Пропроекты

топ 100 блогов angels_chinese25.12.2010 Прочел по мотивам баталий вокруг проекта по "Обитаемому острову" пост Вадима Нестерова. Вкратце содержание поста сводится к тому, что фантасту в России сейчас один путь - в проект, и иначе быть не может. Потому что чисто коммерческая ситуация в нашем издательском бизнесе нынче такова, что ни один автор, даже самый талантливый, в ближайшие годы не может надеяться раскрутиться настолько, что сможет жить, продавая исключительно свои сольные вещи. Все, ушел поезд – если ты не успел в достаточной степени раскрутиться в 90-е, начале 2000-х, сегодня у тебя шансов нет, потому что чтобы подтянуть к автору широкую аудиторию, надо его «раскручивать» - даже самого талантливого. Делать ему рекламную кампанию. Чего издательство в случае отдельного автора делать не будет ни в коем случае. По самым разным причинам, следовательно, в проектах работают практически все молодые и талантливые без кавычек, вся «новая волна» нашей фантастики, молодая поросль, которой мы так гордились и на кого возлагали надежды.

Это всё очень блаародно, но я знаю по меньшей мере два случая, когда молодому и талантливому, без иронии, автору отказали в издании сольной книги и тем (пусть и в числе прочих причин) подтолкнули к проекту (имен не будет). Вряд ли это единичные случаи. При этом Вадим подает ситуацию как естественную, что меня, скажу честно, напрягает.

Вот тезис, который я хотел бы опровергнуть. Очень простой тезис. Если говорить о фантастике, Россия - единственная страна в мире, в которой проектная литература побеждает или победила описанным выше способом непроектную.

Я очень хотел бы опровергнуть этот страшненький тезис. Но мне лично опровергать его нечем.

В США и Англии, за которыми я слежу пристально, ничего такого не произошло и происходить не собирается. Проекты и трибьютарные сборники а-ля "Песни умирающей Земли" мирно уживаются с потоком непроектной литературы, в котором, понятно, девять десятых - дурные сериалы, но чтобы автор вынужден был писать в проект, потому что иначе - никак, - такого в англофантастике нет.

Во Франции, за которой я слежу чуть менее пристально, тоже победы проектов не наблюдается.

И в Японии - нет. В принципе, за проектную литературу можно было бы выдать ранобэ, но и фантастика в Японии очень даже есть.

В Эстонии фантастики мало, а проектов я не вижу вообще.

Германия? Италия? Китай? Сомневаюсь. Но буду рад услышать любые соображения по теме.

Отдельный вопрос - "почему именно Россия?". Ответов я вижу два - (1) потому что такие тут издатели и (2) потому что такие тут читатели. Будучи космополитом, в ответ (2) не верю ни на секунду.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наш водоем темней всех рек, озер и морей. Где правят голоса, бывает мало людей. Но тихий разговор понять поможет быстрей, Что сотворили мы с короткой жизнью своей. ...
После летней отпускно-костро-болезненной паузы снова пошёл на тренировку. Блин, какое это классное ощущение! Я хочу обратиться ко всем: люди, бросайте свои компьютеры и бегите в спортзал! Я серьёзно! Я не буду нести обычную ерунду про здоровый ...
Привет, Морена! Вот ты пишешь о том, что непорядочно пользоваться человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Я знаю, что в таких ситуациях преградой для использования должна выступить совесть, эмпатия и принципы. Но как быть инцелам? Допустим мне, я небогат, некрасив и ...
Декабрь оказался довольно богат на приглашения на различные мероприятия. Не успел я написать отчет о походе в театр... ...как уже сегодня мне на почту пришло письмо с приглашением на тренинг для мужчин по технике достижееия струйного оргазма у девушек. Вот думаю, идти или не идти? Что ...
Сегодня моим коллегам из направления «Артпарад» позвонили из спонсирующей их смену на Селигере компании «Молескин». В «Молескин», оказывается, уже успел поступить звонок из газеты «Коммерсант». Журналист(ка?) напористо спрашивала менеджера ...