Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

топ 100 блогов mexanizm17.11.2018

Прокат автомобилей, ныне  - каршеринг, в отношении  советских времен кажется такой фантастикой,  что трудно даже поверить в существование такого сервиса в СССР, а ведь  он был. Правда, просуществовал недолго. 

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

«Понедельник начинается в  субботу», эта повесть братьев Стругацких, главный герой которой в самом  начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич  407 - одно из  немногих упоминаний о существовании каршеринга в СССР, а в знаменитой  советской кинокомедии «К Черному морю» показаны и кадры поездок  отдыхающих на арендованных машинах к морю. Правда, в фильме особый  акцент на этом не делали, но особой популярностью каршеринг пользовался  как раз у автотуристов.  

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго
Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Заметка из архивной  советской газеты рассказывает о тонкостях процесса аренды машины. Просто  так прийти в прокат и взять машину, показав права, например, взять  нельзя было, требовалось еще отдельное разрешение… 

«Если бы своя машина…  Водительские права у Никифора Прокофьевича давно есть… И тут кто-то  подсказал – обратись в клуб туристов, там можно получить разрешение на  прокат легковой машины» 

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Небольшая заметка в  газете, по сути, была рекламой каршеринга и кое-какое представление о  процессе аренды машины в СССР до наших дней она донесла.  Сервис  пользовался популярностью, отделения проката были открыты в крупных  городах. В Москве первый каршеринг открылся в 1957 году, на автобазе  №12, желающие могли взять в прокат «Победу», «Москвич» и «Волгу».  

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Любую из этих машин  советский человек мог купить себе и в личное пользование, при наличии  определенной (весьма немалой) суммы денег, и совпадений ряда счастливых  случаев. Но была в прокате и машина, которую советский человек себе в  личное пользование не мог приобрести в принципе. Внедорожник ГАЗ-69.   Этот автомобиль пользовался особой популярностью о любителей охоты,  рыбалки, и прочих вылазок вдаль от дорог с твёрдым покрытием. 

В 1959 году в московском  каршеринге было 290 автомобилей. В основном это были «Москвичи». Тогда  уже вместе с машиной в прокат можно было взять палатку, и другой  туристический инвентарь. 

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Кстати, был интересный  момент. «Волгу» просто так сразу желающим не давали, для того что бы её  получить надо было около 10 безаварийных поездок совершить на «Победе»  или «Москвиче».  

В начале 60-х услуга  набирала популярность, прокат автомобилей работал в 40 крупных городах  СССР, адреса прокатных контор публиковались в «Справочнике услуг  бытового обслуживания населения».  

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Стоимость каршеринга в  1962 году, которую мне удалось найти, была невелика. «Москвич 407» стоил  1 рубль 20 копеек за сутки аренды и 24 копейки стоили 10 км пробега.  

Почему-то вспоминаются слова из песни Лебединского: «я в школе пил вино по рубель двадцать»…  

Если машина арендовалась на срок более чем 10 дней, то суточная плата снижалась, и составляла 90 копеек.  

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Почему же при таких  сравнительно доступных ценах и высокой популярности услуги, особенно в  летний период, каршеринг в СССР сошел на нет уже к концу 60-х?  Причин  было несколько, как экономических, так и бюрократических. 

Бытует мнение, что  хитрые автовладельцы брали в прокат машину, такую же какая была у них  самих, ехали в гараж и меняли старые запчасти со своей на новые – с  прокатной. Запчасти на машины в те времена были большим дефицитом,  купить их зачастую можно было только через «связи».  

Конечно, случаи такие  были, куда ж без этого, но не в тех объемах, что бы погубить сервис.  Дело в том, что машины, выдаваемые в прокат тоже были не новые, в  основном прошедшие ремонт после эксплуатации в такси, и новых запчастей  там просто не было. Машина должна была соответствовать требованиям  технической эксплуатации легковых автомобилей, и она им соответствовала,  не более того, к тому же многие агрегаты были опломбированы, и в случае  фактов подмены запчастей нарушителя ждал немалый штраф. 

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Основная причина в том,  что сервис проката был невыгоден таксопаркам, которым партийное  руководство по сути навязало предоставлять такую услугу населению.  Население к машинам относилось потребительски, часто случались аварии,  да и пробег машин был приличный, в общем затраты на содержание машин  были существенные, а прибыль – мизерная. Дотации из бюджета для  каршеринга таксопаркам не предусматривались.  

В середине 60-х прошла  реформа, в ходе которой каршеринг сменил собственника – от Совнархозов  перешел к Минтрансу. Совнархозы  - это были местные хозяйственные  органы, а Минтрансу с его масштабами автопрокат вообще был не интересен  из-за слишком малых масштабов деятельности и мизерных прибылей.   

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Есть мнение, что после  смещения Хрущева, (каршеринг в СССР был во многом его заслугой),   началась негласная борьба с его воплощенными инициативами. Возможно,  какая-то доля правды в этом и есть, но наиболее вероятно, что кончина  каршеринга  произошла из-за высокой аварийности, связанной с низкой  культурой вождения. Люди, бравшие машину в прокат несколько раз в год, а  то и раз в несколько лет, попросту не справлялись с управлением, из-за  чего машинам часто требовался кузовной ремонт. Низкая культура  обслуживания машин арендаторами (СТО тогда в СССР не было) тоже не  продляла прокатным машинам жизни. 

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

В середине 70-х  каршеринг в СССР вновь появился, но был доступен лишь для иностранцев,  посещавших СССР. Упоминание  о нем есть в фильме «Невероятные  приключения итальянцев в России», где главная героиня как раз ездит на ВАЗ-2103 из проката.  

Прокат авто в СССР. Он был, но недолго

Обратите внимание на  номера, именно такие были на прокатных машинах, черные цифры и маленькие  буквы на белом фоне. Это было еще в эпоху «черных» номеров, до реформы  80-го года, когда фон номерных табличек стал белым.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Само значение офиц. инфляции имеет малое влияние на электорат во время предвыборной кампании. Однако, полит. обещания и ожидания, основанные на значениях офиц. инфляции, имеют более существенное влияние на "настроения" электората. Взять, например, пенсионеров. Сегодня им подтвердили ...
Только что увидел в своем медвежьем углу вот такую оригинальную штуковину. Не знаю, что это, но мне понравилось. Однако чего только не увидишь на излете путинской эпохи в глухой российской ...
Из Афгана. Это был классический удар в спину™. Не было никакой военной необходимости в выводе войск, а тем более поражения. Это была уступка Горбачева американцам, в обмен на финансовую ...
Элита  Шел 1940 год. Чем только не приходилось заниматься в этом памятном году. Везде надо было поспеть. В клубе фабрики надо написать объявление о каком-нибудь мероприятии. Надо навестить лабораторию, где работает Нина и там сотворить лекало. Надо приготовить портрет к ...
Камасутра в фигурном катании (2010 год) 2010 SF Medical Cannabis Competition (49 фото) В Сан–Франциско при поддержке "The Green Cross" прошло ежегодное мероприятие "2010 SF Medical Cannabis Competition". Таким образом пропагандируется ...