דידקטי. Это более или менее простое, но глубокое тестирование навыков обучения - чтение, письмо и математика. Его может проводить как ШП так и специально обученные מאבחנים דידקטים.
Дополнительно отмечу, что אבחון קשי קשב וריכוז могут проводить несколько специалистов - психиатр, невропатолог и ШП. Первые два могут давать лекарственное лечение. ШП естественно нет, так как не врач. НО. ШП обычно более глубоко и широко знакомы с проблемой, так как занимаются ей вплотную в школах. На самом деле תחום קשב וריכוז как также как и другие области - это не одна проблема, а СПЕКТР проблем. В общем и целом есть три-четыре "части". Это קשב סלקטיבי, ריכוז, התמד הקשב וקשב ניהולי. Пресловутый тест TOVA чувствителен в основном к одному из них - התמד הקשב
Сейчас есть очень неплохая программа тестирования этого дела. Тестирование стоит относительно "недорого" - в районе 800 шек. У нас на работе, к примеру такая штука есть. Название программы CPT. Сейчас еще появились новые специалисты - מאמני קשב וריכוז. Это как правило или יועצים חינוכיים или психологи, коучеры и другие специалисты, которые работают с детьми, прошедшие спец.подгтовку в плане тренировки концентрации и внимания. Они занимаются обучением и тренировкой стратегий обучения, умения концентрироваться и сосредотачиваться, отделять главное от второстепенного и многое-многое другое.
На самом деле писать на эту тему можно бесконечно , а материалов в сети очень много. Так что ограничусь этим.
Вот вкратце и все. Как обычно - задавайте вопросы. Наезды лучше оставьте при себе :-)
|
</> |