Простая девчонка: Как Моана сломала старинную традицию Disney

В зарубежный прокат вышел новый анимационный фильм студии Disney "Моана 2". Полнометражный мультик об обитательнице тропических островов вполне может стать одним из лидеров кассовых сборов по итогам года – зрители с удовольствием идут в кино посмотреть на рисованные экзотические пейзажи под заводную музыку. В то же время критики не слишком довольны уровнем качества сиквела – говорят, продолжение уступает оригиналу в душевности и эмоциональности. Что же, мы обязательно обсудим вторую часть позже, когда она так или иначе выйдет в России – а пока мне хотелось бы рассказать вам одну маленькую историю о первом фильме и его юной героине. Маленькую историю с большими последствиями для студии Disney...

Оригинальная "Моана" вышла в самом конце 2016 года и сразу стала большим событием – героиню не просто полюбили зрители, сама концепция окончательно закрепила в Disney тренд к тому, чтобы сделать новых женских персонажей более современными, энергичными, самостоятельными. Героини первых полнометражных анимационных фильмов студии Уолта Диснея были взяты из старинных европейских сказок и имели хорошо понятные черты характера – Золушка, Белоснежка, Спящая красавица отличались добротой, кротостью, их сюжетная линия непременно вела к романтическому финалу. Всё, как положено Принцессам.

Знаменитый Золотой век Disney, стартовавший с "Русалочки", не спешил менять этот архетип – да, новые героини стали более независимыми, но вперед их вела всё равно любовь. Ради любви к Принцу Ариэль пошла на сделку с Урсулой, сочувствие Белль вернуло Чудовищу его человеческий облик, Жасмин готова на всё, лишь бы избежать нежеланного брака и найти настоящую любовь. Да что там, реальную историю Покахонтас пришлось изменить до неузнаваемости с одной только целью – между дочерью индейского вождя и английским капитаном должны были вспыхнуть чувства! Дерзкими нарушителями традиций выглядели только Мулан и Мерида, да и то – первая в итоге влюбляется в Ли Шаня, а история второй начинается с нежелания идти под венец с тем, кого выберет отец.

Настоящее разгибание традиционных скреп началось чуть позже. "Принцесса и лягушка", "Рапунцель", "Холодное сердце" – в этих мультфильмах студия уже не ставила романтический интерес своих ведущих персонажей во главу сюжета. Оказалось, что Диснеевские Принцессы могут творить свои хорошие и плохие поступки, опираясь не на чувства к своему избраннику, а из каких-то иных побуждений. Ничего себе! Тиана в "Принцессе и лягушке" в гораздо большей мере, чем любовью, увлечена ресторанным бизнесом. Рапунцель ищет родителей, а проныра Флинн ей только мешает, в "Холодном сердце" традиционный любовный интерес и вовсе оказывается злодеем, а подлинная любовь в этом фильме показана через чувства двух сестер друг к другу.

Вишенкой на торте этого попрания устоев стала "Моана" – главная героиня этого фильма вообще не имеет никаких романтических устремлений. По сюжету девушка отправляется в путешествие по океану, чтобы освободить полубога, приглядывавшего за ее родным островом. Ее контакты с представителями противоположного пола не выходят за пределы дружеских, а главной целью и смыслом похода остаются познание себя и формирование собственного независимого характера. В отличие от всех предыдущих мультфильмов Disney о Принцессах, в "Моане" вообще не затрагивается вопрос замужества – героиня ни с кем не помолвлена до приключений и не связывает жизнь после. Больше того, судя по всему, брак ей не нужен даже для того, чтобы стать вождем своего племени на острове...

Тут я захожу на территорию, которая с недавних пор стала в нашей стране серой, поэтому сразу оговорюсь – мы здесь против феминизма и хоть какой-то самостоятельности женщины. Дело Моаны в традиционном обществе – варить щи из кокосов, стирать фиговые листки своим островным мужчинам и рожать детишек, пока "рожалка работает" (via депутат Ильтяков). Всяческие поиски себя, сомнения в своем предназначении, выбор путей саморазвития и постижения вселенской мудрости – это западные нарративы, насаженные нам (и темным папуасам) сверху Соросом во времена алкоголика Бориски. С гневом отвергаем!

Однако, не только отсутствием романтического интереса в сюжете отличилась первая "Моана" – студия изначально решилась на грандиозный эксперимент, радикально меняющий подход к формированию образа главной героини! А началось всё с того, что в изначальном варианте сценария никакой Моаны не было вообще. Да-да, в первых сюжетных черновиках главным героем фильма был Мауи – он должен был сам разбираться со своими проблемами, прорываясь к заветной цели сквозь сопротивление персонажей мифов племен Полинезии. Однако, когда режиссеры Джон Маскер и Рон Клементс посетили Фиджи, Таити и Самоа, они загорелись желанием внести в историю больше традиционного колорита. И сделать это было проще всего через переключение фокуса на местного жителя. Вернее, жительницу.

Погрузившись в легенды и мифы, а также в современный быт жителей тихоокеанских островов, создатели "Моаны" захотели максимально точно перенести на экран детали культуры и искусства этих народов. Ради этой благой цели был создан целый фонд Oceanic Story Trust, привлекший ведущих историков и исследователей региона. Студия озаботилась привлечением к своей работе не только высоколобых ученых, но и самых простых представителей коренных народов Полинезии – некоторые даже поучаствовали в озвучании мультфильма (забегая вперед, отмечу, что сиквел официально переведен и озвучен на гавайский и язык маори – впервые в истории). Но самое интересное произошло на этапе рисовки концептов, аутентичность сюжета потребовала нового подхода к внешнему облику героини.

Знаете ли вы, что всех предыдущих Принцесс авторы Disney с кого-то срисовывали? На протяжении всего существования студии художники вдохновлялись при прорисовке черт лица главных героинь анимационных фильмов реальными прототипами. Чаще всего прообразами служили знаменитости того времени, популярные артистки или актрисы, которые озвучивали данного персонажа. Иногда в основу образа ложились детали внешнего облика кого-то из родственников художника, а порой приходилось срисовывать отдельные штрихи с популярных и не очень произведений искусства. Но с Моаной этот способ не работал. Нет сколько-то известных молодых представительниц маори, ни у кого на студии не было родственников из числа коренных народов Гавайских островов, художникам просто не на что было опереться.

Поэтому – тадам! – Моана стала первой Диснеевской Принцессой, которая "родилась" не в попытках воплотить какие-то идеальные черты или ухватить совершенство, воспетое кем-то прежде. Девушку рисовали, буквально, с натуры – студия отправила в командировку несколько художников, чтобы те понаблюдали за девушками, живущими на Фиджи и Самоа, запечатлели всё самое простое, но в то же время оригинальное, что есть в их чертах, ну, и подарили миру Принцессу, в которой нет ничего "аристократического" или "королевского". Нужно было нарисовать Простую Девчонку, такую девушку, которую легко можно встретить на гавайском пляже или среди пальм на атоллах Океании. Вместо стремления к совершенству, в Disney сделали шаг в сторону доступности, социальной близости и чистого природного обаяния.

Может, это и не выглядит особенным достижением, но вообще-то для студии этот эксперимент стал первым шагом на пути радикальных изменений – Disney, можно сказать, стала взрослее. Обращение к приземленным, обыденным образам делает персонажей ближе к аудитории – теперь, чтобы быть похожей на принцессу, юной зрительнице не нужно стремиться к недостижимым идеалам женской красоты и завышенным суперзвездами стандартам. Красота может быть и внутренней. С другой стороны, популярность "принцессы из народа" открывает перед сценаристами и режиссерами студии дверь в сюжеты, более точно представляющие различные культуры. Не то чтобы прежде это вызывало какие-то трудности, но теперь мы можем рассчитывать на аутентичность в представлении персонажей и ситуаций, выходящих за пределы привычных американскому зрителю пузырей. Глядишь, и условная обновленная "Анастасия" будет больше похожа на русскую, чем на стереотипную мультяшную девчонку.

Смогут ли авторы "Моаны 2" когда-нибудь сказать, что и они внесли заметный вклад в развитие студии, что они переставили авторское видение на новые рельсы, что с их работой раздвинулись горизонты? Это хорошие темы для обсуждения на будущее. И мы к "Моане 2" еще вернемся. А пока новый фильм еще не пришел в наши кинотеатры, предлагаю еще раз отправиться в первое путешествие Моаны и Мауи – вспомнить классные песни, еще раз пережить опасные приключения, посмеяться над шутками героев и покусать ногти в момент драматического напряжения. Мульт действительно получился хорошим, а персонажи яркими. Настоящие народные герои. Принцесса без короны.

Рассказывайте в комментариях о своих впечатлениях от просмотра "Моаны" – как вам Принцесса без аристократических корней? А может, вы уже посмотрели сиквел – тоже делитесь ощущениями, это интересно. Я же пока переключусь на другие темы, хочется рассказать и о новых релизах. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, тянитесь к океану, и...
Увидимся в кино!
|
</> |