Профессия - Пилот-Инструктор. Часть 1


Предисловие
Давно хотел сесть и заняться делом. А именно - излагать мысли об инструкторстве. Мыслей много, что-то уже отражено в материалах, доступных в закрепленной теме моего блога, что-то высказывалось в рассказах о полетах. Попавшая сегодня в руки книга The Flight Instructor's Manual (мысли которой я своими словами излагаю сегодня) катализировала это желание и, я надеюсь, что данный всплеск мотивации одним сегодняшним вечером не закончится.
Я не изобретаю Америку, излагая нижесказанное. Все это придумано до меня и, как и в случае с CRM, вполне себе интуитивно понятно большинству. Однако, когда это собрано в тексте, то, возможно, кому-то окажется очень удобным - не искать информацию по заграничным учебникам, и не размышлять бессонными ночами - найти ответы на незаданные вопросы.
Если кто-то хочет углубиться в изучение вопроса, не дожидаясь окончание моей борьбы за поиск мотивации, то я очень рекомендую Aviation Instructor's Handbook. Там все равно все в десять раз подробнее разжевано, но на английском.
Вступление
Лицензия пилота-инструктора - это тот допуск, важность и значение которого так часто недооцениваются. Зачастую капитан большого лайнера стремиться получить этот допуск не потому, что он чувствует в себе желание учить других пилотов. Для некоторых он рассматривается как способ получения дополнительных бонусов - например, получить определенное влияние в коллективе или, по-крайней мере, возможности влиять на планирование своих полетов по "вкусным направлениям".
Вряд ли такой "пилот-инструктор" будет готов всей своей энергией отдаться обучению студентов. Зачем ему дополнительная головная боль, если все, что он хочет - это чаще летать в Аликанте?
Обучение других людей может оказаться очень неблагодарным делом, если не относиться к нему с душой. Очень часто можно услышать от "пилотов-инструкторов": "Да сейчас такой молодняк, что он ничего сам учить не хочет, ему все разжевывать надо", но при этом данный "инструктор" не может показать правильное выполнение самой банальной стандартной процедуры.
Первое, от чего должен избавиться пилот, если он хочет быть лучшим пилотом-инструктором, это мысль, что его обучаемый не хочет учиться. Так как в большинстве случаев даже самый трудный студент изначально имеет мотивацию, но не каждый инструктор способен ее распознать и поощрить. Подобная мысль очень вредит обучению - так как этот "инструктор" считает очень соблазнительным оставить себе путь к отступлению - мол, "это не я плохой, это он ничего не знает, ничего не умеет".
Общие черты лучшего пилота-инструктора:
1. ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА. Он постоянно учится в первую очередь сам.
2. ИМЕЕТ СПОСОБНОСТЬ К ПРЕПОДАВАНИЮ. Он имеет отличное представление о том, как люди учатся, какие процессы происходят в голове у обучаемых в процессе тренировок, какие трудности могут препятствовать успешному обучению и знает способы их преодоления. Он находит индивидуальный подход, соответствующий характеру студента и обстоятельствам обучения. Он выстраивает сам процесс обучения в оптимальной последовательности.
3. ПРОЯВЛЯЕТ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС К ОБУЧАЕМОМУ. Он любит работать с людьми, умеет выстраивать правильные взаимоотношения и может посмотреть на вещи глазами своего студента.
4. ПРОФЕССИОНАЛ СВОЕГО ДЕЛА. Он не только умеет учить словами, но и показать делом - навыки и, что не менее важно, правильное отношение к культуре выполнения полета. Его взаимоотношение с обучаемым строится по принципу "авторитетного друга" - если он только "авторитет", это плохо; если он только "друг" (без должного авторитета) - это еще более плохо, так как обучаемый просто не будет придавать должного значения важным вещам и это может плохо кончится.
5. УМЕЕТ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ. Если "традиционная методика" преподавания в каком-либо конкретном случае не работает, инструктор ищет и применяет новые подходы, при этом отдавая себе отчет, что они применимы только с такими инидвидуумами.
6. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Он не меняет стандарты или правила игры, как ему удобно в данную минуту. Он использует одни и те же правила из одного полета в другой. Он строит обучение таким образом, чтобы у студента отложилось в голове четкое понимание: стандарты и правила пишут для того, чтобы их соблюдать, потому что иначе - небезопасно.
7. ИЩЕТ НОВЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ. Хороший инструктор не останавливается на методике "смотри, как я умею". Он ищет другие способы научить пилота, поддерживая его мотивацию и для самостоятельной домашней подготовки тоже.
Влияние пилота-инструктора
Пилот-инструктор, его способы преподавания, его манеры, его личный пример - это то, что имеет наибольшее влияние на дальнейшую судьбу обучаемого. Переучить однажды неправильно обученного пилота стоит гораздо больших усилий, нежели изначально научить правильно.
Инструктор - этот тот человек, которому пилот готов верить без оговорок - как родителю, как учителю в начальной школе. Зачастую, пилот даже готов поверить в то, что "черное - это белое", если это говорит авторитет в лице маститого пилота-инструктора, имеющего за спиной не одну тысячу часов на данном самолете.
И даже если пилот прочитает в умной книге, что "белое - это белое", и обратится к инструктору с вопросом:"почему?", а последний сочтет допустимым не признать свою ошибку, а с умным видом избежать (как ему кажется), провала, похлопав по плечу,снисходительно бросить: "А потому что книга это книга, а в жизни все по-другому" - то, скорее всего, пилот захлопнет книгу и вообще перестанет ей верить.
Таким инструктором быть - нельзя!
Каждый пилот в начале своей работы (на новом типе, или летной карьеры в целом) пытается имитировать работу своих учителей. И если Вы - тот парень, который считает, что ФАПы, FCOMы и прочие FCTMы пишутся для менее опытных, чем Вы, пилотов - то хотя бы попробуйте представить, какое влияние на Вашего студента окажет демонстрация "успешной" посадки после очень нестабилизированного захода.
Вы считаете, что показали верх мастерства?
Подойдите к стенке и разбейте свой лоб, потому что Вы глубоко заблуждаетесь. Этой "успешной посадкой" Вы только что заложили мину замедленного действия - Ваш студент теперь считает, что истинным мастерством является не принятие БЕЗОПАСНОГО решения на прекращение захода на посадку и уход на второй круг, а демонстрация летных навыков в попытке выполнить посадку любой ценой....
...Например, ценой жизни Вашей жены и маленьких детей, которые через какое-то время полетят в отпуск с Вашим учеником, когда Вас и Вашего опыта рядом не будет.
Вы готовы к такому раскладу?
Да?
Тогда Вы - не тот человек, который должен быть Инструктором.
Хороший инструктор продолжает интересоваться своим учеником и по-доброму переживать за его дальнейшую карьеру даже спустя несколько лет после окончания совместной работы. И, если случайно при встрече Вы узнаете, что ученик успешно спасся из грозового очага благодаря тем старым советам, которым Вы ему дали, имея свой личный неприятный опыт, то Вы, конечно же, рады за жизнь его пассажиров, ОДНАКО, ищете ответ на вопрос: "Что же я упустил в процессе обучения, если он допустил попадание в грозовой очаг?"
Помните! Как инструктор, Вы можете долго и красиво говорить о том, что полет должен быть безопасным и все стандарты и правила - соблюдаться, однако, если Вы не летаете так, как говорите, остается очень мало надежды на то, что пилот будет относится к Вашим словам всерьез.
Хороший пилот-инструктор должен завоевать безоговорочное уважением и веру своего ученика. Возможно, спустя пару лет Вы увидите, что Ваш бывший подопечный стал слишком вольно относится к работе, соблазнившись тем, что "все так делают" - будет ли Ваше влияние достаточным для того, чтобы направить заматеревшего пилота на правильный путь?
В подобном педантичном подходе есть бонус. Безусловно, Вам будет очень приятно получить имидж "настоящего пилота-инструктора", то есть такого Учителя, учиться у которого желает каждый студент, к которому приходят за советом не только будущие пилоты, но и состоявшиеся коллеги.
Продолжение - Часть 2

|
</> |