Прогулка в усадьбе Марфино


Начало
Смешение разных стилей образовали оригинальный, ни на что не похожий архитектурный облик Марфино. Недаром усадьбу так полюбили кинематографисты, назвав её "Советским Голливудом". В Марфине сняты более 10 фильмов, в том числе "Дворянское гнездо", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Драма из старинной жизни", "Женщина, которая поет", "Яды, или Всемирная история отравлений" "Крестоносец", "Веселая вдова", "Вербовщик". Красный "рыцарский" мост, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, беседка-ротонда "Миловида", большой готический дворец в прошлом году стали героями документального фильма "Усадьба Марфино. Советский Голливуд".
Наиболее эффектная панорама усадебного ансамбля Марфино открывается с острова нижнего пруда. Архитектурной доминантой всего ансамбля служит главный дом, который стоит на возвышенности, его видно из любой точки усадьбы. Попасть на территорию военного санатория Марфинский очень просто: после 12 часов при предъявлении паспорта на КПП вручают разовый пропуск, и можно сколько угодно гулять по великолепному парку, любуясь пейзажами и архитектурой усадебных строений с разных точек.
Напомню совсем кратко усадебную историю (подробно уже всё и без меня рассказано и пересказано): Марфино упоминается в документах с 1585 года под разными названиями. Усадьба постоянно принадлежала самым влиятельным историческим личностям - Головиным, Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. От князя Б.А. Голицына в Марфино остались церковь, название и две легенды, все остальное появилось позже. После смерти Голицына всё владение выкупил фельдмаршал граф Петр Семёнович Салтыков - вот он и вёл активную застройку земель. При Салтыкове появились беседки, псарни, конный двор были выкопаны пруды и насыпаны искусственные острова: встречи, любви, ожидания и расставания. До нынешнего времени сохранился остров любви, с него и открывается лучший вид на дворец (заглавное фото).
Граф Орлов, которому перешла земля после войны 1812 года, занимался восстановлением имения, разрушенного французской армией. В 1831 году усадьбу унаследовала его дочь, и с помощью архитектора М.Д. Быковского - ученика Доменико Жилярди, преобразовала имение в готическом духе. Окончательно работы в Марфино завершились в 1846 году, через два года после смерти хозяйки усадьбы. Перед Октябрьской революцией имением владели внучка В.Н. Панина, "красная графиня" С.В. Панина и её супруг А.А. Половцов. Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.
1.

В дворцовый комплекс входят дом-дворец, въездные ворота, парадная белокаменная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов и скульптурным фонтаном. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают дом похожим на средневековый замок. Пейзажный парк узкими террасами спускается к берегу нижнего пруда.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Пристань украшают фигуры двух каменных грифонов и скульптурный фонтан середины XIX века (скульптор И.П. Витали).
11.

12.

13.

Раньше перед главным домом находилась открытая беседка, увитая зеленью. От неё остались две колонны, когда-то они были увенчаны декоративными вазонами со скульптурами херувимов.
14.

15.

Северный фасад дворца выглядит чуть скромнее. С севера парадный двор ограничен откосом оврага, за которым расположен небольшой пруд.
16.

Перед северным фасадом находится прямоугольный в плане парадный двор, по бокам которого стоят два двухэтажных кирпичных флигеля. Флигеля построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по проекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением готических элементов оформления.
17.

18.

19.

20.

21.

Торцевой фасад западного флигеля с южной стороны.
22.

К северу на единой оси с главным домом, на довольно большом расстоянии от парадного двора, симметрично стоят два одинаковых здания XVIII века с восьмиколонными портиками в классическом стиле - это бывшие псарни.
23.

24.

Восточнее парадного двора усадьбы раскинулся довольно большой регулярный парк. Планировку его образует правильная сетка взаимно перпендикулярных аллей. Композицию парка оживляет пересекающий его по косой линии ручей, вытекающий из пруда, расположенного за парадным двором. Через ручей в парке переброшено восемь арочных кирпичных мостиков, устроенных на осях аллей.

26.

27.

В огромном парке две беседки, пережившие войну 1812 года. Двухъярусная ротонда "Миловида" построена в XVIII веке при Салтыковых и стоит на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Её рустованный нижний ярус имеет восьмигранную форму и прорезан проёмами входов. Во втором ярусе опирающейся на римско-дорическую колоннаду беседке находится статуя Аполлона Бельведерского, установленная в советское время.
28

Её гармоничные формы и пропорции позволяют считать его автором знаменитого архитектора Николая Александровича Львова.
29.

В конце одной из аллей липового парка расположилась беседка-полуротонда, также построенная при Салтыковых и служившая, вероятно, музыкальным павильоном. Она представляет собой перекрытую половиной сферического купола тосканскую колоннаду.
30.

31.

|
</> |