Пройти мимо своей судьбы

Блажен, кто
жизнь в борьбе кровавой.
В заботах тяжких истощил,
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
А. Плещеев
Стоит мой дорогой друг возле раковины и занимается своим любимым делом — моет посуду. Нет, прежде ему не казалось это дело любимым. Но после того, как он выучил мантру: «Кто не будет мыть посуду — тот не будет жрать», это богоугодное занятие неожиданно полюбилось. И под аккомпанемент журчащей воды поёт. Я и прежде слышала его пение, но как-то значения не придавала. Однако славный парень Уманчук обострил мою бдительность. Ба! Да ведь то, что я считала изъяном, этот волшебный голос престарелого Джельсомино, от которого закладывает уши и со стен сыпется штукатурка, видимо, зарытый в землю талант. И я говорю:
— Володя, а ведь ты прошёл мимо своей судьбы. Твоя мама должна была в семь лет взять тебя за руку и отвести в музыкальную школу. А потом консерватория, а не ЛИТМО.
Оказалось, что я не первая удивилась, что он не учился пению. Некоторые даже думали, что учился. У него сильный мощный голос, звук зарождается на уровне диафрагмы. Когда он заходит в мою комнату и что-то возбуждённо говорит, то висящая на стене гитара начинает нервно дребезжать и резонировать. Видимо, у Володи бас. Вот ведь как бывает. Получает некто по наследству уникальный инструмент, допустим, скрипку Страдивари. Закидывает на чердак, где она пылится, трескается, на ней лопаются струны, а владельцу она не нужна. Но скрипку можно хотя бы продать. А вот голос… И я развиваю мысль:
― Ты хоть понимаешь, какую жизнь ты потерял? Если бы всё сложилось как надо, ты бы выступал в Большом театре. Да что в Большом! В Ла Скала!
На Ла Скале Володю передёрнуло. Я умею считывать эмоции, это был ужас. Свят, свят, пронесло. Прожил жизнь без Ла Скалы, это ведь сколько мучений было бы, беспокойств, треволнений и адского труда. Нафиг, нафиг! Хотя, думаю, что если бы рядом был кто-то с кнутом в одной руке и с пря... Э! куском варёной курицы в другой и заставлял заучивать мантру «не будешь петь — получишь кнутом и не получишь курицу», то Володя бы пел. Правда, до Ла Скалы бы не добрался. Воля к победе и жажда успеха должны быть внутри, а не снаружи. У Володи нет ни того, ни другого. И жажда успеха важнее воли. Волю ещё можно прокачать, но как себя убедить, что тебе нужно то, что тебе не нужно. Володе успех не нужен. Занятие хлопотное, изнурительное. Какие-то люди будут зачем-то приставать, о чём-то спрашивать. Оно ему надо? Деньги да, деньги — это много вкусной еды. Вот, говорю, устриц бы ел, а не курицу. Не-не-не, устриц он будет есть только под пытками. И вообще, Ла Скала, Ла Скала… Не были мы ни в какой Ла Скале! Нас и здесь неплохо кормят!(ц)
Сидим мы, ждём, когда закипит чайник. Я раскидала пакетики по чашкам. Закипевший чайник выключил свою неоновую подсветку, и… да, Володя ждёт, чтобы это я подняла чайник и разлила кипяток по чашкам. Он это делает подсознательно, согласно своей базовой программе минимализации усилий. Если выдать директиву: «Володя, налей чай» он вздохнёт и исполнит. Но я тоже выполняю свою базовую программу по минимализации усилий, иногда мне легче делать самой, чем давать директивы. Но вот с мытьём посуды — это принципиально: если один готовит, то другой моет посуду. Понятно, что по справедливости занятия должны чередоваться. Но готовить он может только роллтон и доширак, кипятком залил и готово. Я же не буду это есть.
Иногда в мозгу что-то нарушено. Гляньте на талантливого юношу Луку Сафронова. На него без боли смотреть невозможно. Нарушены центры насыщения. Либо твои 300 кг тебя в скором времени убьют, либо тебе надо вести жизнь, наполненную муками голода. Он попробовал и то, и другое, и выбрал первое. Бедный парень.
У Володи повреждён какой-то другой участок мозга. Он ничего не хочет хотеть. Этакий врождённо встроенный дзен-буддизм. Ага, слышу реплику из зала — лень. Нет, лень — это не так тотально. Наша общая знакомая сокрушается, что депрессия, что апатия. Даже не апатия, нельзя нирвану назвать апатией. Счастье-то какое, покушал и лежи. Никто не мучает: а ну встал и пошёл пилить, рубить, сверлить. Депресняк образуется от несогласованности, противоречивости психических структур, когда мотивация, как ошалевшая иммунная система, дающая аутоиммунный ответ, не волю к победе укрепляет, а занимается саморазрушением: «Безвольное ничтожество! Зачем ты живёшь?» А тут полная гармония, ни воли, ни мотивации. Идиллия. Правда, на полу вавилоны мусора, ну так перешагнуть же можно. Из двух дел: перешагнуть или убрать, второе более энергозатратно. Особенно, когда 8 лет не убиралось.
Обломовщина. Да, она самая. Но, слушайте, она не лечится увещеваниями. Ещё как-то можно укрепить слабую волю. Но как научить хоть что-нибудь хотеть, когда человек хотеть ничего не хочет. Только покушать, поспать, погулять и чтобы нервы никто не трепал, заставляя что-нибудь делать.
|
</> |