Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?

топ 100 блогов petrus-paulus28.12.2020
Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?

Наступает праздничная и последняя в уходящем году неделя. Обычно, если речь заходит о кино, в эту пору принято писать нечто вроде «ТОП-10 самых крутых новогодних фильмов» или «Лучшие рождественские комедии». Или ещё что-то в том же духе. Простите, а кто сказал, что эти фильмы лучшие и входят в первую десятку? В каждом отдельном случае это сугубо личное мнение автора, основанное на его вкусовых пристрастиях. Кто-то получает огромное удовольствие от «Один дома», например, а кто-то его на дух не переносит, считая, что круче «Иронии судьбы» человечество ничего в кинематографическом плане произвести не смогло.

Поэтому предлагаю всем, кто устал от бессмысленных искусственных рейтингов, от «Иронии судьбы» с «Одним дома» в компании с «Чародеями» и «Кавказской пленницей» и от бесконечных мандаринов (без косточек и чтобы хорошо чистились) продолжить тему исторического кино, затронутую в прошлый раз. Ведь праздники, в череду которых мы вступили, это наследие наших традиций и нашей истории, а без них никуда!

Мы установили, что кино историческое – это кино снятое в своё время и о своём времени. Вместе с тем есть и другая категория исторического кино – это кино, которое хочет казаться историческим – постановочные фильмы о старых временах, сценарии которых основаны на сочетании документов соответствующей эпохи и изрядной доли вымысла создателей. А уж посыл у создателей может быть разным – от беспардонной пропаганды до завуалированного отображения современной им действительности. То есть по сути своей вторая категория – кино псевдоисторическое, при этом не являясь таковым по форме. Суть здесь – искажённая реальность, но в рамках здравого смысла и неких приличий. Однако имеется и третья категория такого кино, и вот оно как раз и может с полным правом называться псевдоисторическим, поскольку замысел создателей именно в том и состоит, чтобы намеренно исказить исторические факты, причём порой до абсурда, а уж цель у всех разная – от самовыражения до желания развлечь публику.

Таких фильмов немного. И снимают их, как правило, действительно уникальные, а порой и всемирно признанные режиссёры, оставляя зрителя гадать в растерянности, что же это такое он только что увидел. Поскольку фантазии режиссёров, как правило, уводят их далеко за горизонт доступного обывателю понимания. Вот несколько интересных примеров.

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"Бесславные ублюдки", США-Германия, 2009, Universal Pictures, режиссёр и автор сценария Квентин Тарантино, композитор Эннио Морриконе

Если и зрители, и критика говорят о фильме только положительные вещи – скорее всего, этот фильм действительно хорош, но не более. Просто очередной хороший фильм, про который скоро все забудут. Если и зрители, и критика говорят о фильме только отрицательные вещи – значит фильм, скорее всего, действительно полный отстой. Но если среди зрителей и критики образуются два лагеря, один из которых объявляет фильм шедевром, а другой кричит до пены у рта, что это полный отстой – налицо как раз тот случай, когда кино реально стоящее. Если режиссёр сумел сделать нечто, кому-то активно нравящееся, а кому-то активно наоборот – значит точно нужно смотреть!

С «Бесславными ублюдками» Тарантино случилась именно такая история. Взяв исторический материал Второй Мировой войны, он в своих лучших традициях переписал его, придумав и показав убийство Гитлера и ещё много того, чего не было. Получается, кино снято на историческом материале, но оно ни разу не историческое, причём намеренно. Оно демонстрирует альтернативную версию событий, которые могли бы привести к завершению этой страшной войны. И не надо, пожалуйста, про отсутствие сослагательного наклонения в истории – мы же не про историческое, а про псевдоисторическое кино! А у Тарантино и с чувством юмора, и со способностью эпатировать публику, и с проработкой материала всё в порядке. Так что результат на выходе такой, какой было задумано – зритель готов грызть глотки друг другу, доказывая каждый свою правоту. А уж убили Гитлера в кинотеатре или нет – какая теперь разница?))

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"Не прикасайся к белой женщине", Франция-Италия, 1974, Image, режиссёр Марко Феррери, авторы сценария Марко Феррери и Рафаэль Аскона, композитор Филипп Сард

Марко Феррери – один из самых удивительных и недооценённых режиссёров. Никогда не забуду, как неподдельно шокировал меня его «Как хороши эти белые», где людоедское племя съедает героев Микеле Плачидо и Марушки Детмерс. «Не прикасайся к белой женщине» - ещё один яркий пример псевдоисторического кино. Кино, которое абсурдистскими приёмами через исторических персонажей говорит со зрителем совершенно об ином. Снятый в котловане, вырытом на месте снесённого в своё время «Чрева Парижа», гигантского рынка, располагавшегося посреди французской столицы, фильм о левацких бунтах 1968 года, о субкультуре хиппи и о массе предрассудков современного человека. И это при том, что на экране на фоне развевающихся на ветру тряпок перед нами генерал Джордж Кастер, знаменитый индейский вождь Сидящий Бык, Буффало Билл и даже Ричард Никсон, невесть откуда там взявшийся. Кино об американцах и о покорении ими Дикого Запада, но великолепно сыгранное итальянскими и французскими актёрами – Марчелло Мастроянни, Катрин Денёв, Уго Тоньяцци, Филипп Нуаре, Ален Кюни и Мишель Пикколи – и перемешавшее два столетия американской истории в гигантском блендере котлована посреди Парижа. Я знаю многих людей, объявивших это кино полной галиматьёй. Но кто мешает заглянуть чуть дальше, чем поверхность? Ведь очень часто за слоем горького шоколада скрывается ароматное малиновое парфе))

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"Иллюзионист", США-Чехия, 2006, Yari Film, режиссёр и автор сценария Нил Бёргер, композитор Филип Гласс

«Иллюзионист» Нила Бёргера, более известного благодаря своим «Дивергентам»-«Инсургентам», это история, вывернутая наизнанку. Действие происходит в Австро-Венгрии эпохи уже старого Франца Иосифа, однако, смотря фильм, мы понимаем, что эта Австро-Венгрия мифическая, выдуманная, нереальная. Хотя бы потому, что единственный сын и наследник императора, эрцгерцог Леопольд в реальности никогда не существовал. У Франца Иосифа действительно был сын, один-единственный, и звали его Рудольф. Он погиб вместе со своей возлюбленной при загадочных обстоятельствах в загородном поместье Майерлинг. Эту смерть принято называть самоубийством, хотя следствие так ничего и не сумело доказать. Здесь же эрзац-кронпринц Леопольд тоже совершает самоубийство, хотя и по причине собственной греховности. А герцогиня Тешенская, судя по всему, является фантомом той самой возлюбленной реального Рудольфа, погибшей вместе с ним. Только в фильме она жива-здорова и сбегает вместе с фокусником. По сути, весь фильм – это один гигантский фокус, превращающий реальную историю в искажённый фантом. Смотрится захватывающе, причём оператор применяет здесь особую технику съёмки, когда кадр кажется дагеротипным, создавая от просмотра фильма эффект перелистывания старинного альбома с фотографиями. Плюс великолепная музыка Филипа Гласса.

Актёр Руфус Сьюэлл, играющий роль Леопольда, имеет вполне неплохое портретное сходство с реальным эрцгерцогом Рудольфом. Равно как и Омар Шариф, исполнивший роль Рудольфа в «Майерлинге» Теренса Янга 1968 года – реальной реконструкции смерти наследника и его возлюбленной. Тоже очень рекомендую этот фильм. Во многом благодаря молоденькой Катрин Денёв и заглавной песне в исполнении Мирей Матьё.

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"Казанова по Феллини", Италия, 1976, PEA, Fast Films, режиссёр Федерико Феллини, авторы сценария Федерико Феллини и Бернардино Дзаппони, композитор Нино Рота

«Казанова по Феллини» - великолепное, зрелищное и невероятно глубокое переложение мемуаров Джакомо Казановы на киноязык. Поскольку стопроцентное авторство «Истории моей жизни» со стороны знаменитого авантюриста и масона так никогда и не было доказано, эти мемуары можно было бы считать вымыслом. А уж как щекоча сознание это сделал великий Феллини, раскрасив своё позднебарочное полотно гофманианскими мотивами, и говорить нечего. Ничего общего с реальной историей этот фильм не имеет – он демонстрирует нам эпоху, будто погружённую за какую-то невероятно искривлённую линзу, которая превращает её в мир, полный красоты, чувственности и отчаяния. Мир Феллини, столь отличный от привычного обывателю мира. В наши дни этот сюжет породил другое невероятно интересное кино, теперь уже называющееся «История моей смерти» каталонца Альберта Серры. Здесь в мельчайших деталях воссозданы жизнь и быт Казановы, до таких подробностей, как, простите, люди в XVIII веке какали, однако погибает в итоге герой от зубов Дракулы… Начинается фильм как сугубо исторический, а заканчивается как полная фантазия автора.

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"История моей смерти", Испания-Франция-Румыния, 2013, режиссёр и автор сценария Альберт Серра, композиторы Ферран Фонт, Джо Робинсон, Марк Вепдагер и Энрик Жунка

Наконец, как же обойтись без отечественной истории! И у нас тоже есть ещё умельцы, способные выдать качественную и смотрибельную фантазию на историческую тему, с реальной историей имеющую мало чего общего.

Псевдоисторическое кино: отдельный жанр или больная фантазия?
"Матильда", Россия, 2017, ТПО Рок, режиссёр Алексей Учитель, автор сценария Алексей Терехов, композитор Марко Бельтрами

«Матильда» Алексея Учителя умудрилась наделать шума ещё до выхода на экраны. В основном возбуждалась на тему этого фильма урапатриотическая общественность, что побудило меня идти в кинотеатр сразу, как только фильм вышел в прокат. И что же я увидел? Всё общественное возбуждение оказалось дутым и лопнуло, словно мыльный пузырь. Потому что, базируясь на историческом материале, фильм совершенно псевдоисторичен. Кшесинская не посещала коронации Николая II и уж тем более не устраивала там истерик. Сам Николай никогда не посещал Ходынского поля после случившейся там катастрофы, и уж тем более не молился там на горах трупов. Да и граф Воронцов в исполнении Данилы Козловского – лишь вымысел. Фильм вновь демонстрирует нам альтернативную реальность, являясь не более, чем фантазией на тему. Но зато какой красивой и чувственной фантазией…

Я бы сказал ещё об одном фильме, который был запрещён к прокату в России и который через явный абсурд и гениальный чёрный юмор ещё раз демонстрирует, как коряво и необъяснимо сюрреалистично порой были устроены сталинский режим, да и весь Советский Союз в целом. Речь о недавней «Смерти Сталина». Однако воздержусь, памятуя о тех ушатах грязи, которые были на меня вылиты в прошлый раз перевозбудившейся аудиторией на тему «Александа Невского» Эйзенштейна. Думающая часть аудитории, полагаю, меня и так поймёт.

Псевдоисторическое кино – самостоятельный жанр кинематографа благодаря таланту своих создателей, способных идти за своей фантазией и придавать ей удивительную форму, чтобы радовать своих зрителей.

Смотрите больше хорошего кино! И всех с наступающими праздниками!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Песочные часы 1. Кочевья крючковатая игла, боль облака над руслом без реки в орнаменты, в пергаменты вплела не те же ли пожарищ языки? Не так же ли ветра верёвки вьют из капель, волн: бесследно растворим, уклончив, околпачен тот уют – и облучён участием Твоим… 2. …и облучён ...
PRODUMAN: сказал не слышат, крикнул не слышат, буду думать Б. ...
Ну вот и началось. Французская спортсменка после бега на 10 000 метров рухнула на асфальт и была госпитализирована. Немецкую спортсменку по прыжкам в длину и вовсе вывезли с стадиона вот в таком виде Алжирская интерсексуальная боксер выиграла золото и заявила, что "прославила всех ...
Танец живота (бэллидэнс) — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как восточный танец. Своеобразие восточного танца ж ...
At the bot­tom of all the trib­utes paid to democ­racy is the lit­tle man, walk­ing into the lit­tle booth, with a lit­tle pen­cil, mak­ing a lit­tle cross on a lit­tle bit of paper - no amount of rhetoric or volu­mi­nous dis­cus­sion can pos­si­bly dimin­ish the over­whelm­ing impor­tance of that point. Нouse of Com­mons, 31 Octo­ber 1944, Sir Winston Churchill Всем ...