Прощай, мой Летний сад!

Но потерю старого Летнего сада (он открылся после двухлетней реконструкции только что, в конце мая) рассматриваю, как расставание со старым другом.
Последние годы перед реконструкцией сад был слегка запущенным, разросшиеся липы не пропускали на аллеи солнце, а газон казался лысоватым и неопрятным. То есть сад объективно требовал восстановления. Хотя оставались частью еще подлинные итальянские статуи, создающие настроение. Привлекали просторные аллеи, где люди бродили, не задевая друг друга. Был открыт вид на Лебяжью канавку, на Фонтанку.
До реконструкции центральная аллея выглядела примерно так (фото из интернета):

Низенький кустарник не препятствовал взгляду, всегда опережающему шаг. Глядя поверх его через газоны, можно было увидеть соседние, параллельные аллеи.
Теперь все иначе. Там, где находились круговые площадки, сейчас устроено несколько фонтанов. Сразу вокруг них создается толчея, а с учетом почти глухих зеленых заборов всюду, кажется, что ты попал в какой-то загон (ниже моё фото от 11.06.2012):
О новых зеленых заборах стоит сказать отдельно. Эти кусты уже выше человеческого роста, к тому для сохранения формы подперто зеленым "штакетником" в клетку. Выставлены такие заборы по всему саду, идешь как по узкой деревенской улочке. Голова вправо-влево - ничего, кроме заборчиков.
На одной из боковых аллей - там людей все же поменьше - удалось заснять обновленный пейзаж. Там видны и заборчики, и берсо - крытая решетчатая галерея -, и меня объектив захватил (из десятка снимков только один оказался без посторонних людей перед объективом) :
Разумеется, новое поколение петербуржцев и гости города воспримут и такой сад, как данность, и все равно будут восхищаться им. Но это будет уже их сад, не мой и не наш.
Беда нового сада в его тесноте для того количества людей, которое он принимает. Сад, как известно, подвергался разрушениям при наводнениях, пострадал в Отечественную войну, и, как следствие, неоднократно перестраивался, менял архитектуру, стиль, убранство. И то, что сейчас "реконструировали", по словам специалистов, представляет эклектику нескольких периодов оформления данного сада. Кроме того, в царские времена вход в сад для простолюдинов был ограничен, потому и в приватных боскетах, огражденных забрами, тесноты не наблюдалось.
Мне трудно представить, чтобы в ту толчею, что попала на фото №2, месье приводил гулять Женю Онегина.
А "дедушка Крылов" сидит на своем месте, на постаменте, как прежде, в окружении зверья. Но теперь еще и в загончике-боскете, откуда ведет на аллею лишь узенький выход.
|
</> |