Просто песня

В эту субботу, когда вся страна (и уж по крайней мере - весь
Интернет) призывал идти на выборы, я видел будущее.
Сегодня, когда все обсуждают результаты, я хочу об увиденном и
услышанном будущем рассказать.
В субботу вечером я попал на концерт в Олимпийском. Это была съемка
грядущего юбилейного выпуска Песни Года. Обычно на такие
мероприятия я не ходок, но тут пришлось: нужно было встретиться с
человеком, и я, что называется, попал.
Я высидел до конца. Я это видел. И я потрясен.
Если нужна какая-то иллюстрация происходящего в стране,
которую умом не понять и аршином общим не измерить - то вот,
Песня Года, главный хит-парад нашей страны, который покажут (и да,
я уверен: посмотрят) миллионы, вполне может быть такой
иллюстрацией!
Сумбурное, хаотичное сочетание нового со старым начиналось с
ведущих, которые неловкими репризами пытались сшить воедино
распадающийся на куски концерт. Пригламуренная пара
Кудрявцева-Лазарев (это только у меня такое ощущение - что их
показывает даже утюг, если включить его в розетку?) представляла
"новое поколение". Наше достославное прошлоепредставляли Татьяна
Веденеева и похожий на свою собственную мумию Юрий Николаев.
Были и другие пары ведущих, и в целом здравая идея -диалога нового
со старым - в итоге выродилась в обмен заученными, вымученными
репликами, которые лишь подчеркивали несовместимость на одной сцене
тех, кто выходилпеть.
Новое, да и старое представляется нашим деятелям от
поп-музыки и ТВ в самом странном, самом лубочном, пошлом своем
виде. Ведь через песню, через мелодию - народная душа являет
себя миру даже там, где нет никаких других доступных средств для
самовыражения. В песня осознает себя, в песне жалуется и радуется,
надеется и возрождается... Сделано было все - чтобы этой
самой душе было не вздохнуть, ни охнуть, чтоб она перестала,
наконец, метаться в поисках чего-то выокого, и даже чтобы плакать и
жаловаться было неуместно... И моя душа под конец этого
поразительного зрелища просто замерла, прозревая страшное,
невыразимое ни словом, ни звуком.
Как будто специально для этого концерта все было отобрано и
вместе подогнано так, чтоб даже ностальгические, близкие
сердцу каждого песни смешивались с таким количеством сумбурного
бреда, - чтобы ничего живого не осталось в памяти наверняка,
с гарантией. Чтобы даже то, о чем помнишь, что любишь - не хотелось
больше вспоминать (и любить). Весь этот пантоптикум был к тому же
щедро посыпан блестками, стразами, пудрой, надушен резкими
духами. Все это претендует на особый стиль: "российский
гламур". Бессмысленный и беспощадный.
Эдита Станиславовна, с хитом пятидесятилетней давности "На тебе
сошелся клином белый свет" (и не помнишь слова, так сами
вспомнятся!) - и певица Нюша, не только без отчества, но и без
фамилии - вслед за ней, с набором звуков.
Кобзон, несокрушимый символ давно потерянной страны, плавившей
сталь и чугун, с хитами былинных времен - и группа Серебро, три
невыразительные, бессмысленно бормочущие тени в нижнем белье,
просвечивающем сквозь вуаль юбок.
Вечный есаул Газманов, в свои шестьдесят выкрикивающий что-то
про "жизнь только начинается" и пугающий партер гимнастическими
кульбитами: а ну как рухнет со сцены, или пиземлится
неудачно...
Киркоров с маленькой девочкой и душераздирающей песней, и вечный
василиск Ротару, которая явно позаимствовала Кащея его главное
сокровище - бессмертие...и сразу за ней - некто Тимати, внешне
напоминающий некрупного гамадрила, а повадками - недавно
прооперированного Шарикова. Леонтьев, страшный, в гриме, в
перьях, ожившая фигура музея Тюссо, и шаманка Ваенга.
Басков с Валерией - с неубедительной, но очень скучной песней о
любви - и некто Настя и Потап, от которых останется неологизм
"чумачечая весна". Чумачечий дом, чумачечий год и чумачечая
страна - у которой вот такой хит-парад года мог получиться!
Я сидел и старался найти хоть какой-то смысл в увиденном. Кто же
может быть настолько не в своем уме - чтобы слушать в одном
концерте Тимати и Кобзона? Буйнова и группу Вельвет? Как
выглядит, о чем думает и что это вообще за персонаж - восторженный
зритель Песни Года-2011? Рядом со мной две немолодые, упитанные и
разряженные дамы бурно хлопали своим кумирам (особенный ажиотаж
вызвал у них Стас Михайлов, который то ли и правда поет все время
одну и ту же песню, то ли они у него друг от друга ничем не
отличаются). Эти женщины были похожи на всех "работников советской
торговли" разом, только вот раньше золотыми были у них зубы, а
теперь - ожерелья. Торжествующее, ликующее, хлопающее - нет, не в
ладони, а в спинку соседнего кресла - мещанство, те самые "
идеальные потребители", адепты этой так называемой
поп-культуры. Они - и главный зритель, и, видимо, главный
избиратель... Иначе это вообще ничем объяснить нельзя.
Вот так я и взглянул на итоги года и одновременно - подсмотрел
немного в будущее. Концерт непременно покажут по ТВ под новый год.
И он будет именно таким, каким и должен быть, в стране с
непредсказуемым прошлым и непроницаемым будущим...
|
</> |