Прощай, "Сто сорок третья"!

топ 100 блогов ru_travel03.09.2014
Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого – торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.



Драга – это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга – уникальная 600Д (драга № 601 объединения "Лензолото"), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь "Шестьсот первой" незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора – очень символично.

На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината "Индигирзолото", в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем "Шестьсот первая". Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли – хоть что-то пригодилось.

Тарынские драги называли по заводским номерам – имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы "Сто сорок третьей".

2.




3.
Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.




4.




5. Наверху – драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.




6.




7.
"Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив".




8.
Разор и запустение внутри.




9.




10.
Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.




11.
Питание – без отрыва от производства, прямо на драге. Время – золото!




12.




13.




14.
"Родопи". Очень популярные были сигареты, болгарские – почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.




15.




16.




17.
Перекрещивающиеся металлические балки – это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.




18.
Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного "содержания в породе", выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.




19.




20.
Особо неустойчивых предупреждают: "Драгоценный металл – собственность государства". Но хищения были. Всегда. Даже в суровое "сталинское" время.




21.
Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы "Монтана".




22.




23.
Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая – в отвал.




24.
Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение – дело мокрое!




25.
Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.




26.




27.




28.




29.




30.




31.




32.




33.




34.




35.
Кажется, что люди ушли совсем недавно...




36.




37.
"Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!"




38.




39.




40.
Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.




41.




42.




43.
Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.




44.




45.




46.
На самый верх, в драгерку.




47.




48.




49.




50.
Капитанский мостик забытого корабля.




51.




52.




53.




54.




55.




56.




57.




58.




59.




60.




61.




62.




63.




64.
"Слава труду! Слава КПСС!" – да, куда ж без этого...




65.
Прощай, "Сто сорок третья"! Ты хорошо послужила стране.




66.
А вот – типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.




67.
Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.




68.
Зато ручьи-притоки, которым "посчастливилось" оказаться пустыми – не золотоносными – сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.




69.
Жизнь продолжается!



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
15 репостов по 50 ЖЖЖ. СК больше 150 Запись для репоста -  http://blizz-ak.livejournal.com/580376.html Оплата завтра, 11 июля, в течение дня. Не забываем комментировать! И френдить, если этого еще не ...
...
Обычно мужчины надевают что попало и не очень следят за модой. А не помешало бы учить парней с детства, что есть такая одежда, которую с определённого возраста носить нельзя. Ну вот нельзя и всё тут. Предлагаем вашему вниманию дюжину красноречивых примеров: Рубашки с явно вспученной ...
Бодайбо - маленький городок (12 тыс. жителей) на берегу Витима в 1500 километрах по дорогам от областного Иркутска и 220 от ближайшей БАМовской станции Таксимо . В прошлой части я рассказывал о нелёгком пути сюда и соседнем посёлке гидроэнергетиков Мамакан. Сегодня погуляем по ...