Прокат авто в СССР. Он был, но недолго
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Прокат автомобилей, ныне - каршеринг, в отношении советских времен кажется такой фантастикой, что трудно даже поверить в существование такого сервиса в СССР, а ведь он был. Правда, просуществовал недолго.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-2c135f.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/148075/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb284e5aebac200a9213028/scale_600)
«Понедельник начинается в субботу», эта повесть братьев Стругацких, главный герой которой в самом начале едет на взятом в аренду автомобиле Москвич 407 - одно из немногих упоминаний о существовании каршеринга в СССР, а в знаменитой советской кинокомедии «К Черному морю» показаны и кадры поездок отдыхающих на арендованных машинах к морю. Правда, в фильме особый акцент на этом не делали, но особой популярностью каршеринг пользовался как раз у автотуристов.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-8ebbc8.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1333513/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb285bef4620d00a9a05447/scale_600)
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-a116c6.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/29485/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb28542fe7b2900aa92e33e/scale_600)
Заметка из архивной советской газеты рассказывает о тонкостях процесса аренды машины. Просто так прийти в прокат и взять машину, показав права, например, взять нельзя было, требовалось еще отдельное разрешение…
«Если бы своя машина… Водительские права у Никифора Прокофьевича давно есть… И тут кто-то подсказал – обратись в клуб туристов, там можно получить разрешение на прокат легковой машины»
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-ad0770.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168601/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb2850daebac200a921302b/scale_600)
Небольшая заметка в газете, по сути, была рекламой каршеринга и кое-какое представление о процессе аренды машины в СССР до наших дней она донесла. Сервис пользовался популярностью, отделения проката были открыты в крупных городах. В Москве первый каршеринг открылся в 1957 году, на автобазе №12, желающие могли взять в прокат «Победу», «Москвич» и «Волгу».
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-1260fb.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/28532/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb2858089643a00ad00f694/scale_600)
Любую из этих машин советский человек мог купить себе и в личное пользование, при наличии определенной (весьма немалой) суммы денег, и совпадений ряда счастливых случаев. Но была в прокате и машина, которую советский человек себе в личное пользование не мог приобрести в принципе. Внедорожник ГАЗ-69. Этот автомобиль пользовался особой популярностью о любителей охоты, рыбалки, и прочих вылазок вдаль от дорог с твёрдым покрытием.
В 1959 году в московском каршеринге было 290 автомобилей. В основном это были «Москвичи». Тогда уже вместе с машиной в прокат можно было взять палатку, и другой туристический инвентарь.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-ea4924.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/49613/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb2853389643a00ad00f690/scale_600)
Кстати, был интересный момент. «Волгу» просто так сразу желающим не давали, для того что бы её получить надо было около 10 безаварийных поездок совершить на «Победе» или «Москвиче».
В начале 60-х услуга набирала популярность, прокат автомобилей работал в 40 крупных городах СССР, адреса прокатных контор публиковались в «Справочнике услуг бытового обслуживания населения».
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-31e751.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168279/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb2855ca7b1ae00aa5ec6e1/scale_600)
Стоимость каршеринга в 1962 году, которую мне удалось найти, была невелика. «Москвич 407» стоил 1 рубль 20 копеек за сутки аренды и 24 копейки стоили 10 км пробега.
Почему-то вспоминаются слова из песни Лебединского: «я в школе пил вино по рубель двадцать»…
Если машина арендовалась на срок более чем 10 дней, то суточная плата снижалась, и составляла 90 копеек.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-439125.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1247665/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb28574f4620d00a9a05444/scale_600)
Почему же при таких сравнительно доступных ценах и высокой популярности услуги, особенно в летний период, каршеринг в СССР сошел на нет уже к концу 60-х? Причин было несколько, как экономических, так и бюрократических.
Бытует мнение, что хитрые автовладельцы брали в прокат машину, такую же какая была у них самих, ехали в гараж и меняли старые запчасти со своей на новые – с прокатной. Запчасти на машины в те времена были большим дефицитом, купить их зачастую можно было только через «связи».
Конечно, случаи такие были, куда ж без этого, но не в тех объемах, что бы погубить сервис. Дело в том, что машины, выдаваемые в прокат тоже были не новые, в основном прошедшие ремонт после эксплуатации в такси, и новых запчастей там просто не было. Машина должна была соответствовать требованиям технической эксплуатации легковых автомобилей, и она им соответствовала, не более того, к тому же многие агрегаты были опломбированы, и в случае фактов подмены запчастей нарушителя ждал немалый штраф.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-bd7cbb.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1108934/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb285a889643a00ad00f697/scale_600)
Основная причина в том, что сервис проката был невыгоден таксопаркам, которым партийное руководство по сути навязало предоставлять такую услугу населению. Население к машинам относилось потребительски, часто случались аварии, да и пробег машин был приличный, в общем затраты на содержание машин были существенные, а прибыль – мизерная. Дотации из бюджета для каршеринга таксопаркам не предусматривались.
В середине 60-х прошла реформа, в ходе которой каршеринг сменил собственника – от Совнархозов перешел к Минтрансу. Совнархозы - это были местные хозяйственные органы, а Минтрансу с его масштабами автопрокат вообще был не интересен из-за слишком малых масштабов деятельности и мизерных прибылей.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-155a29.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/224467/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb28605fe7b2900aa92e34c/scale_600)
Есть мнение, что после смещения Хрущева, (каршеринг в СССР был во многом его заслугой), началась негласная борьба с его воплощенными инициативами. Возможно, какая-то доля правды в этом и есть, но наиболее вероятно, что кончина каршеринга произошла из-за высокой аварийности, связанной с низкой культурой вождения. Люди, бравшие машину в прокат несколько раз в год, а то и раз в несколько лет, попросту не справлялись с управлением, из-за чего машинам часто требовался кузовной ремонт. Низкая культура обслуживания машин арендаторами (СТО тогда в СССР не было) тоже не продляла прокатным машинам жизни.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-9104b9.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/114944/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb294d450c57d00a930ea1d/scale_600)
В середине 70-х каршеринг в СССР вновь появился, но был доступен лишь для иностранцев, посещавших СССР. Упоминание о нем есть в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России», где главная героиня как раз ездит на ВАЗ-2103 из проката.
![Прокат авто в СССР. Он был, но недолго Прокат авто в СССР. Он был, но недолго](/images/main/prokat-avto-v-sssr-on-bil-no-nedolgo-7ed3b4.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/964926/pub_5bb281833788e900a9046b86_5bb2861078a80a00a969401d/scale_600)
Обратите внимание на номера, именно такие были на прокатных машинах, черные цифры и маленькие буквы на белом фоне. Это было еще в эпоху «черных» номеров, до реформы 80-го года, когда фон номерных табличек стал белым.