Происхождение Русской земли — четыре версии "Повести временных лет"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Происхождение Русской земли — четыре версии Происхождение Русской земли — четыре версии Повести временных лет](/images/main/proishojdenie-russkoy-zemli-chetire-versii-povesti-vremennih-let-56f580.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergeytsvetkov/24359590/1578073/1578073_original.png)
В то время, когда создавалась «Повесть временных лет»,
славянство переживало не лучшие времена. От былого всеславянского
единства не осталось и следа, а часть славянских народов
подверглась физическому и духовному порабощению. Держава Само
распалась еще в VII столетии, венгры покончили с Великоморавским
княжеством в начале X-го; спустя столетие Первое Болгарское царство
подчинилось Византии; в XI–XII вв. немцы покорили полабских и
поморских славян, частью истребив, а остатки их подчинив
католическому влиянию; чехи и поляки добровольно склонились под
латинский крыж еще раньше. И тем не менее, монах-книжник на берегах
Днепра настойчиво повторял: славяне и русские — одно племя,
славянский и русский «язык» (народ) — один есть. Задача «Повести
временных лет» в том и состоит, чтобы объяснить, каким путем
славяне превратились в «русь», сделались русскими, оставшись при
этом в семье славянских народов.
Позвольте напомнить летописную повесть о начале Русской земли.
В вводной части летописи читаем, что после разрушения Вавилонского
столпа и смешения языков сыновья Иафета «прияша запад и полунощные
страны». В «Афетовой части» земли сидят народы: русь, чудь, меря,
мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угры,
литва, зимгола, корсь; по морю Варяжскому, от земли Аглянской и
Волошской к востоку до предела Симова приседят ляхи, прусь, чудь,
варяги. Афетово ж колено и эти варяги: свеи, урмане, готы, русь,
агляне, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венедицы, фряги
и прочие, которые приседят от запада к полунощи и соседят с
племенем Хамовым.
Один из семидесяти двух «размешенных» языков, продолжает летописец,
«бысть язык словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть
словене». «Нарци» — это жители Норика, бывшей римской провинции в
Восточных Альпах, в чьих пределах мы довольно неожиданно
обнаруживаем славян сразу же после рассказа о разделении и
расселении народов. Следующее свое передвижение славяне совершили
значительно позже: «по мнозех же временах сели суть словени по
Дунаеви». Затем, говорится в летописи, волхи (или волохи, влахи —
неясный этноним, видимо не имеющий конкретно-исторического
наполнения) напали на славян дунайских, сели среди них и начали их
угнетать. Тогда-то и произошло расселение славян по Восточной
Европе — «и тако разыдеся словеньский язык»: одни «седоша» по Висле
и назвались ляхами, другие «седоша» по Днепру и прозвались полянами
и древлянами, третьи «седоша» около озера Ильменя (Илмеря), срубили
град и нарекли Новгород и т. д.
Поляне, которых теперь называют русью, — прямые потомки тех
дунайских словен. Ведь словенскому народу учитель есть Андроник
апостол; к мораванам доходил и апостол Павел, и учил там. Там и
Иллирик, до него дошел апостол Павел, там и были словене поначалу.
Так что словенскому народу учитель есть Павел, от этого племени,
ведут свое происхождение и поляне-русь. Словенский народ и русский
— один: от варяг прозвались русью, а сначала были словенами; хотя и
полянами назывались, но словенская у них была речь; словенский язык
у них один.
Род Кия стал владеть княжением в полянах. А у древлян было свое
княжение, у дреговичей свое, у словен новгородских свое, у кривичей
свое.
После смерти Кия пришли хазары и нашли полян на горах киевских
сидящими в лесах. И стали брать дань на полянах, на северянах и на
вятичах. А словене новгородские, кривичи, чудь и меря платили дань
варягам, приходившим из заморья.
Но однажды встали словене новгородские, кривичи, чудь и меря на
варягов, изгнали их за море и не дали им дани. И начали владеть
сами собой и грады ставить. Но не было средь них правды, и восстал
род на род, и была между ними рать великая и усобица. Тогда сказали
они: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву.
Уставим такового или от нас, или от хазар, или от полян, или от
болгар, или от варягов». Посовещались и послали гонцов к варягам, к
руси. Ибо те варяги, к которым отправилось посольство, звались
«русь», как другие варяги зовутся «свеи», другие «урмане»,
«англяне», иные «готы»; так и эти звались «русь» (заметим
мимоходом, что в этом знаменитом отрывке «русь» прямо и
недвусмысленно отделена от скандинаво-германских народов
Балтийского региона). Послы сказали руси: «Земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет. Приходите к нам княжить и владеть
нами». Тогда собрались три брата с родичами своими, взяли с собой
всю русь и пришли. Старший брат именем Рюрик сел у славян
ильменских в Ладоге, средний, Синеус, — на Белоозере между чудью и
весью, младший, Трувор, – у кривичей в Изборске. И от тех варягов
прозвалась Русская земля; новгородские люди — от рода варяжского, а
прежде были словене. Рюриковы братья вскоре умерли, а он сел в
Новгороде и стал один владеть своими и их землями.
Были у Рюрика два боярина — Аскольд и Дир, не из рода его. Они
упросили отпустить их с дружиной в Царьград, на службу к греческому
царю. Но по пути, плывя по Днепру, увидали они на горе мал городок.
Пристали к берегу, спросили у местных жителей, чей он. Им ответили,
что были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили этот
городок, а ныне померли; потомки же их платят теперь дань хазарам.
«Не платите хазарам, платите нам», — сказали Аскольд и Дир.
Оставшись в городке князьями, они стали владеть полянской
землей.
Постепенно им удалось собрать вокруг себя сильную дружину. С ней
вознамерились они исполнить заветную мечту варяга: пошли на
Царьград, но не на службу к греческому царю, а за добычей и данью.
На двухстах ладьях приплыла русь к Царьграду. Но Богородица
защитила святой город. Поднялась буря и разбила русские корабли,
немногие дружинники возвратились со своими князьями в Киев. Было
это при царе Михаиле, в 866 г., тогда греки и узнали о Русской
земле.
Между тем по прошествии семнадцати лет своего княжения Рюрик умер,
оставив малолетнего сына Игоря на попечение старшего в своем роду,
Олега. Олег взял с собой Игоря и пошел с дружиной к Смоленску,
оттуда спустился вниз по Днепру к Киеву. Притворившись больным,
послал он сказать Аскольду и Диру: «Я гость подугорский, иду в
греки от князя Олега и княжича Игоря, да в дороге разболелся. Есть
у меня довольно товара: великого и дорогого бисера и всякого
узорочья. Придите ко мне без боязни». Аскольд и Дир вышли из города
с малой дружиной и взошли на его ладью. Тут их окружили Олеговы
дружинники. «Вы не князья, не роду княжеского, а я роду
княжеского», — сказал им Олег и указал на малютку Игоря: «А вот сын
Рюриков». Убив Аскольда и Дира, Олег сел княжить в Киеве и нарек
этот город матерью городов русских. И были у него мужи – варяги и
словене, и прочие, и все они с тех пор прозвались русью.
Вот этим рассказом, доведенным до вокняжения в Киеве Игоря, автор
«Повести временных лет» исполнил свое обещание поведать, «откуду
есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду
Русская земля стала есть».
Несмотря на кажущуюся цельность летописного рассказа, повесть о
начале Русской земли является достаточно поздним компилятивным
сочинением, составленным из разных источников. В ней четко
различимы несколько версий происхождения Русской земли:
«Варяжская версия» — призвание из Балтийского региона
«варяго-русских» князей, которые, следуя водным путем «из варяг в
греки», распространяют название «русь» на население Новгородской
земли и Среднего Поднепровья. Это — не шведы (свеи), не норвежцы
(мурмане) и вообще не какое-то скандинаво-германское племя
(скандинавы, готы и англяне (англы и даны) — «другие», не
русь).
«Дунайско-моравская версия» утверждает этнокультурную идентичность
полян-руси со словенами Иллирика, Норика и Подунавья (Словенский
народ и русский — один: от варяг прозвались русью, а сначала были
словенами; хотя и полянами назывались, но словенская у них была
речь; словенский язык у них один).
«Греческая версия» связывает начало Русской земли с нападением
русов на Константинополь в 866 году («отселе начнем и числа
положим»).
Наконец, Никоновская летопись сохранила еще и «местную версию»
исконного проживания «руси» в Северном Причерноморье и Крыму:
«роды, нарицаемые руси… живяху у Ексинопонта [Понта Эвксинского,
Черного моря]». Кстати, и греки упорно называли русов — скифами и
таврами, а их родину помещали в район «Киммерийского Боспора
(Керченского пролива).
Вопрос заключается в том, чтобы определить, какая из них является
наиболее древней и как они соотносятся с исторической
действительностью.
***
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
![Происхождение Русской земли — четыре версии Происхождение Русской земли — четыре версии Повести временных лет](/images/main/proishojdenie-russkoy-zemli-chetire-versii-povesti-vremennih-let-67aedf.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6559bd51e3bfcb3077c5f724_6559bdee5eff977b100f8ccb/scale_1200)
![Происхождение Русской земли — четыре версии Происхождение Русской земли — четыре версии Повести временных лет](/images/main/proishojdenie-russkoy-zemli-chetire-versii-povesti-vremennih-let-880e4b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6559bd51e3bfcb3077c5f724_6559bdee8a740616658b239a/scale_1200)
«Последняя война Российской империи» (описание)
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
![Происхождение Русской земли — четыре версии Происхождение Русской земли — четыре версии Повести временных лет](/images/main/proishojdenie-russkoy-zemli-chetire-versii-povesti-vremennih-let-1769fc.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6559bd51e3bfcb3077c5f724_6559bdee1c3b514738900962/scale_1200)
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.