Просо в жизни и смерти кочевников
andvari5 — 07.08.2020Ну раз уж речь в недавнем посте заходила про хунну, то неплохо было бы снова завести о них речь. Попалась какое-то время назад одна статья, показалась интересной, хотя все эти хунну - далеко не из моей непосредственной сферы интересов. Итак, в Монголии был обнаружен курганный могильник Ноин-Ул. В курганах, как и положено, лежали погребенные-хунну. При этом в каждом из четырех курганов кочевников была обнаружена россыпь проса. Находка уникальная не только потому, что хунну кочевники, но и потому, что растительные остатки очень редко сохраняются. Этой возможностью воспользовались исследователи и изучили просо из хуннских погребений в Ноин-Уле.
Слой семян в погребениях располагался по разному. Где-то зерно было рассыпано на ковре, где-то на полу, где-то на дне гроба. В отдельных случаях просо было помещено в небольшие мешочки, расставленные по стенкам погребальной камеры. Определить, что это именно просо удалось не сразу - для этого привлекли гербарные фонды Всероссийского института растениеводства.
Как же оно оказалось у хунну? Авторы указывают:
"Известно, что зерно было важной частью подарков, которыми ханьский Китай «покупал» у хунну спокойствие своих границ. Из всех зерновых культур, выращиваемых в Китае, к хунну поступало в основном просо. В числе поставок хунну зерновых упоминается еще и рис, но в этот период он даже у самих китайцев считался дорогим угощением. Дело в том, что в то время рис культивировался, главным образом, южнее Среднекитайской равнины, а для более северных районов был не характерен, хотя небольшие посевы риса существовали и на этих территориях. Ханьские дары зерном были не велики (около 100 тыс. л ежегодно) и, скорее всего, оседали в основном в ставке шаньюя, верховного правителя хунну (Крадин, 2002)....
... Но зерно, которое было обнаружено в трех элитных ноин-улинских курганах, вряд ли имело отношение к императорским поставкам: оно было грубо очищено, либо не очищено вовсе. Приношения же императорского двора, как известно, делались хорошо очищенным зерном высокого качества, что оговаривалось особо".
Предложено несколько вариантов происхождения этого зерна:
"Так, выдающийся российский археолог и историк А.П. Окладников считал, что «земледелие в Монголии вплоть до недавнего прошлого существовало только в районах, находившихся под прямым влиянием китайцев. В других же местах, где господствовала исконно монгольская скотоводческая культура и незыблемо сохранялись древние традиции, земледелие было настолько чуждо монголам, что вскапывать землю вообще считалось опасным… потребности в растительной пище удовлетворялись собирательством» (Окладников, 1962, с. 424—425). Другим источником растительной пищи «у кочевников-гуннов» стали, по мнению ученого, опирающегося на археологический материал и письменные данные, «земледельческие колонии, в том числе из пленных китайцев» (Там же, с. 431).
Впрочем, авторы считают, что ноин-улунское просо использовалось не для пищи, а выполняло ритуальную функцию. У ханьцев просо участвовало в разнообразных обрядах, в том числе и ритуальных. Присутствие проса должно было способствовать возрождению человека. Вероятно, эти мифологические мотивы заимствовали и хунну.
Статья об этих курганах называется "И душа возродится, как зерна просо" и опубликована здесь.
Наука из первых рук.25 Мар 2013 , Когда наука опережает фантазию , том 48, №6
https://scfh.ru/papers/i-dusha-vozroditsya-kak-zerna-prosa/
Тем не менее, в пищу просо тоже употребляли. Например, в статье "Еconomic Diversification Supported the Growth of Mongolia’s Nomadic Empires"
приведены результаты изотопного исследования 137 жителей Монголии от 4400 г. до н.э. до 14 века нашей эры. Выяснилось, что начиная с 800 г. до н.э. употребление культурных растений увеличивается. Авторы пишут, что почти наверняка это было просо. Интересно, что наибольшая интенсивность употребления проса (от 3 до 26%) была связана с "имперскими" периодами, связанными с хунну и более поздними монголами. Причем часть проса вполне могла быть не импортируемой, а родной, монгольской. Об этом свидетельствуют археологические следы земледелия.
Как бы то ни было, употребление проса некоторыми скотоводами вещь довольно старая и известная за несколько тысяч лет до хунну. Например, прямо здесь, в Черноземье, в среднем бронзовом веке некоторые местные катакомбники употребляли просо. Авторами одного из изотопных исследований было высказано предположение о существовании евразийского просяного пути, по которому с востока просо шло по степи на запад. Об этом я писал здесь. Ну, а возвращась к хунну, стоит упомянуть, что их вероятные наследники - европейские гунны старую добрую традицию не забыли, значительно ее усилив. По крайней мере, некоторые группы
|
</> |