Пропроекты

топ 100 блогов angels_chinese25.12.2010 Прочел по мотивам баталий вокруг проекта по "Обитаемому острову" пост Вадима Нестерова. Вкратце содержание поста сводится к тому, что фантасту в России сейчас один путь - в проект, и иначе быть не может. Потому что чисто коммерческая ситуация в нашем издательском бизнесе нынче такова, что ни один автор, даже самый талантливый, в ближайшие годы не может надеяться раскрутиться настолько, что сможет жить, продавая исключительно свои сольные вещи. Все, ушел поезд – если ты не успел в достаточной степени раскрутиться в 90-е, начале 2000-х, сегодня у тебя шансов нет, потому что чтобы подтянуть к автору широкую аудиторию, надо его «раскручивать» - даже самого талантливого. Делать ему рекламную кампанию. Чего издательство в случае отдельного автора делать не будет ни в коем случае. По самым разным причинам, следовательно, в проектах работают практически все молодые и талантливые без кавычек, вся «новая волна» нашей фантастики, молодая поросль, которой мы так гордились и на кого возлагали надежды.

Это всё очень блаародно, но я знаю по меньшей мере два случая, когда молодому и талантливому, без иронии, автору отказали в издании сольной книги и тем (пусть и в числе прочих причин) подтолкнули к проекту (имен не будет). Вряд ли это единичные случаи. При этом Вадим подает ситуацию как естественную, что меня, скажу честно, напрягает.

Вот тезис, который я хотел бы опровергнуть. Очень простой тезис. Если говорить о фантастике, Россия - единственная страна в мире, в которой проектная литература побеждает или победила описанным выше способом непроектную.

Я очень хотел бы опровергнуть этот страшненький тезис. Но мне лично опровергать его нечем.

В США и Англии, за которыми я слежу пристально, ничего такого не произошло и происходить не собирается. Проекты и трибьютарные сборники а-ля "Песни умирающей Земли" мирно уживаются с потоком непроектной литературы, в котором, понятно, девять десятых - дурные сериалы, но чтобы автор вынужден был писать в проект, потому что иначе - никак, - такого в англофантастике нет.

Во Франции, за которой я слежу чуть менее пристально, тоже победы проектов не наблюдается.

И в Японии - нет. В принципе, за проектную литературу можно было бы выдать ранобэ, но и фантастика в Японии очень даже есть.

В Эстонии фантастики мало, а проектов я не вижу вообще.

Германия? Италия? Китай? Сомневаюсь. Но буду рад услышать любые соображения по теме.

Отдельный вопрос - "почему именно Россия?". Ответов я вижу два - (1) потому что такие тут издатели и (2) потому что такие тут читатели. Будучи космополитом, в ответ (2) не верю ни на секунду.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Масло персика: питает волосы, способствует глубокому увлажнению, придает блеск и гладкость.
С некоторой периодичностью я перехожу одну и ту же границу вот уже болие года, и всякий раз сюжет развивается непредсказуемо. Первые 5 лет влетов в Европу отучили меня печатать ваучеры и обратные билеты, потому как их никогда не спрашивали. Трудности если и были, то например при ...
Может конечно я и преувеличиваю, но я вспоминаю именно своё детство и моих друзей. Первым любимым журналом был именно "Весёлые картинки". Позже по мере взросления вкусы менялись. Позже я полюбил "Мурзилку", потом "Пионер" и "Юный техник", ещё позже "Уральский следопыт" и "Вокруг ...
...
10 сентября ушел из жизни Далтон Трамбо (1905-1976), голливудский сценарист, до сих пор являющийся фетишем культурной Америки, о чем свидетельствует успех фильма «Трамбо» с Брайном Крэнстоном в главной роли. ...