Просто о том, как авторитаризм убивает страну
nesmeyanoff — 25.08.2021До сих пор помню замечательный эпизод из советской жизни.
Иду себе по улице уездного города Н., рюки в брюки, в ус не дую. Молод, почти счастлив, трава зеленая, небо голубое. Уж точнее зеленее и голубее, чем сейчас.
И вдруг... И вдруг что-то происходит. Сперва я не понял что и подвергся панической атаке. Метеорит? Ядерная война? Пора бежать в укрытие?
Озираюсь по сторонам и вижу, как со всех концов, куда только можно кинуть взгляд, бегут что есть мочи... женщины! Бегут, побивая все мыслимые и немыслимые олимпийские рекорды.
И бегут в одну точку, в некий эпицентр. Эпицентр, в котором находился Центральный универмаг нашего Городка.
Что такое?!
И вдруг слышу: «Валя! Валя! Беги скорей! Занимай очередь! Сапоги привезли!..»
Вон оно чо, Михалыч.
Небо, самолет.., Сапоги, очередь, девушка.
У мужчин свои очереди были. Отец мой, к примеру, весь совок ходил отмечаться в очереди за автомобилем. Так и не достоялся.
И отец и мать стояли в очереди на квартиру. Мама таки достоялась к концу 80-х, собрались ей вроде давать... однушку. Но незадолго до этого у нас умерла бабушка, и стала выполняться вшивая совковая «норма жилья» на одного человека, что-то около 12 кв.м.
И маме показали кукиш.
Ну и плюс постоянные очереди за всем другим — за маслом, за сахаром, еще за чем-то.
Вот за мясом очередей не было за неимением самой причины, то есть мяса.
Люди бились не на жизнь, а на смерть в очередях за некими «суповыми наборами», то есть костями, пахнущими мясом.
Все это вкупе нет, нет, да и наводило меня, молодого советского патриота, на недоуменные вопросы. Нет, нет, да спрашивал я у себя (а у кого же еще?) — а почему нельзя наделать достаточно сапог, автомобилей, гондонов в конце концов?
Про туалетную бумагу врать не стану, не спрашивал. Потому что даже не думал, что такое вообще может быть при наличии замечательной газеты «Правда». Впрочем, позже вяснилось, что газета «Правда» и туалетная бумага и в самом деле две вещи несовместные.
Газета «Правда» и туалетная бумага — две вещи несовместные...
По мере взросления я прошел достаточно суровую школу жизни, и кое-что стало проясняться.
Особенно всё разложилось по полочкам тогда, когда я понаблюдал в течение 15 лет изнутри, как авторитарная модель управления одним отдельно взятым бизнесом убивает этот самый бизнес, и за счет чего такой «бизнес» живет, если продолжает жить.
Более всего к авторитарной модели управления подходит вот эта иллюстрация:
Это животное называется носорог.
Движется оно руководствуясь своими сиюминутными интересами и, как известно, если ты стоишь у него на пути, то это целиком и полностью твоя проблема.
Носорог не склонен к размышлениям и поиску оптимальных путей.
Его интересует только то, что находится в пределах видимости. А ваше мнение его не интересует вообще от слова совсем.
Именно в такое животное превращается власть любого толка — от мелкой провинциальной фирмы до Кремля — если она лишена в принципе оппозиции, выведена из-под критики и, что хуже всего — избавлена от ответственности.
Причем принципиально выведена, принципиально лишена, принципиально избавлена.
В России почему-то считается, что некое «единство» во мнениях «сплачивает» недосплоченных и способствует воплощению планов громадья.
Спору нет, коллективом безусловно можно сотворить нечто выдающееся
Но что получается на деле?
На деле оказывается, что просто-напросто некому обратить внимание Высокого Руководителя на то, что кое-какие вещи делать ни в коем случае нельзя.
При этом мало еще «обратить». Кое на какие вещи не просто нужно «обращать внимание», но и нужно запрещать их делать!
Например, в Российской Империи можно было бы запретить царю ввязываться в русско-японскую войну или в первую мировую.
Можно было бы ему запретить расстреливать народ.
И это избавило бы страну от 1917 года, а самого царя вместе с его семьей — от расстрела.
Но кто ж ему запретит, если царь принципиально выведен из-под критики и избавлен от ответственности за свои действия?
В СССР можно было много кое-чего запретить делать Сталину, и тогда не было бы войны и разгула уголовщины.
После Сталина можно было бы запретить коммунистам делать ставку на копирование устаревших зарубежных образцов электроники, о чем мы писали, вместо развития своих собственных технологий, и тогда бы счетчик развала СССР не включился бы или тикал значительно медленнее.
Я уж не говорю про ввод войск в Афганистан, сделавший развал СССР практически неотвратимым.
Это не просто нужно было «запретить» делать руководителям совка, а больно ударить их по рукам за само такое поползновение.
Только кто же это запретит?
Всё это работает совсем иначе.
Руководители в авторитарных системах окружают себя людьми, которые по разным причинам им «дуют в уши» только то, что эти руководители хотят слышать. Кто-то из таких людей «сам такой», кто-то ловко прикидывается, но все думают прежде всего о своем личном положении и о своих личных деньгх и привилегиях при этом самом «руководителе»
Да что уж там «деньги и привелегии»! Попав в немилость к Сталину, можно и вовсе оказаться у стенки, и не просто у стенки, а еще и после мучительных пыток, когда стенка является желанным избавлением.
Поэтому в рядах приближенных к власти разворачивается нешуточная борьба за место под «солнцем», то есть за лучшие места и более жирные куски при несменяемом, выведенном из-под критики и избавленном от ответственности вожаке стаи.
Ни о какой «оппозиции», ни о какой «критике», ни о какой «ответственности» (кроме ответственности слабого перед сильным) речи в такой системе уже не идет в принципе.
Понятное дело, что тут уже словечки типа «ум», «честь», «совесть», «светлое будущее», «развитие» и так далее приобретают значение всё более ритуальное, а члены стаи, произнося их, заняты всё больше защитой собственного зада и внимательным наблюдением, не подставит ли кто-нибудь случайно зад свой.
И уж нечего говорить о том, что когда Вожак вдруг решает «присоединить» Крым, то никто не осмелится даже заикнуться о том, что делать этого категорически нельзя, потому что это просто-напросто самоподписанный смертный приговор с отсрочкой на неопределенное, но всё-таки не очень долгое время.
При этом — что поразительно! — все всё понимают. Недаром же сразу после 2014 года в России начал катастрофически падать потребительский спрос, а вслед за этим сдуваться деловая активность.
Люди ведь это всё же не носороги, и в голове у них — у многих из них — вещества поболее, чем у носорога.
И даже в Госдуме наверняка большинство понимает, в какую нехорошую историю все они вляпались в 2014 году, и вляпали Россию.
Но...
Но Власть в РФ принципиально выведена из-под критики, принципиально лишена оппозиции, принципиально выведена из-под ответственности.
Это означает, что власть в РФ — безответственна.
Это, в свою очередь, означает, что в РФ отсутствует защита от дурака.
В РФ в системе власти отсутствует защита от дурака
А также отсутствует защита от негодяя, мерзавца, проходимца, лгуна.
Зато присутствует и «прекрасно» работает защита от честных людей, от ума, от чести, от совести.
Это всё возникает не сразу. Страна приходит к этому в результате своего интеллектуального вывиха. В России упорно не хотят понять, в чем заключается «мина замедленного действия» для страны. А она заключается именно в принципиальном уничтожении оппозиции, в принципиальном выведении власти из-под критики, в принципиальном освобождении власти от ответственности.
«Мина замедленного действия» для страны заключается в принципиальном уничтожении оппозиции, в принципиальном выведении власти из-под критики, в принципиальном освобождении власти от ответственности.
Между прочим, выборы (честные) — это тоже форма ответственности власти. Если некая Элла Памфилова яростно борется «за стабильность», устраняя с выборов альтернативных кандидатов, то она борется тем самым (кроме своего личного кошелька) еще и за вывод из под ответственности ныне действующих руководителей страны.
То есть наносит стране вред.
То есть совершает преступление против страны.
Результатом таких преступлений становится всего ничего — отсутствие товаров в магазинах (или рост цен на товары, равносильный для растущей массы бедноты отсутствию этих товаров), гробы с останками молодых парней, погибших на чужбине «за пацанов», общая деградация, стагнация, кризис, хаос, смута.
Что характерно, за мнимыми «победами» вроде «крымской весны» и неоднократной победой над ИГИЛ в Сирии следуют вполне реальные геополитические поражения страны и вытеснение ее отовсюду. Но это обстоятельство разумеется замалчивается, тогда как сомнительные пирровы «победы» раздуваются придворным лжецами, преследующими интересы своего личного кармана, а не интересы Родины, до небес.
Но если давить оппозицию, то это не только не приведет к какому-то «прорыву», но и в конечном счете приведет к еще более худшим результатам, и в этом Россия убеждалась и в 1917 году, и в 1991-м. Давил, давил царь оппозицию — получил в итоге 1917 год. Давили, давили коммунисты оппозицию — получили в итоге 1991-й. Но уроки в России категорически не впрок. Теперь оппозицию давят нынешние, и уже основательно приблизили Россию к новым катаклизмам.
А дело всё в категорическом непонимании что для того, чтобы носить очки, мало быть умным — надо еще плохо видеть.
Если разбить зеркало, рожа от этого более прямой не станет.
Если посадить Навального, крымский фарш от этого назад не прокрутится и вопросы к людям, захватившим власть в РФ, никуда не исчезнут. Не только сегодня не исчезнут, но что хуже всего для них — не исчезнут ни завтра, ни послезавтра.
Чтобы Ил-112 летал, а не падал, Рогозина надо сажать за коррупцию до того, как он посадит своего малолетнего сынка на кормление в «Ильюшин».
Но... Но в России власть принципиально лишена оппозиции, поэтому в Госдуме никто не смеет вякать против власти, какие бы она не совершала катастрофические ошибки, не говоря уже о прямом запрете «президенту» творить те или иные вещи.
Но в России власть принципиально выведена из-под критики, поэтому критикуют ее только по углам, по щелям, на кухнях — как было заведено еще со времен царя гороха.
Но в России власть принципиально освобождена от ответственности, поэтому Путин наломает огромную гору дров без всяких последствий для себя до тех пор, пока его не вынесут из Кремля.
В РФ начала 20-х дело уже дошло до того, что лица, захватившие власть, в панике и страхе за последствия для себя лично заняты просто избиением невиновных и безоружных собственных граждан.
А самолеты падают, а экономика стагнирует, а Россия отовсюду на мировой арене вытесняется.
Ну а «патриоты» будут продолжать недоумевать после очередного трескучего парада, почему в их селения нельзя провести газ, почему нельзя сделать нормальные туалеты, почему нет нормальной медицины, почему санкции, почему хуянции, почему вшивая зарплата, почему хуевые дороги, почему, почему, почему...
Потому что проклятые пиндосы гадят, а вы что подумали?