Психиатрия XVIII века: а приёмы те же...
dpmmax — 28.09.2020Продолжу рассказ об истории психиатрии. Наступает XVIII век, а в подходах к лечению душевнобольных мало что меняется. То есть, если брать в массе, то нет его, этого лечения, особенно в начале столетия. Нет, отдельным пациентам, которые состоятельны сами по себе, или у которых есть богатая и не жадная родня, везёт: им нанимают частного доктора. Ну или не везёт, по той же самой причине. Ведь чем располагает этот самый доктор?
Вот, к примеру, Фридрих Гофман, именитый потомственный доктор, личный врач князя в Хальберштадте, один из отцов основателей Галле-Виттенбергского университета (кампус этого университета как раз на первом фото). Величина? Несомненно. Это ему принадлежит своеобразная теория нервной деятельности человека. Он учит: подобно тому, как жизнь — это циркуляция крови и движение соков в организме, наша нервная деятельность — это движение особой жидкости в наших нервах, которое и держит наши мышцы в тонусе, а мыслям придаёт импульс. И если тонус высок, ток этой жидкости резок и напор велик — тогда возникает спазм, от которого происходят острые болезни и мания. А если тонус слаб, ток вял — тогда развиваются болезни хронические, а из душевных — соответственно, меланхолия. «Многие, вероятно, удивятся, - писал он, - найдя эти страдания описанными в одной главе. Однако, в этом нет ничего странного, так как отличие между ними чисто количественное. Душевные болезни зависят от разных причин: от задержки течения крови, от застоя крови в брюшной полости, от непомерного гнева и страстей, которые сами, однако, возникают от телесных причин» Что же, вполне материалистическая, при всей своей наивности, теория.
Лечение же душевных недугов доктор Гофман строго привязывал к своей теории: в остром состоянии — кровопускания, холод на голову и что-нибудь для кишечника — чтобы прослабило или, наоборот, закрепило. В качестве профилактики — регулярные кровопускания (вот вам талончик на следующий приём) и правильный образ жизни. Заметили сколь-либо существенную разницу с назначениями античных докторов? Вот и я нет — а ведь период минул чуть ли не геологический, поболее двух тысяч лет будет. Зато описывал доктор клинические случаи подробно и ёмко.
Вот, к примеру, пациент с манией, пятидесяти лет, с явными признаками полнокровия. Ну вот что ему мешало вовремя явиться на кровопускание? Так нет же, пропустил приём, думал сэкономить. В итоге — обострение болезни, беспокоен, бред несёт. Назначено: кровопускание, естественно, горячие ножные ванны, виннокаменная кислота и потогонные внутрь. Ну теперь другое дело, прыти поубавилось, на поправку пополз... энтшульдиген зи, пошёл.
А вот еврей сорока лет, в меланхолии по поводу смерти ребёнка. Назначено: карлсбадская соль (вся продвинутая медицина в курсе, что соль из Карловых вар и слабит, и желчь гонит отменно) и ножные ванны. Упорный попался пациент: то из меланхолии в манию впадал, то обратно в меланхолию скатывался, но от доктора Гофмана ещё никто больным не уходил. Как говорится, иных уж нет, а тех — долечим...
Но это, повторюсь, частная практика и единичные случаи. В массе же своей душевнобольные, с одной стороны, лечения никакого не получают. С другой стороны, население, особенно в городах, заметно растёт, и возникает вопрос: а куда их девать, этих сумасшедших, которых тоже стало больше, а главное — они стали заметнее в этой тесноте? Ведь реально же начинают мешать и смущать добрых жителей своим видом и речами. Это же никаких амбаров, тюремных камер и Tollenkisten не напасёшься. Тут-то и вспоминают, что опыт такой уже есть: и в Эльбинге, и в Уппсале, и в Валенсии; да и про лондонский Бетлехем слухи доходят.
И вот появляются пансионы для душевнобольных — как частные (по большей части в Англии, и слава о них ходит дурная), так и под эгидой монашеских орденов — хотя те этот почин давно продолжают, и обустройство их больниц уже успело стать неким эталоном, образцом того, как надо содержать помешанных несчастных.
О паре таких пансионов — речь в следующем посте.
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» продолжает работать и расширяет свою географию: теперь, помимо Москвы и Тольятти, в нём участвуют коллеги из Санкт-Петербурга, Иваново, Нальчика, Ростова-на-Дону и Владивостока. Есть коллеги из Донецкой области. Внимание! В проекте работает опытный юрист, готовый дать консультацию и оказать помощь по целому ряду вопросов. Есть коллеги, которые могут помочь с решением ряда экспертных моментов. Есть сеть пансионатов для пожилых пациентов с деменцией. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация — заглядывайте, изучайте и обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.
С проектом сотрудничают коллеги из Швейцарии, готовые оказать свою помощь при целом ряде зависимостей (игровой, алкогольной, амфетаминовой и пр.)
P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там