прогулочка будет не из игривых: "Слава" В.Гусева, БДТ, реж. Константин Богомолов
_arlekin_ — 24.12.2022
Вот вам принесли обломки меня.
Смерть молчит над кроватью моею,
И разве без радости вы, без огня
В безмолвной схватке встречаетесь с нею?
Конечно, театр - это "ад для праведников", и я весьма
("предельно", как выражаются истые театроведы) отчетливо себе
представляю, как выглядят спектакли (имею перед глазами и на памяти
целый готовый "репертуар"), которые показывают в аду театроведам,
осужденным на вечные муки... Но если возможен также и театральный
"рай", не пробыв в котором двух секунд воскликнешь, что за эти
две секунды не только квадриллион, но квадриллион квадриллионов
пройти можно, да еще возвысив в квадриллионную степень, и даже
опусы Льва Абрамовича Додина перетерпеть... - то в нем, каким я его
себе, по крайней мере, представляю, бесконечно играют "Славу"
Константина Богомолова: не приходилось мне видеть спектакля более
совершенного стилистически, в том числе и у Богомолова тоже, после
"Славы", достигнув этого уровня профессионального мастерства,
Богомолов расширяет и углубляет свой театр содержательно, говорит,
пользуясь формулировкой героя "Новой оптимистической", больше
"про содержание, чем про форму", потому что "формально"
безупречнее ничего, полагаю, в театре создать нельзя... При этом
"Слава" и содержательно - после "Новой оптимистической" это
особенно остро чувствуется и осознается -
- концентрированный Богомолов; из архаичной советской,
сталинской "героической комедии" в стихах - где, что характерно,
десятки раз (стоит подсчитать статистически!) употребляется слово,-
чаще, нежели какое-либо другое — "смерть", он делает
настоящую трагедию; столько уже сказано о том, что в современном
театре невозможна трагедия, какой мыслил ее Аристотель, какие
писали Еврипид или на худой конец Расин, но вот он - сталинский
Расин в абсолютно современной "формально", стилистически
театральной "упаковке"... тут и мимесис - вкупе с остранением; и
катарсис - рядом с цинично-саркастичной усмешкой; тнптр как не
просто "оперативная" и аллегорическая модель общества,
человечества, космоса, но и рефлексирующий над самим собой, в
собственном бесконечном зеркальном лабиринте постоянно заново
осознающий сам себя; и не параллельно, а неразрывно одно с другим
связано; до такой степени, что и актеры на сцене порой теряют
чувство реальности (не меньше, чем собственно постановка или
актерские работы, благо я все-таки не первый и не второй раз теперь
"Славу" увидел..., от нынешнего показа на меня произвел впечатление
нервный срыв Валерия Дегтяря, когда уже завершались поклоны...
сразу даже не понял, что случилось, потом кое-что выяснил,
уточнил... ужасно все это - тем не менее спектакль артист
доиграл!). Тут кто-то недоумевал, как во мне уживается пристрастие
одновременно к Богомолову и Гинкасу - но мне доводилось и Каме
Мироновичу, кстати, вышедшему по молодости как раз отсюда, из БДТ,
от Товстоногова (хотя поставить молодому Гинкасу у себя в театре
Товстоногов так ничего и не дал в свое время...), объяснять,
насколько моя зрительская оптика, в том числе настроенная на театр
Богомолова, сформирована его, Гинкаса театром, его художественным
мировоззрением, восприятием человеческой природы, отношением к
месту человека в мире... циничным, стоическим, насмешливым за
отсутствии альтернативного, помимо насмешки, сколько-нибудь
действенного средства от кошмара повседневной, хотя бы и не самой
экстремальной действительности. Другое дело, что Богомолов и
мировоззренчески заходит гораздо дальше за край, через который
Гинкас не переступал, и, разумеется, стилистически делает совсем
иного рода театр, который по стандартам, усвоенным Гинкасом еще от
Товстоногова, может, и не театр вовсе... Но для меня именно это и
есть театр, который навсегда, а остальные "театры" с их
спектаклями в лучшем случае на время. На жизнь нам
отпущено мало…. Сердце приказывает летать.