Пропроекты

топ 100 блогов angels_chinese25.12.2010 Прочел по мотивам баталий вокруг проекта по "Обитаемому острову" пост Вадима Нестерова. Вкратце содержание поста сводится к тому, что фантасту в России сейчас один путь - в проект, и иначе быть не может. Потому что чисто коммерческая ситуация в нашем издательском бизнесе нынче такова, что ни один автор, даже самый талантливый, в ближайшие годы не может надеяться раскрутиться настолько, что сможет жить, продавая исключительно свои сольные вещи. Все, ушел поезд – если ты не успел в достаточной степени раскрутиться в 90-е, начале 2000-х, сегодня у тебя шансов нет, потому что чтобы подтянуть к автору широкую аудиторию, надо его «раскручивать» - даже самого талантливого. Делать ему рекламную кампанию. Чего издательство в случае отдельного автора делать не будет ни в коем случае. По самым разным причинам, следовательно, в проектах работают практически все молодые и талантливые без кавычек, вся «новая волна» нашей фантастики, молодая поросль, которой мы так гордились и на кого возлагали надежды.

Это всё очень блаародно, но я знаю по меньшей мере два случая, когда молодому и талантливому, без иронии, автору отказали в издании сольной книги и тем (пусть и в числе прочих причин) подтолкнули к проекту (имен не будет). Вряд ли это единичные случаи. При этом Вадим подает ситуацию как естественную, что меня, скажу честно, напрягает.

Вот тезис, который я хотел бы опровергнуть. Очень простой тезис. Если говорить о фантастике, Россия - единственная страна в мире, в которой проектная литература побеждает или победила описанным выше способом непроектную.

Я очень хотел бы опровергнуть этот страшненький тезис. Но мне лично опровергать его нечем.

В США и Англии, за которыми я слежу пристально, ничего такого не произошло и происходить не собирается. Проекты и трибьютарные сборники а-ля "Песни умирающей Земли" мирно уживаются с потоком непроектной литературы, в котором, понятно, девять десятых - дурные сериалы, но чтобы автор вынужден был писать в проект, потому что иначе - никак, - такого в англофантастике нет.

Во Франции, за которой я слежу чуть менее пристально, тоже победы проектов не наблюдается.

И в Японии - нет. В принципе, за проектную литературу можно было бы выдать ранобэ, но и фантастика в Японии очень даже есть.

В Эстонии фантастики мало, а проектов я не вижу вообще.

Германия? Италия? Китай? Сомневаюсь. Но буду рад услышать любые соображения по теме.

Отдельный вопрос - "почему именно Россия?". Ответов я вижу два - (1) потому что такие тут издатели и (2) потому что такие тут читатели. Будучи космополитом, в ответ (2) не верю ни на секунду.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Надо же: Известный актер Алексей Серебряков вместе с семьей покинул Россию и переехал на ПМЖ в Канаду. Журналистам актер рассказал, что жизнь в России обессилила его. Народный артист России пожаловался, что устал от хамства и злобы, которые, по ...
интересно, во что щас дети играют. Я просто вспоминаю себя в детстве. ...
Ура, наконец-то оно свершилось. Я купила змейку. Порода Pantherophis guttata. Она такая милая! И очень сильная. Не то, что наши русские ужи, которые как шелковый шарфик. А эта как констриктор, сильно цепляется, лазит очень высоко и умеет жить на деревьях. И ручная совсем, не убегает ни от ...
Юра Альберт, Монастырский, Макаревич и Виталий Комар - отказываются участвовать в выставке в Лувре без Авдея. з.ы. Это очень хорошо, спасибо всем, но не понадобится. В Лувре все таки люди искусства работают, а не чиновники. Работы авдея будут. ...
Здравствуй, Брат мой, Русский бард и Патриот Руси Игорь Владимирович Тальков. 20 лет назад (6 октября 1991 года в возрасте 34 лет во Дворце спорта «Юбилейный» г. Санкт-Петербург) руками еврея шляфмана тело твое, но не Дух Господень в тебе, убили жиды ...