Прогноз по России?


В последнее время меня стали упрекать в том, что я в своих
постах "скатываюсь на негатив", что я не люблю Россию, не патриот,
не даю прогнозов на те или иные события и т.п. Я вам так
скажу: будущее показывают тому, кто готов его принять. К
сожалению, абсолютное большинство моих читателей не готово принять
то будущее, которое нас ждет, а значит не готово к тем кардинальным
преобразованиям мира, что уже сейчас происходят на наших глазах.
Более того, из глубин массового бессознательного советских граждан
поднялась огромная волна "назад в СССР". Эту волну стали гнать
Путен и те, кто стоит за его спиной. Что также говорит об их не
способности и страхе перед глобальным переустройством мира. Такое
непопадание в вектор мирового развития (нравится он нам или нет)
сулит огромные бедствия нашей родине и стремительное исчезновение
России и русских с лица Земли. Счет идет буквально на годы. Через
десять лет по прогнозам демографов численность россиян на Дальнем
Востоке станет меньше 4 млн человек. Казалось бы - вот выход из
Донецко-Луганского кризиса. Не хотят люди жить на Украине, говорить
на украинской мове? Открой им дверь к богатейшему краю в
Сибири и на Дальнем Востоке - дай им субсидии, освободи от
налогов, коммунальных платежей и люди поедут. Вместо этого
устраивают братоубийственную войну между одним народом, едиными
семьями. Кому это выгодно? Вопрос риторический. Если бы хотели
поднять экономику - вкладывали бы в строительство и реконструкцию,
во внутренний рынок полученные от продажи ресурсов деньги, а не
угоняли бы их за рубеж. Где наша природная рента? Вместо того,
чтобы орать "Крым наш!" спросите себя, а Газпром наш? А Роснефть? А
Лукойл? А Сбербанк? А земля под вашим домом? А сама квартира,
находящаяся якобы в вашей частной собственности, она ваша? Нет не
ваша. Попробуйте не заплатить за вашу "собственность" налог и
квртплату за три-четыре месяца. Вы думаете почему Путен вдруг
так занеистовствовал, когда народ Украины прогнал Януковича с
бандюковичами? Потому что был выбит нашими братьями краеугольный
камень абсолютистской сатрапии. Это столетиями вдалбливаемый рабам
постулат "о священности власти". Чувствуете запах кадила? "Всякая
власть от Бога"! Он выбирает Правителя, а мы должны терпеть и
подчинять помазаннику божьему! Он не ошибается! Он - великий
Пу-у-у!" Слышите эхо в горах? Содрагание земли и небес от этого
грозного звука? А человек с музыкальным слухом вдруг
сказал: "Никакой это не гром, это кто-то пукнул в церкви", а все
нюхают и восхищаются. Вот и вся правда. Всегда перемены и
реформы на Руси шли с Запада. Нужен свежий ветер
перемен, который развеет нашу посконную вонь. Украинцы просто
оказались ближе к форточке, больше сохранили трезвости и сознания,
вот и дали пинка вору и бандиту.
И не только ему, но и нукерам его. И это
другая грань перевернутого краеугольного камня. Рабам годами
внушают со всех СМИ - нельзя трогать пусарОв, омон, мдв и прочие
еклмн. Скольких человек с Болтной посадили за то, что они кусок
асфальта кинули в тех, кто устроил нечеловеческую давку на легально
разрешенном митинге! А все почему? Чтобы не повадно было даже палец
шевельнуть в царскую охранку. В этих вооруженных до зубов,
защищенных сверх меры щитами, сферами, бронежилетами, газовыми
пистолетами, дубинками, которые подписались за квартиры и высокое
жалование охранять преступников во власти. А мои братья-украинцы не
побоялись взять в руки не только камень с мостовой, но и что-то
весьма посущественнее. Взяли в руки, да и спросили своих беркутов и
прочих хищных птиц: "Ребята, а вы кого тут охраняете? И против кого
идете? А где вы живете? Кто ваши родные? Уж не их ли бизнес чмырит
Янук со-товарищи? Ну-ка идете по домам и распросите, что там к
чему". И все это мирно и тихо было, без насилия. А кто
не спрятался - мы не виноваты. Так лопнул на наших глазах еще один
миф азиатской деспотии. И король голым оказался и охрана его.
И это правильно. Потому как если демократия
используется преступниками для захвата власти, то народ - как
главный источник власти в демократических странах - вполне может
выйти на улицы и сменить своих "избранников". Без всякой святости и
кадил. И вот этого-то Путен испугался по настоящему. Не только он.
Вздрогнули многие правители мира. Потому и дали ему по сути
поощрительные санкции на удушение украинской народной
революции. Проснувшийся народ (слава интернету и его бойцам!)
- это главная угроза для тайных правителей мира, для всех этих
ротшильдов-рептилоидов и рокфеллеров иже с ними. Они готовы
развязать любую бойню, лишь бы перебить всех несогласных, а овец
опять загнать в стойло. "Заслуживает отдельного разговора
роль войны как движущей силы в истории России. Парадоксальный факт,
но все реформы и перестройки, начинаемые и осуществляемые в стране
во время мирного периода, заканчивались неудачно, были
половинчатыми и не приводили к желаемым результатам. Как только
война обнажала корни противоречий, препятствий к развитию,
отсталость политических, экономических и военных структур, так
неизменным следствием этого происходили революции,
перестройки-перестрелки, эффективные реформы, смены форм власти и
т.п." - это написал я в далеком 1996 году в книге "Миф эпохи
Водолея". И я придерживаюсь этого же мнения и сейчас. Война
вернется в Россию. Развязанный кликой Путена вооруженный конфликт в
Восточной Украине и захват Крыма аукнутся России десятками новых
вооруженных конфликтов и горячих точек, эмоциональный маятник
одурманенных масс качнется в другую сторону, сила разочарования
обманутых и слепых будет так велика, что что противостоять ей
вряд ли кто сможет. И хорошо, если это произойдет быстро, потому
как через 10 лет будет уже поздно. Поэтому и не хочется мне делать
прогнозы или озвучивать свои наработки.
Несмотря на положительную динамику рождаемости, кризис не миновал, и Россия стоит на пороге новых угроз. Дело в том, что в ближайшие годы страна столкнется с последствиями катастрофического спада рождаемости конца 1980-х – начала 1990-х годов (т. е. с последствиями так называемой демографической ямы 90-х).
Необходимо подчеркнуть, что мы имеем здесь дело с совершенно беспрецедентной по масштабам демографической катастрофой, с которой России еще не приходилось сталкиваться. Спад рождаемости в 90-х был гораздо масштабнее, чем даже демографическая яма Второй мировой войны (см. рис. 1.6).
Иными словами, число россиян, не родившихся в результате катастрофического спада рождаемости конца 80-х – начала 90-х, в несколько раз превышает число россиян, не родившихся в результате Второй мировой войны.

В репродуктивный возраст сейчас вступает молодое поколение, рожденное в начале 1990-х, – самое малочисленное за послевоенный период. Сейчас количество 15-летних в России в два раза меньше, чем 25-летних. Уже через десять лет численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20–29 лет, на которых приходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведет к значительному сокращению числа рождений.
Российский демографический кризис имеет два компонента. Первый – низкая рождаемость, как было отмечено выше, а также, несмотря на подъем рождаемости, сокращение количества молодых женщин детородных возрастов, что означает перспективу снижения общего коэффициента рождаемости. Второй составляющей грядущего российского демографического кризиса является аномально высокий уровень смертности для промышленно развитой страны со средним уровнем доходов.
Российский уровень смертности весьма высок по мировым меркам; причем проблема здесь не только в старении населения, но и в первую очередь в экстремально высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Примерно треть всех избыточных смертей среди мужского населения приходится на возраст 30–70 лет. Если ситуация не изменится, то, по данным ВОЗ, из каждых десяти юношей — выпускников школ последних лет в Албании, Сирии или секторе Газа не доживет до пенсионного возраста лишь один, а в России – четыре.
Россия, находясь на 44-м месте в мире по уровню ВВП на душу населения, занимает лишь 145-е место по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) мужчин, отставая от десятков несравненно более бедных стран, таких как Таджикистан, Йемен, Пакистан, Бангладеш или Гондурас. В ряде регионов с тяжелой демографической ситуацией (Амурская, Псковская, Сахалинская, Смоленская, Тверская области и др.) ОПЖ мужчин сопоставима с таковой в Судане, Эритрее, Эфиопии, Сенегале и составляет 58–59 лет,
а в Коми-Пермяцком АО, на Чукотке и в Туве – 53–54 года, как в наименее развитых африканских странах – Нигере, Бенине, Малави.
Восполнить недостающее население даже чрезвычайно активным стимулированием миграции будет практически невозможно – все страны СНГ (главные демографические доноры России) столкнулись со своими «демографическими ямами», связанными с резким спадом рождаемости 1990-х годов. В результате на рынок труда в ближайшие годы в странах СНГ будут выходить все более и более малочисленные возрастные группы, что приведет к значительному уменьшению избытка рабочей силы и послужит мощным фактором сокращения миграционного прироста населения России.
Важно отметить, что надежды на решение демографического кризиса в России исключительно за счет миграции не обоснованы. Соотечественники, проживающие за рубежом, обладают определенным миграционным потенциалом и представляют собой отдельный демографический резерв России, но переоценивать его роль в формировании миграционных потоков также не следует – это лишь некоторая компенсаторная компонента.
И в концепции, и в указе президента Российской Федерации №606 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» заложено дальнейшее повышение рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) россиян вышла на рекордные для России значения; указом же заложено ее повышение к 2018 году до 74 лет, что соответствует уровню ОПЖ в Венгрии. Иными словами, целевые показатели концепции и указа вполне достаточны по европейским меркам.
Однако в России, как показали наши расчеты, достижение этих целевых показателей не сможет прекратить депопуляцию. Предусмотренные в Концепции демографической политики целевые показатели рождаемости, смертности и миграции не обеспечивают последующий рост численности населения России в долгосрочной перспективе (см. рис. 2.1).

Уже после 2025 года убыль населения возобновится: при инерционном сценарии в ближайшие десятилетия, если не будут приняты новые меры поддержки рождаемости и предотвращения смертности, численность населения сократится до 140 млн человек к 2020 году и до 113 млн к 2050 году. Расчеты показывают, что при сохранении текущих уровней рождаемости (сильно ниже уровня воспроизводства) и смертности (очень высокой по мировым меркам), несмотря на достигнутые улучшения, в ближайшие десятилетия численность населения России будет стремительно падать – до 138,5 млн человек к 2020 году и до 112,4 млн к 2050 году.
В случае реализации инерционного сценария сокращение численности населения России и предстоящее в ближайшие годы изменение его возрастной структуры затронут все аспекты социально-экономического развития страны.
Трудовой и экономический потенциал. Если не принять самых срочных и серьезных мер по полной ликвидации российской сверхсмертности и повышению рождаемости, Россию ожидает колоссальное сокращение населения трудоспособного возраста – к 2020 году на 7–8 млн человек, а к 2050 году – более чем на 26 млн человек. Возрастная структура экономически активного населения сильно постареет, что поставит под угрозу запланированные темпы экономического роста, инвестиционную привлекательность и структурную модернизацию экономики.
Кадровая политика. Отрасли, непосредственно связанные с перспективами модернизации, например промышленное производство и инженерное дело, пострадают более всего. Из них в скором будущем начнут выбывать старшие кадры. Дефицит кадров при необходимости роста экономики, основанной на инновациях, может привести к тому, что процветающими так и останутся нефтегазовая промышленность и финансы, где сохранится высокий уровень заработной платы, способный привлечь немногочисленную высокообразованную молодежь.
Здравоохранение и социальное обеспечение. Рост численности населения старших возрастов приведет к росту государственных расходов на медицинскую помощь, поскольку в старших поколениях объемы потребления медицинской помощи в расчете на одного человека значительно выше средних показателей. Кроме того, быстрый рост потребности в специализированной медицинской помощи потребует изменений в специализации врачей и их подготовке. Увеличится потребность в скорой медицинской помощи, в комплексных центрах социального обслуживания для пожилых людей.
Образование. Уменьшение контингента российских студентов приведет к сокращению учреждений профессионального образования, если не будут найдены компенсирующие формы учебной и учебно-трудовой миграции. При высокой востребованности высшего образования снизится спрос на учреждения среднего и начального профессионального образования. Старение рабочей силы потребует создания новой современной системы непрерывного образования, направленной на переобучение и переквалификацию.
Пенсионное обеспечение. Проблемы возникнут и в государственной пенсионной системе, поскольку соотношение численности населения в трудоспособном и нетрудоспособном возрастах с нынешнего уровня 2,7:1 может упасть ниже 2:1 к 2035 году, а к 2050-му составит 1,6:1,43. При условии неизменного налогообложения и уровня пенсионного возраста цена бездействия в сфере пенсионного обеспечения может быть определена следующим образом: коэффициент замещения снизится с 36% в 2012 году до 26% в 2030-м. Поддержание коэффициента замещения на нынешнем уровне без изменения демографической ситуации и проведения пенсионной реформы будет стоить около 0,2% ВВП ежегодного увеличения расходов.
Обороноспособность. Численность мужчин призывного возраста (18–27 лет) сократится к 2020 году на 3,8 млн человек (более чем на треть), к 2050-му – на 4,5 млн (более чем на 40%), что вызовет проблемы с комплектованием вооруженных сил.
Политические риски. Политическая стабильность напрямую зависит от возможностей государства обеспечивать социальные обязательства. Дестабилизация и потеря доверия к властям в свою очередь может привести не только к ухудшению социально-экономической ситуации, но и к усилению демографического кризиса по сценарию 1990-х годов с нарастанием негативных тенденций.
Геополитические риски.Особую угрозу представляет демографическая ситуация на Дальнем Востоке, где нашими соседями являются три крупнейшие экономики мира (США, Япония и Китай). Вследствие низкой рождаемости, высокой смертности и миграционного оттока численность населения Дальневосточного федерального округа к 2050 году может сократиться почти на 40%, менее чем до 4 млн человек. В результате этого территориальная целостность России как самого большого по площади единого государства может оказаться под угрозой.
Демографические вызовы таковы, что если сегодня не принять дополнительных и эффективных мер, направленных на смягчение последствий демографической «волны» 1990-х, то в среднесрочной перспективе страна рискует потерять темпы экономического роста и мировую конкурентоспособность, а в долгосрочном прогнозе – социальную, политическую и геополитическую стабильность.

Таким образом, при наихудшем развитии событий население России может сократиться до 100 млн человек уже в начале 2040-х годов.
Автор — генеральный директор Института научно-общественной экспертизы (ИНОЭ), кандидат экономических наук, модератор рабочей группы «Семейная политика и детство» Экспертного совета при правительстве Российской Федерации Сергей Рыбальченко
|
</> |