Пропив глобус, Географ предложил любовь

топ 100 блогов new_oboroten11.11.2013 Текст - Елена Азанова

Вчера сходила на спецпоказ фильма «Географ глобус пропил». Я оттолкнусь от обсуждения, которое было после показа. В ходе него прозвучала не раз мысль-бирка, печать: «Главный герой – неудачник». 20-30-летние люди возмущались: «Зачем нашей молодежи нужна ТАКАЯ реальность!», «Хабенский играет одну и ту же роль – роль вечно мающегося человека».

Хабенский глобус пропил в Перми

Я слушала и думала о том, что роман Алексея Иванова и в большей степени фильм Александра Велединского (которого я давно люблю за фильм «Живой») рассчитан уже не на этих людей. Почему я говорю «уже».

Роман, равно как и фильм, на мой взгляд, пытаются вернуть нас к тому, что называется «древним хаосом». К состоянию и взгляду на мир, уже часто недоступному взрослому современному человеку. Человеку, голова и душа которого замусорены правилами, социальными зацепками (а хочется добавить – ходулями): деньги, карьера, благополучие, здоровый образ жизни и пр. Его, человека, нельзя в этом обвинять и упрекать – такие ценности навязывает ему общество. Оно говорит: «Заимей все это - и ты успешен, и ты состоятелен. Тобой все восхитятся! Ты успокоишься (хочется добавить – упокоишься) – и будешь счастлив!»

И ему, человеку, действительно, кажется, что вот это – счастье и есть. И если кто-то там на экране глушит всю дорогу горькую и все эти установки посылает к чертям – он явно неудачен, неуспешен, хаотичен. Не счастлив.

Существование Вити, Витуса ставит под сомнение принятые обществом нормы, его, безликого общества, представления о прекрасном. И это раздражает, конечно. Ибо лишает опоры. А на что тогда опереться? Что предлагает герой Иванова и Велединского?

А предлагает он довольно древнюю, забытую и уже далеко не всем до конца понятную – любовь. Да, такую, которая «долго терпит, не превозносится». Ничего не требует взамен, не хочет быть никому страданием. Святая и потому непонятная, непереводимая на современный язык любовь. Любовь, плотского чувства практически лишенная, потому что ей не надо ничего «для себя» (сцена самоистязания, самобичевания в старой башне).

Очень немодно. В мире, где марка машины говорит о человеке больше, чем его глаза. Где живое чувство задвигается подальше, как ненужный хлам, мешающий жить спокойно и привычно. Где все стремятся к физической красоте и здоровью, забывая о душе и забивая на ее потребности.

Чудные, многое объясняющие образы: человека (географа), засыпающего на катамаране и уплывающего на нем к черту на рога - вниз по течению (путешествие по жизни с опущенными веслами), смятого письма-признания – кораблика, терпящего крушение при столкновении с льдиной в форме человеческого профиля (в жизни человечества явно настал «ледниковый период», в котором таким «динозаврам», как герой Константина Хабенского, может не найтись места).

Почему Алексей Иванов сталкивает правду Витуса с правдами, главным образом, подростков, а не взрослых? Дети ближе к праистоку - к непосредственному, природному проживанию чувств. Они нуждаются в опорах (не в социальных ходулях, которые мы, взрослые, себе приобретаем со временем, а в теплом плече, в человеке, который протянет им руку и откроет им правду о себе самих), но не имеют пока их, потому что заброшены родителями, обществом, учителями. Никому не нужны, и потому озлоблены (отдельная большая моя благодарность режиссеру за Градуса – Градусова: парень – абсолютно настоящий, я с такими знакома)).

Этих, в хорошем смысле недочеловеков, учитель географии берет в поход, на сплав по реке Чусовой. Вырывает из общества, в котором все от них чего-то хотят, что-то требуют, чему-то учат, и оставляет один на один с собой, с природой, с необходимостью преодоления себя, страхов, одиночества. Он дарит им свободу – главное, чего они лишены и вкуса чего не знают.

Поначалу ученики не понимают и отрицают своего Учителя. Так же, как не понимают и отрицают его многие взрослые зрители там, на суше, на «покинутом континенте». Но невмешательство географа в их жизнь, его кажущийся пофигизм, уходы в астрал посредством алкоголя помогают им определиться, найти свое место в «шлюпке», ощутить настоящее ненадуманное счастье.

Впрочем, и взрослые (жена, друг Букин) тянутся к этому иррациональному счастью. И жена возвращается к герою, потому что "любая любовь рассасывается". Что же остается? Любовь. Вечная первобытная, свободы не лишающая, а ее дающая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот мы все про деньги и про деньги. Конечно, бывает трудно выразить в деньгах «нематериальные» ценности и отношения. Хотя это вполне возможно и очень полезно сделать. Но попробуем подойти с другой стороны, маленькое такое упражнение. Сколько ВЕСИТ ваша работа? Попробуйте ее ...
Энвер и Неджмие Ходжа 26 февраля на 100-м году жизни умерла Неджмие Ходжа (1921—2020), вдова и соратница основателя и лидера социалистической Албании Энвера Ходжи. Албания была страной социалистического лагеря, которая отвергла решения ХХ съезда КПСС, осудившие "культ личности ...
Глядя на это фото, напрашивается всего одно слово, характеризующее собой все и сразу - годнота! Читайте и смотрите так же в: ...
Все пизд...ц! Свершилось то, чего я боялся больше всего. Как такое можно было допустить? Вчера люди кинулись докупать последнее, но было уже поздно. В массах царит непонимание и паника, ведь некто не предупредил, что такое случится! Кто будет следующим?? Это был удар ниже пояса! А ...
Когда речь заходит о диких кошках, то в первую очередь вспоминают льва, что вполне логично, ведь он - царь зверей, о чем нам с детства постоянно рассказывают книги и мультфильмы. Вообще, дикие кошки чаще всего ассоциируются с Африкой, но на самом деле это несправедливо, ведь на черном ...