проповедь детерминизма
antimeridiem — 13.12.2025
«Узнав из опыта и рассуждения, что камень падает вниз, человек
несомненно верит этому и во всех случаях ожидает исполнения
узнанного им закона. Но узнав так же несомненно, что воля его
подлежит законам, он не верит и не может верить этому».(Война и мир)
Что это как не проповедь детерминизма? Только бы еще маленький шажок сделать, и все. Но нет.
Если я рассматриваю поступок, совершенный мной минуту тому назад, при приблизительно тех же самых условиях, при которых я нахожусь теперь, — мой поступок представляется мне несомненно свободным. Но если я обсуживаю поступок, совершенный месяц тому назад, то, находясь в других условиях, я невольно признаю, что, если бы поступок этот не был совершен, — многое полезное, приятное и даже необходимое, вытекшее из этого поступка, не имело бы места. Если я перенесусь воспоминанием к поступку еще более отдаленному, за десять лет и далее, то последствия моего поступка представятся мне еще очевиднее; и мне трудно будет представить себе, что бы было, если бы не было поступка. Чем дальше назад буду переноситься я воспоминаниями или, что то же самое, вперед суждением, тем рассуждение мое о свободе поступка будет становиться сомнительнее.
...
Как бы ни увеличивалась трудность постижения причины, мы никогда не придем к представлению полной свободы, то есть к отсутствию причины. Как бы ни была непостижима для нас причина выражения воли в каком бы то ни было своем или чужом поступке, первое требование ума есть предположение и отыскание причины, без которой немыслимо никакое явление. Я поднимаю руку с тем, чтобы совершить поступок, независимый от всякой причины, но то, что я хочу совершить поступок, не имеющий причины, есть причина моего поступка.
...
Но, кроме того, если бы даже, допустив остаток наименьшей свободы равным нулю, мы бы признали в каком-нибудь случае, как, например, в умирающем человеке, в зародыше, идиоте, полное отсутствие свободы, мы бы тем самым уничтожили самое понятие о человеке, которое мы рассматриваем; ибо как только нет свободы, нет и человека. И потому представление о действии человека, подлежащем одному закону необходимости, без малейшего остатка свободы, так же невозможно, как и представление о вполне свободном действии человека.
ЛН как бы нашел противоречие. Человек без малейшего остатка свободы невозможен. Но это если приписать ему хотя бы малейшую способность действовать, хотя бы "шевелить мыслью" как необходимое свойство.
Но кроме свободы действовать (возможно несуществующей) у человека есть еще огромная, беспредельная по сути способность — воспринимать, порождать свой "туннель реальности". Человек может не иметь никакой власти над ним (как над происходящим на экране в кино), но воспринимать его будет. Тоже совершенно несвободно — но будет! И это "будет" оказывается равным целому миру. Отбросьте возможность свободной деятельности, произвола — и ничего не изменится.
|
|
</> |
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
Как развращают женщин
Прием для Нобелевских Лауреатов 2025. ОБНОВЛЯЕТСЯ
Гвардеец спас женщину
152 мм для танка
Жизнь и смерть боевой подруги Зои Космодемьянской
Игры в свинарнике

