Пролог
psilonsk — 01.04.2023 Первого сентября 1994 года в аудиторию вошел коренастый энергичный человек, окинул взглядом студентов, представился и сказал: “Наш предмет называется “Дискретная математика и математическая логика”. Поехали.”Началась первая лекция первого учебного дня нашего первого курса. Вместе с ней начался сущий ад — пришлось учиться программировать на Прологе.
Не буду пугать вас подробностями, скажу только, что Пролог не похож ни на один язык программирования. Это такой специальный язык, основанный на исчислении предикатов, точнее, на его подмножестве — языке предикатов математической логики дизъюнктов Хорна. В принципе, от этой фразы уже цветочки вянут.
Программы на Прологе применяются для доказательств теорем, в системах ИИ, в лингвистических задачах. Цель программы на Прологе — доказать, является ли некое утверждение следствием из имеющихся правил и фактов. В отличие от обычных языков программирования, в Прологе нет ни циклов, ни присвоения переменных, ни объявления типов.
Короче, это именно то, что нужно для вчерашних школьников.
Невозможно описать наши мучения. Мы были не дураки: кто-то окончил хорошую московскую матшколу, кто-то выиграл олимпиаду по программированию. Это не помогало. Чтобы хоть как-то продвинуться, нужно было перестроить сознание. Сколько тонких и острых шуток родилось, пока мы пытались освоить эту науку, сколько мата повисло в воздухе. Пару человек мы из-за этого просто потеряли — не каждый такое издевательство над мозгами выдержит. Но главный вопрос, который всем не давал покоя: зачем нам это? Ни до, ни после писать на Прологе не довелось.
Прошло много лет, недавно был юбилей кафедры. Сильно постаревший преподаватель тоже пришел. Ну а я не выдержал, съязвил: “Что, — говорю, — до сих пор бедных студентов-первокурсников учите на Прологе программировать? До сих пор не понимаем, на фига это нужно было.”
А препод посмотрел на меня недоуменно и говорит: “Да, конечно, до сих пор. Пролог — лучший способ преподавать логику как прикладную науку. Ты что, не понял тогда? Или ты логику по книжкам о критическом мышлении изучаешь?”
Вот тогда я понял величие замысла. Действительно, напишешь пару программ на Прологе или даже просто прочитаешь хорошо написанные кем-то, что примерно одинаково по степени погружения, и сразу логика не кажется мертвой, понимаешь, как и для чего ее использовать. И белиберду в инете воспринимаешь уже совсем иначе. Книжки про критическое мышление никогда не читал и не собираюсь.
Так ведь не только в вузе, так и в обучении вообще бывает. Иногда мы не понимаем, чему нас учат и почему учат именно так. Капризничаем, злимся, негодуем, не хотим учиться.
Но если учитель знает, что делает, польза точно будет. Честное слово.
|
</> |