
Бомбардировщик-невидимка B-2 со схемой «летающее крыло». Фото: Tom Williams / CQ-Roll Call
Сейчас их осталась половина, а после 2035 года спишут все. Парадокс состоит в том, что мы к этому сроку только сдадим 50-й Ту-160М.
Бомбардировщик-невидимка B-2 со схемой «летающее крыло». Фото: Tom Williams / CQ-Roll Call
Мы в 1990-е не могли строить ничего, но в 2000-е стали проектировать аналог В-2 — перспективный авиационный комплекс дальней авиации ПАК ДА. За 20 лет не добрались даже до опытного образца. Учитывая, что почти вся территория ОКБ им. Туполева вместе с цехами продана под жилую застройку, дождаться ПАК ДА, видимо, не удастся. Кроме того, стоимость В-2 оценивается в более чем $1,5 млрд, так что лучше нам без таких игрушек обойтись. Вклад стратегической авиации в общую мощь ядерной триады наименьший. Пусть играются богатенькие США и Китай.
Ту-160 стоит, по самым скромным оценкам, $250 млн. По американским
данным, стоимость полного жизненного цикла самолета превосходит его
цену в 3–5 раз. Эксплуатация его тоже крайне сложна. Для подготовки
вылета требуется до 15 спецавтомашин и три топливозаправщика.
Подготовка полета длится много часов. На полет уходит более 100
тонн топлива. Поэтому использовать его будут только для ударов по
самым важным целям — например, по территории США или
авианосцам.
Ту-160, как и B-1B, летит к цели в наиболее экономичном
режиме. Из-за того, что заметность Ту-160 многократно выше, чем
заметность B-1B, РЛС ПВО противника будут обнаруживать его на любых
дальностях вплоть до радиогоризонта, который на высоте 10 км равен
400 км. Поэтому полет в сторону США через Средиземное море или
Северную Атлантику исключен.
Американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик B-1B Lancer ВВС США взлетает с базы Неллис в Неваде, 2006 год. Фото: Ethan Miller / Getty Images
Единственный вариант — лететь через Ледовитый океан. Необходимо
будет подойти к северной границе ПВО Канады — радиолокационной
линии Дью, расположенной вдоль 70° северной широты. Линия содержит
15 мощных РЛС, обнаруживающих цели на больших высотах. Пролететь
эту линию на малой высоте тоже не удастся — слишком часто между
мощными расположены малые РЛС, обнаруживающие низковысотные цели.
Пролететь эту линию незаметно не удастся ни на сверхзвуке, ни на
дозвуке. Южнее расположены аэродромы ПВО. Придется, не подходя к
самой линии, пускать дорогостоящие маловысотные крылатые ракеты
сверхбольшой дальности Х-101 (дальность 5000 км). Вероятность того,
что ракеты пролетят сквозь ПВО 5000 км (на что потребуется шесть
часов) и останутся непораженными, крайне невелика. Соответственно
невелика и эффективность дорогостоящей операции.
Вторая задача Ту-160 — атака авианосной ударной группы —
также не решается. Выйти на дальность 450 км, с которой РЛС Ту-160
может обнаружить авианосец, не удастся — не подпустят истребители
авианосца, управляемые самолетом дальнего обнаружения «Хокай» и ЗРК
«Иджис».
Вся концепция прорыва ПВО на сверхзвуке оказалась ложной. Полет навстречу истребителю на сверхзвуке бессмыслен.
Ту-160 настолько заметен, что истребитель обнаруживает его своей РЛС на дальности 350–500 км и успевает перехватить Ту-160 при любой его скорости. Единственный случай, когда сверхзвук полезен, — это возможность удрать от истребителя, если Ту-160 возвращается с задания, а истребитель догоняет его сзади. Но и здесь будут проблемы. У Ту-160 локатора сзади нет, и обнаружить факт атаки истребителя затруднительно. Истребитель же наведется на Ту-160, даже не включая свою РЛС, а ориентируясь на мощное инфракрасное излучение двигателей Ту-160.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время репетиции Парада Победы, 2021 год. Фото: РИА Новости
Для полета на скорости более 2000 км/ч Ту-160 должен подняться на
высоту 14–16 км, где плотность воздуха в пять раз меньше, чем у
земли. Но на таких высотах расход топлива возрастает раза в два-три
по сравнению с полетом на оптимальной высоте на дозвуке. В итоге из
типовой общей дальности полета 10 тыс. км длина сверхзвукового
участка не превзойдет 300–500 км.
Полет на сверхзвуке у земли вообще невозможен. В крайнем
случае скорость достигнет 900 км/ч. Но и в этом случае расход
топлива значительно растет. Преодолевать ПВО на малых высотах
Ту-160, скорее всего, вообще не будет. Лететь на высоте 50 м, как
типовой истребитель, Ту-160 не сможет. Слишком тяжелый самолет не
может огибать препятствия, а полет на высоте 100 м и более слишком
опасен по другой причине — ЗРК сможет обнаружить Ту-160 на
дальности до 50 км.
Приходим к выводу, что мы начинаем выпуск дорогостоящих сверхзвуковых бомбардировщиков, а пользоваться сверхзвуком не будем.
Соответственно не потребуется и изменяемая геометрия крыла.
Усложнение планера за счет поворотного узла увеличивает вес
конструкции и стоит дорого. Центральная несущая часть крыла
изготавливается из титана и требует использования установок
электронно-вакуумной сварки. Для этого на заводе построен
уникальный цех. Никакие другие самолеты такой технологии не
требуют.
Развивать большие скорости можно только за счет использования
в двигателе форсажной камеры. Это увеличивает вес и снижает
экономичность двигателей. То есть традиционная схема даже такого
дозвукового «старичка», как В-52, по совокупности характеристик
выигрывает.
В Ту-160М была проведена замена большей части
радиоэлектроники. Повышена точность навигации, улучшена аппаратура
связи и оборудование кабины и так далее. Поэтому Ту-160м, также как
и Ту-160, приближаться к зонам обстрела ПВО не сможет. При
одинаковой бомбовой нагрузке Ту-160 тяжелее В-1 на 60 т.
Любой дальний бомбардировщик из-за больших размеров и малой
маневренности является легко поражаемой целью. Даже В-2 оказался не
так уж незаметен. Его обнаруживают старые советские РЛС метрового
диапазона волн. Следовательно, серьезную ПВО не преодолеет и
В-2.
На дальностях до 1000 км лучше использовать не Ту-160, а
фронтовой бомбардировщик Су-34, так как он гораздо менее заметен и
более маневрен. С дозаправками Су-34 может вылетать и более чем на
2000 км. Если уж хочется иметь дальний бомбардировщик, то
необходимо разработать новый дозвуковой. Чтобы он не стоил так
дорого, как В-2, можно не требовать для него такой же малой
заметности. Достаточно ограничиться получением ЭПР (эффективная
площадь рассеяния) менее 1 м кв.
Истребитель-бомбардировщик Су-34 во время летно-тактических учений в Краснодарском крае, январь 2022 года. Фото: РИА Новости
Ну а лучше всего полностью закрыть программу Ту-160М и на
сэкономленные деньги разработать несколько типов беспилотников, по
которым у нас большое отставание.
|
</> |