Прогулка в усадьбе Марфино
galik_123 — 24.10.2023Сначала о грустном...
Летом прошлого года наконец-то появилось сообщение о том, что МО РФ выделило денежные средства на благоустройство и реставрацию Красного "рыцарского" моста в усадьбе Марфино (эту усадьбу с 1944 года занимает санаторий Минобороны). Проектирование должны были закончить к ноябрю 2022 года. И в середине солнечного сентября мы отправились в Марфино надеясь, что увидим хотя бы начало реставрационных работ.
Однако, пройдя по Петровской аллее до Красного моста, увидели, что мост, находящийся между санаторием и территорией администрации Мытищинского района, находится всё в таком же полуразрушенном состоянии, и под угрозой само существование памятника. Речь уже идёт о востановлении, а не о реставрации...
1.
Уже много лет некогда проезжий и пешеходный мост, соединявший две части поселения, закрыт, а вместо него сооружён понтонный.
2.
С понтонного моста можно увидеть грустную картину разрушения.
3.
При этом двухарочный псевдоготический мост, построенный в 1770-х годах при Салтыковых и перестроенный в 1837-1839 годах по проекту архитектора М.Д. Быковского - ученика Доменико Жилярди, является главным архитектурным шедевром Марфино. Это единственный мостовой проект Быковского.
4.
От первоначальной постройки осталась, возможно, только внутренняя кладка арочных пролётов. Галерея с башенками, парапеты над пролётами, а также вся лицевая поверхность кладки относятся к 1837-1839 годам. В 1856 году мост пострадал от наводнения, после чего был ремонтирован.
5.
Архитектор Быковский создал на мосту прогулочную галерею с белокаменными колоннами. Во всем мире насчитывается всего около десятка исторических мостов с галереями. И все известные мосты такого типа в декоративном убранстве, оригинальности композиции уступают Марфинскому.
6.
Мост служит соединяющим звеном между подъездной дорогой и дворцом с парадным двором и террасным парком. Арки моста перекинуты над протоками, соединяющими нижний пруд с двумя верхними. По замыслу Быковского, вход и въезд в усадьбу с южной стороны должен был осуществляться через этот мост с галереями. Постройка играет важную роль в панораме центральной части усадьбы.
7.
Кирпичное сооружение состоит из двух арочных пролётов, расположенных почти под прямым углом относительно друг друга, между которыми со стороны южного фасада устроена галерея. Западный пролёт моста выше и шире восточного. Доминирующее место в композиции сооружения принадлежит галерее. Крытая сквозная галерея поднята на высокую глухую стену, соответствующую по высоте пролётам моста, и фланкируется по сторонам прямоугольными в плане башенками. Аркада галереи опирается на гранёные в сечении столбы с базами и капителями. Южный и северный фасады башенок прорезаны крупными арочными проёмами. С юга витой керамической пустотелой колонкой проёмы делятся на две части.
8.
Проезжая или проходя по мосту, гости далее направлялись по "рыцарской" аллее к главным воротам усадьбы, оформляющим въезд на парадный двор, и огибали озеро, созерцая все сооружения усадьбы и живописные пейзажи.
9.
10.
11.
Главные въездные ворота Марфино, расположенные рядом с домом, были сооружены по проекту Быковского в 1837-1839 годах в стиле псевдоготики. К ним пристроена сторожевая башня.
12.
Пилоны, парапет и зубцы проездной арки ворот белокаменные.
13.
14.
15.
16.
Далее продолжим прогулку уже по территории санатория МО...
17.
|
</> |